В открытом письме волонтеры требуют от правительства Украины обеспечить онкологические отделения больниц медикаментами, которые, по их словам, государство закупает в недостаточном количестве.
«Спасение детей важнее любого тендера!», «У больных раком нет времени ждать!», «Где обещанные лекарства?» — с такими плакатами в минувшую пятницу волонтеры и родители больных детей вышли к зданию Украинской специализированной больницы «Охматдет», где проходила пресс-конференция.
— Согласно графику закупок на 2012 год необходимые детям лекарства поставят в больницу лишь 15 декабря, хотя медикаментов не хватает уже сейчас, — заявила председатель опекунского совета Центра детской онкологии и трансплантации костного мозга Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» Оксана Корчинская. — Все тендеры были проведены еще в середине мая, а лекарств в больницах нет до сих пор. Если Киев обеспечен необходимыми препаратами всего на 20 процентов, то в областях эта ситуация куда хуже — пять-десять процентов. Тяжелобольные дети рискуют умереть от недостатка лекарств, которые уже закуплены государством, но еще не доставлены в больницы.
*С такими плакатами волонтеры и родители больных детей вышли к зданию столичного «Охматдета»
Сейчас чиновники говорят журналистам, что на складах больниц есть все медикаменты. Где же они были вчера, когда нечем было лечить страдающую острой формой лейкемии восьмилетнюю ровенчанку Настю Небувайло, которая только пришла в себя после 40-дневной комы? Чтобы собрать деньги на медикаменты, мы с отцом девочки обзванивали все газеты, телевизионные каналы и организации с просьбой помочь. У меня есть чеки на сумму более четырех миллионов гривен, доказывающие: медикаменты для больниц закупаются в основном за счет родителей и общественности, а не государства. Это деньги, которые мы потратили на детей, проходивших лечение в «Охматдете», лишь в последние годы. Однако два дня назад Настю выписали, так и не долечив, потому что в клинике нет мест.
«ФАКТАМ» удалось связаться с отцом девочки Дмитрием Небувайло. Сейчас Настя находится в Ровенской областной больнице. За последние два месяца родители ребенка уже потратили более 200 тысяч гривен на лечение.
— В киевский «Охматдет» мы попали полтора месяца назад, когда ровенские врачи развели руками, сказав, что состояние дочери очень тяжелое и помочь они не могут, — говорит Дмитрий. — После приезда в столицу Настя впала в кому. Пришла в себя только через 40 дней. Хотя нас предупреждали, что нужно готовиться к худшему, мы с супругой верили: дочь справится. Она спортсменка, занимается гимнастикой, поэтому привыкла бороться. Ежедневно на необходимые медикаменты уходило от двух до десяти тысяч гривен.
— Эти лекарства покупали только вы?
— Врачи объяснили, что в больнице есть часть препаратов, но они рассчитаны на пациентов, которые лежат в онкогематологическом отделении, а на реанимацию их не хватает.
*Эту фотографию отец восьмилетней Насти разместил в интернете, чтобы собрать средства на лечение дочери. Ежедневно на медикаменты у родителей уходило от двух до десяти тысяч гривен
— Государство выделяло вам какие-то препараты?
— На этот вопрос я не могу ответить однозначно. Ежедневно Насте требовалось большое количество дорогостоящих лекарств. Возможно, какие-то из них и давали дочери бесплатно. Я покупал лишь то, что мне велели врачи. Когда случилось чудо и Настя пришла в себя, самостоятельно стала дышать, есть и разговаривать, мы были уверены: дочь переведут в онкогематологическое отделение. Но вместо этого Настю выписали обратно в Ровенскую областную больницу, врачи которой еще месяц назад не знали, как ее лечить.
— Вам не разрешили остаться в столице?
— Пока дочка находилась в коме, ей переливали донорскую кровь, — говорит Дмитрий. — Теперь оказалось, что у ребенка в крови вирусы двух видов гепатита, а на фоне ослабленного иммунитета в селезенке и легких развился грибок. Чтобы бороться с лейкемией, Насте необходимо провести курс химиотерапии. Но это будет возможно лишь после того, как ее избавят от грибка, на что, опять же, потребуются лекарства, которые нам придется покупать за свой счет. Пока в киевской больнице нет мест.
К слову, в реанимации я познакомился с женщиной, у сына которой была такая же ситуация. Он с трудом выдержал дорогу на реанимобиле, когда его потребовалось везти в Киев второй раз. Сейчас Настя находится в Ровно, но вопрос, где доставать лекарства, по-прежнему остается открытым.
(Для тех, у кого есть возможность помочь Насте, публикуем номер телефона ее отца Дмитрия: (050) 375-52-86.)
Другие родители тоже утверждают, что большинство лекарств они покупают за свои деньги.
— Когда четыре года назад моего сына привезли в больницу, врачи предупредили: «Пока у вас не будет 40 тысяч гривен на лекарства, мы не сможем его лечить», — рассказывает Оксана, мама ребенка, которого не удалось спасти. — Полтора года назад Олег умер. Я очень благодарна врачам, которые в течение двух лет боролись за жизнь моего ребенка. Однако не нужно сейчас говорить, что лекарствами обеспечивает государство. Большую часть препаратов родители приобретают за свой счет. Деньги на это есть не у всех. У меня до сих пор хранятся все чеки, которые доказывают, что кроме препаратов мне нередко приходилось покупать даже шприцы и зеленку.
Чтобы объяснить сложившуюся ситуацию, представители Минздрава Украины собрали пресс-конференцию.
— Сейчас как на складе, так и в онкогематологическом отделении «Охматдета»,
— Всегда ли родители обязаны покупать дорогостоящие препараты?
— Это происходит, если у ребенка возникают редкие осложнения, которые практически невозможно предугадать. Например, желудочно-кишечное кровотечение случается у одного из тысячи пациентов, то есть два-три раза в год. Медикаменты, необходимые для борьбы с этим осложнением, стоят больших денег и не включены в список препаратов, которые государство закупает в обязательном порядке. Лекарства же, предназначенные для лечения больных детей традиционными методами, скажем, химиотерапией, есть в наличии. Ситуация с количеством свободных мест в больнице всегда была напряженной. Например, сейчас на 70 койках в отделениях находятся 78 человек.
— Почему необходимые детям лекарства будут доставлены в больницы только в конце года?
— Думаю, все помнят сложившуюся в прошлом году ситуацию, когда тендеры на закупку медикаментов на 2011 год были проведены лишь осенью, — отвечает руководитель Управления планирования, финансирования, мониторинга централизованных мероприятий и конкурсных закупок Минздрава Украины Галина Довганчин. — Лекарства в больницы тогда тоже доставили с большим опозданием, поэтому сейчас у нас еще есть остатки. Программа поставки медикаментов на нынешний год составлялась с учетом этих остатков. Например, такой препарат, как циклоспорин, запасы которого подходят к концу, планируют доставить в больницу в конце июля. Таким образом мы контролируем ситуацию.
Тем временем в редакцию «ФАКТОВ» ежедневно звонят родители и умоляют помочь собрать деньги на лечение их ребенка, который болен раком. Сюжеты о таких детях показывают в телевизионных программах, новостях, выкладывают в интернет. У кого не дрогнет сердце при виде маленьких страдальцев? Часто неравнодушные люди откликаются. Наши читатели, которые исправно платят налоги и фактически финансируют здравоохранение (их деньги затем называются «бюджетными»), еще раз отрывают средства от собственных семей, чтобы помочь купить лекарства тяжелобольному ребенку.
На этой неделе премьер-министр Украины Николай Азаров дал поручение создать специальную правительственную комиссию, цель которой — проверить, как проходит закупка лекарств для онкобольных детей. Комиссия уже начала работать и о результатах проверок должна отчитаться перед главой правительства в десятидневный срок.
Фото автора