Принят закон, обязывающий нефтетрейдеров с 2014 года добавлять в топливо не менее 5 процентов биоэтанола
О вреде выхлопных газов от автомобилей известно всем. С тех пор, как появился двигатель внутреннего сгорания, работающий на нефтепродуктах, экологическое состояние планеты заметно ухудшилось. Ученые бьют тревогу и ищут альтернативные виды энергии и безопасное топливо. В последнее время многие страны используют горючее, смешанное с биоэтанолом, то есть этиловым спиртом. А, к примеру, в Бразилии это основной вид топлива. Вскоре и украинские водители будут заливать в баки своих автомобилей бензин с добавлением спирта. Парламент принял соответствующий закон. Но, учитывая национальные особенности, эффект от такого решения может оказаться не положительным, а негативным.
Недавно Верховной Радой был принят поданный правительством Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторного топлива с содержанием биокомпонентов». Законом установлено, что содержание биоэтанола в бензинах моторных, которые производятся и реализуются на территории Украины, будет составлять в 2013 году не менее 5 процентов. Но на первом этапе внедрения это лишь рекомендательная норма. Однако уже с 2014-го пятипроцентное содержание биоэтанола в горючем станет обязательным. А с 2016 года норма увеличится до 7 процентов.
Также закон гласит, что теперь производством бензинов моторных смесовых или с добавлением биоэтанола к углеводородной основе (бензины, фракции, компоненты и так далее) будут заниматься только определенные предприятия, имеющие на то лицензию.
Объясняя необходимость принятия закона в пояснительной записке к нему, правительственные чиновники подчеркнули, что документ позволит загрузить 38 простаивающих заводов «Укрспирта» и сохранить около 30 тысяч рабочих мест. Согласно расчетам Кабинета министров, Украина может производить 5 миллионов тонн биотоплива в год, что даст возможность на 30 процентов заместить импорт нефтепродуктов.
При этом в правительстве заверяют: со вступлением в силу закона, уже в 2014 году, 225 тысяч тонн бензина будет заменено биоэтанолом. В заключении правительственных чиновников отмечается, что добавление до 10 процентов биоэтанола в бензин не требует переоборудования топливной системы автомобиля.
Как заявил заместитель директора департамента по вопросам нефтяной, газовой, торфяной, нефтеперерабатывающей промышленности и альтернативных видов топлива Министерства энергетики и угольной промышленности Константин Бородин, на сегодняшний день мощности спиртовой отрасли задействованы примерно на 40 процентов, поэтому добавление биоэтанола в бензин позволит обеспечить эту отрасль работой. Уже ведутся переговоры с Министерством аграрной политики и продовольствия о модернизации и полном запуске более десяти спиртовых предприятий.
Однако в отличие от чиновников многие эксперты не столь оптимистичны в своих прогнозах относительно обязательного добавления биоэтанола в горючее.
По мнению директора научно-технического центра «Психея» Сергея Сапегина, этим законом не учтено, что все устаревшие марки автомобилей и часть современных машин рассчитаны на использование топлива с содержанием не более 5 процентов спирта. С учетом структуры автопарка Украины (преимущественно устаревшие авто) две трети бензиновых автомобилей не предназначены для применения топлива, в которое добавлено свыше 5 процентов спирта.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» попросили директора «Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна.
— Практика добавления спирта в бензин не нова, и она нормально зарекомендовала себя в странах Европы и Латинской Америки. Однако рынок Украины имеет свои особенности, которые могут полностью извратить суть самого прогрессивного проекта. Настораживает, в частности, вот что: если сегодня специальные разрешения на торговлю топливом не требуются, то «спиртовой» закон обязывает трейдеров идти за таким разрешением к чиновникам.
Нет положительных ожиданий и в отношении стоимости горючего, так как добавление спирта требует дополнительных затрат на логистику, услугу самого смешивания и так далее. Кроме того, никто не может сказать, сколько будет стоить сам спирт. Ведь более чем очевидно, что производители постараются взвинтить цены, когда нефтетрейдеров на законодательном уровне обяжут покупать эту добавку. В любом случае «спиртовая» программа не приведет к удешевлению топлива.
Не существует единого мнения и о качестве такого горючего. На рынках развитых стран, где четко соблюдаются технологии, добавление до 10 процентов спирта не приводит к ощутимым изменениям эксплуатационных характеристик бензина. Однако в Украине качество топлива контролируется недостаточно. И технологическая культура также оставляет желать лучшего.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»