Невероятные по накалу страсти бушевали на олимпийском турнире по фехтованию на саблях. Чемпионка Игр-2008 в Пекине в командных состязаниях Ольга Харлан была одним из главных фаворитов. 21-летняя спортсменка из Николаева отдала все силы в бою за выход в финал с россиянкой Софьей Великой. Но, увы, наша соотечественница проиграла своей извечной сопернице со счетом 12:15. Софье Великой пришлось довольствоваться «серебром»: россиянка уступила кореянке Жуон Ким — 9:15.
В поединке за «бронзу» Харлан противостояла двукратная олимпийская чемпионка Мэриэль Загунис из США. Победу со счетом 15:10 одержала украинка, став бронзовым олимпийским призером.
— Бой за «бронзу» складывался так, что в какой-то момент я почувствовала, что все потеряно, — цитирует Ольгу Харлан пресс-служба Национального олимпийского комитета Украины. — Но собрала всю волю в кулак. Кстати, очень помогала поддержка на трибунах — это меня ободрило.
— Где было труднее — в Пекине-2008, когда получала командное «золото», или здесь, в Лондоне?
— Это нельзя сравнивать. Но очень не хватало подруг по Пекину — Гали Пундик, Оли Жовнир, Лены Хомровой, их поддержки. Командного духа не хватало.
— Увидим ли мы звездную четверку в Рио-де-Жанейро?
— Что касается меня, то я никуда не собираюсь уходить. Еще много незавоеванных медалей.
О первых шагах в спорте чемпиона и призера Олимпийских игр Ольги Харлан «ФАКТАМ» рассказал ее крестный отец, друг семьи Анатолий Шликарь. Во многом благодаря этому известному тренеру младшая дочка Ирины и Геннадия Харлан стала заниматься фехтованием.
— Кто, как не первые наставники спортсменов, больше всего переживает за своих учеников и следят за их успехами? — вздыхает заслуженный тренер Украины, старший тренер Николаевского высшего училища физической культуры Анатолий Шликарь. — Когда Оля пришла в училище, нас в бригаде было трое: Артем Скороход занимался с малышами, я и Юрий Марченко — с ребятами постарше.
Отец Ольги Харлан Геннадий Алексеевич учился, как и я, в Николаевском пединституте. Только Гена специализировался на парусном спорте, а я на фехтовании. С тех пор дружим. У Гены еще тогда, в студенческие годы, старшая дочка Таня родилась, которая на год младше моего ребенка. А младшие дети у нас наоборот: Олечка 1990-го, а моя дочка — 1991-го. Все выходные, праздники проводили вместе: то Ира и Гена Харлан с детьми к нам на дачу, то мы к ним.
Оля с детских лет была настоящей пацанкой. Просто ураган, а не ребенок! Помню, Оле был годик, когда папа решил приобщить ее к плаванию. Другая бы испугалась, а это малышка ничего не боялась. Смело входила в воду и барахталась, как лягушонок. Сколько у нее шишек было, лазила же везде. А еще она вечно носилась, как угорелая, а в ручонке — кусок черного хлеба, намазанный томатной пастой. Это было любимое Олечкино лакомство, ей больше ничего не надо было, хоть ты тресни.
В 1990-е всем нам жилось непросто. Геннадий работал как проклятый, чтобы прокормить семью. Забросил тренерскую работу, за которую платили гроши. Где только ни пахал — и на стройке, и в такси. Чтобы заработать на квартиру, Ирина долгое время работала маляром-штукатуром. Трудяги, одним словом. И детей вырастили такими же трудолюбивыми.
Поначалу Харлан отдали младшую дочку на танцы. Олечка делала успехи в этом деле, ведь с детства была очень подвижной, пластичной. Но танцы — недешевое удовольствие. У родителей не хватало денег на самое необходимое, не то что на поездки на турниры и платья. «Что вы паритесь? — говорю им. — Отдавайте Олю на фехтование. Пусть попробует. Должно получиться. Посмотрите, какая она спортивная. Тем более что фехтовальная секция бесплатная». И таки уговорил!
Так моя крестная Олечка Харлан и оказалась в спортзале нашего училища. Первый успех пришел к ней на юниорском чемпионате Украины. Соревновались дети в возрасте до 18 лет. Олечке было тогда всего 13, но она на равных сражалась с соперницами, которые были на пять лет ее старше.
Оля практически не принимала участия в кадетских соревнованиях. Сразу ворвалась во взрослое фехтование. Да что там говорить — талант. В 17 лет стать олимпийской чемпионкой! Крестница совершенно не страдает звездной болезнью. Остается такой же искренней, доброй и трудолюбивой девочкой, какой я знал ее с детских лет.
Надеюсь, теперь родители не жалеют, что в свое время отдали дочку в фехтование. Вот приедет Оля из Лондона — закатим пир на весь мир. Соберемся в доме, который родители построили для дочки. Она же все время в разъездах. Шашлыков нажарим, бокал за здоровье Оли поднимем.
А там, дай-то Бог, и на свадьбе Олечки и Димы Бойко (он тоже фехтовальщик) погуляем. Они подходят друг другу: Оля взрывная, эмоциональная, а Димка спокойный, рассудительный парень. Жаль, что в Лондоне он проиграл в 1/16 финала турнира саблистов.