Політика

Андрий Магера: «При мажоритарной системе выборов в ход могут пойти подкуп избирателей, запугивание и шантаж конкурентов»

13:45 — 8 серпня 2012 eye 2706

ЦИК начал регистрацию участников парламентских выборов, которые состоятся 28 октября

Членам Центральной избирательной комиссии сейчас не позавидуешь. До 18 августа ЦИК должен изучить документы, поданные для регистрации не только кандидатами-списочниками, но и претендентами-мажоритарщиками, а в общей сложности в 225 округах планирует баллотироваться порядка пяти тысяч кандидатов. До четвертого сентября Центризбирком должен утвердить форму, цвет и текст двух избирательных бюллетеней. В одном разместят список партий, в другом — перечень кандидатов-мажоритарщиков. Кроме того, именно ЦИК придется заполнять пробелы и устранять несуразности в избирательном законодательстве.

Чем нынешняя парламентская кампания будет отличаться от предыдущих выборов в Верховную Раду? Спасет ли от фальсификаций установление на избирательных участках веб-камер? Об этом и многом другом «ФАКТАМ» рассказал заместитель председателя ЦИК Андрий Магера, попросивший не переводить его имя на русский язык, что в виде исключения мы и делаем.

«Возможны анекдотические ситуации, когда тот или иной кандидат будет баллотироваться сразу в нескольких избирательных округах»

— В процессе подготовки к избирательной кампании обнаружилось много «прорех» в законе о выборах народных депутатов. В документе, в частности, отсутствует требование о внесении в бюллетень фамилии кандидата, и получается, что достаточно вписать только имя и отчество. Насколько такого рода казусы могут осложнить работу избиркомов и проведение выборов, если учесть, что вносить поправки парламентарии не собираются?

— Действительно, в законе о выборах народных депутатов много несоответствий положениям других нормативно-правовых актов. И в этом виновен не только парламент, но и Конституционный суд (КС), который, в частности, лишил украинских граждан, проживающих за границей, права голосовать за кандидатов, баллотирующихся в мажоритарных округах. Таким образом, была нарушена норма Основного закона о равенстве прав в независимости от места проживания. Кроме того, КС признал неконституционной статью избирательного закона, которая разрешала одновременное баллотирование в мажоритарном округе и по партийному списку. Но при этом судьи никак не отреагировали на статью закона, позволяющую Центризбиркому отменять регистрацию кандидата, который баллотируется по списку и по мажоритарной системе. На мой взгляд, подобного рода решения не украшают КС.

Что же касается отсутствия в законе требования о внесении в избирательный бюллетень фамилии кандидата, то, безусловно, этот вопрос будет Центризбиркомом урегулирован: при утверждении формы бюллетеня мы обязательно потребуем наличия фамилий соискателей депутатских мандатов. А как иначе избирателю идентифицировать кандидатов?

— Избирательный закон не запрещает одному и тому же лицу баллотироваться одновременно в нескольких мажоритарных округах. Какие действия предполагаются в случае обнаружения кандидатов- «многостаночников»?

— К сожалению, Центризбирком не имеет оснований отказывать им в регистрации. Субъекты избирательного процесса действуют в пределах, не запрещенных Конституцией или законом, а этот спектр достаточно широк. Поэтому не исключаю анекдотических ситуаций, когда тот или иной кандидат будет баллотироваться сразу в нескольких мажоритарных округах.

— На парламентских выборах 2006 года ЦИК зарегистрировал 45 партий и блоков. Во внеочередной кампании по выборам в Верховную Раду в 2007-м принимали участие 20 политических сил. В этом году еще меньше партий, выдвигающих своих кандидатов по общенациональному округу?

— Дело в том, что раньше партии, имеющие невысокий рейтинг среди избирателей, платили достаточно большой денежный залог и регистрировались, чтобы получить право участвовать в формировании избирательных комиссий разных уровней. Ни для кого не секрет, что таким образом маловлиятельные политические силы играли на стороне более сильных и состоятельных участников кампании, предоставляя им свои квоты в избиркомах. Иными словами, как отмечали СМИ, занимались своеобразным «заробiтчанством». Сегодня, чтобы получить право на участие в формировании всех без исключения избирательных комиссий Украины, той или иной партии достаточно выдвинуть одного кандидата в мажоритарном округе. Учитывая данное обстоятельство, а также высокий пятипроцентный проходной барьер, запрет на участие в выборах блоков и денежный залог в размере более двух миллионов гривен, который вернут только победителям, выдвигать кандидатов по общенациональному округу будут не более 15 партий.

— К Центризбиркому было много претензий по поводу определения границ некоторых округов, «нарезанных», по мнению экспертов, либо под электорат конкретных мажоритарщиков, либо же, наоборот, с целью размыть электорат популярных в той или иной местности политиков. Например, Черкассы, где в 2002 году было два округа, теперь поделен на три округа, причем с присоединением к каждому из них прилегающих сел. Сквирский район Киевской области также разделили между тремя округами. В Комитете избирателей Украины считают, что, наверное, некоторые мажоритарщики договаривались с отдельными членами ЦИК о границах округов. На ваш взгляд, при их «нарезке» имела место политическая составляющая?

— Каждый из членов ЦИК, закрепленный за тем или иным регионом Украины, готовил свои предложения по образованию округов. Я могу отвечать только за Житомирскую область и Киев. Никаких нареканий по Житомирщине не было. По столице действительно была допущена случайная техническая ошибка: один избирательный участок из 221-го округа попал в 223-й, а другой — наоборот. Сейчас эта ошибка исправлена. Вообще, решение ЦИК об определении границ 225 округов было не идеальным. И это одна из причин того, что я не голосовал за первоначальное постановление. Тем не менее это общая ответственность всех до единого членов Центризбиркома, которым не удалось убедить своих коллег в необходимости другого механизма создания избирательных округов, где не были бы, скажем, без всякой причины разорваны границы районов. Вместе с тем решения судов, которые принимаются по искам на предмет образования округов, свидетельствуют о том, что ЦИК действовала в пределах свои полномочий.

«Я бы нормально отнесся к раздаче населению продуктовых наборов, если бы их предоставляли лица, не участвующие в выборах»

— Как вы считаете, раздача продуктовых пайков во время избирательной кампании — это подкуп избирателей или благотворительность?

— Это непрямой подкуп избирателей. Я бы нормально отнесся к раздаче продуктовых наборов, бесплатному предоставлению медицинских или юридических услуг, если бы их предоставляли лица, которые не собираются баллотироваться в парламент. Но если человек раздает подарки в том округе, по которому он регистрируется кандидатом в народные депутаты, у правоохранительных органов обязательно должны возникнуть вопросы к «благодетелю». Да и сами избиратели должны задуматься, нужен ли стране депутат, пытающийся пройти в парламент с помощью подкупа?

— На каждых выборах есть люди, не поддерживающие ни одну партию, ни одного кандидата. Теперь же графа, позволяющая голосовать против всех, упразднена. Как вы относитесь к данному нововведению?

— Действительно, ряд юристов считают, что отсутствие в бюллетенях граф «Не поддерживаю ни одного кандидата» и «Не поддерживаю ни одной партии» якобы сужает избирательные права граждан. Тем не менее во многих странах мира не существует такого негативного голосования. Лично я считаю, что избиратель должен ответственно подходить к выборам органов власти, формирование которых неизбежно в любом обществе, а не прятаться за графой, называемой в народе «Против всех», или вообще игнорировать голосование. Такой подход попахивает инфантильностью, когда взрослый человек старается представить себя несовершеннолетним ребенком, говоря, что выборы его не касаются и они ему не интересны. Полагаю, люди, которые не ходят на избирательный участок или голосуют против всех, просто бегут от ответственности. А ведь вся жизнь человека — это постоянные выборы. Мы выбираем вуз, выбираем, с кем создать семью, выбираем работу и место отдыха. И заметьте, что почти во всех случаях человек выбирает не идеальный вариант. Потому что идеального на самом деле не существует — есть только более приемлемый и менее приемлемый.

— Скажите, а как можно честному человеку победить на выборах, не имея ни денег, ни надлежащей раскрутки, ни влиятельных друзей?

— Да, в наших условиях это сделать сложно. Но у меня язык не повернется сказать, что — невозможно. Конечно, денежный залог в размере 13 тысяч 224 гривни для самовыдвиженца-мажоритарщика отнюдь не пустяк. Далеко не каждому среднестатистическому украинцу по силам собрать такую сумму. Поэтому, как мне кажется, необходимо предусмотреть альтернативный вариант для регистрации кандидатов в депутаты. В мировой практике известен такой механизм, как сбор подписей. При этом не нужно добывать десятки тысяч автографов избирателей, как у нас уже было когда-то, а достаточно заручиться поддержкой двух сотен депутатов местных советов, которые своими подписями засвидетельствуют авторитет кандидата в округе.

«С помощью веб-камеры невозможно зафиксировать неверный подсчет голосов на избирательном участке»

— В наших условиях за такую поддержку, наверное, тоже придется платить. Кстати, во сколько налогоплательщикам обойдутся нынешние выборы? С учетом установки на избирательных участков веб-камер, которые, по утверждению представителей Партии регионов, кроме самого процесса голосования, будут фиксировать еще и процедуру подсчета голосов?

— Во-первых, с помощью веб-камеры невозможно увидеть, что бюллетень, отпечатанный небольшим шрифтом, в котором стоит галочка за партию А, перекладывают в стопочку партии Б. И не стоит убеждать людей в том, что видеокамеры могут зафиксировать неверный подсчет голосов на избирательном участке. С помощью техники можно разве что заметить там чрезмерное скопление людей, запечатлеть какие-то противоправные действия, например драку... Во-вторых, мягко говоря, удивляет, как легко и быстро в бюджете нашелся почти миллиард гривен на установку веб-камер. Хотя более года назад ЦИК обращался в Кабинет министров с просьбой предусмотреть в государственном бюджете на 2012 год один миллиард 200 миллионов гривен для проведения очередных выборов народных депутатов. Нам тогда выделили 800 миллионов гривен, сообщив, что больше денег нет. И только после длительных, многомесячных писем и убеждений мы получили-таки недостающие для полноценного проведения избирательного процесса 400 миллионов гривен.

— Объединенная оппозиция «Батькiвщина» выдвинула осужденных Юлию Тимошенко и Юрия Луценко кандидатами в народные депутаты по партийному списку. Очевидно, что Центризбирком их не утвердит. Кому еще комиссия вправе отказать в регистрации?

— Принимая решение о регистрации или об отказе в регистрации, комиссия исходит из юридического статуса каждого из претендентов на данный момент времени. Напомню, что согласно Конституции народным депутатом может быть гражданин Украины, который достиг ко дню выборов 21-летия, имеет право голоса и проживает в Украине на протяжении последних пяти лет. Не может быть избранным в Верховную Раду тот, кто имеет судимость за совершение умышленного преступления, если она не погашена и не снята с гражданиниа в установленном законом порядке. Эти требования касаются любого без исключения кандидата в народные депутаты.

— Чем нынешняя парламентская кампания будет отличаться от предыдущих выборов в Верховную Раду?

— Дай Бог, чтобы я ошибся. Но, к сожалению, в связи с возвращением мажоритарной составляющей, думаю, на выборах значительно повысится уровень коррумпированности избирательного процесса. Округа ведь не большие: в каждом из них проживает от 146-ти до 180 тысяч избирателей. Заинтересованность в каждом голосе для каждого кандидата в депутаты существенно возрастает. Поэтому действия мажоритарщиков в лучшем случае будут на грани фола. В худшем случае в ход пойдут прямой подкуп избирателей, запугивание и шантаж конкурентов, попытки использовать административные рычаги влияния на ход избирательного процесса...

Напомню, в 2004 году парламентарии, голосовавшие за пропорциональную избирательную систему, мотивировали ее введение необходимостью остановить коррупцию на выборах и уменьшить влияние административного ресурса. Разве сегодня эти негативные факторы ушли в прошлое, чтобы вновь возвращаться к мажоритарным выборам? Очевидно, что нужно было дальше развивать исключительно пропорциональную избирательную систему, вводить открытые региональные списки.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»