Наука та технології

«Корпус моей подводной лодки сварили специалисты по изготовлению цистерн для пива»

8:10 — 13 серпня 2012 eye 1850

Субмарину сделали по индивидуальному заказу в Одессе по цене обычной иномарки

До недавнего времени простому человеку можно было только мечтать о том, чтобы иметь собственную подводную лодку и самому на ней плавать. В течение минувшего века субмарины использовались лишь в военных целях и иногда в научных. Только в последние годы частные подводные лодки вошли в моду, став игрушками для богатых. Российский олигарх Роман Абрамович, например, держит на своей мегаяхте двухместную подводную лодку, а яхта Пола Аллена стоимостью 450 миллионов долларов может похвастаться десятиместным подводным аппаратом. У богатых, как говорится, свои причуды. Но теперь и у простых смертных появилась реальная возможность стать обладателем собственной субмарины.

— Волны смыкаются над головой, я медленно опускаюсь и зависаю над самым дном, — рассказывает 48-летний Василий Чикур, только что завершивший очередные испытания своей «малютки». — Разглядываю темный ил прямо у себя под ногами. А вверху, на водной поверхности, пляшет бело-желтое пятно солнца. Если честно, поначалу боялся, что погружение вызовет чувство клаустрофобии или какие-то другие страхи, но ничего подобного — в душе царит безмятежность, как в счастливых снах.

— К слову, о снах. Правда ли, что идея создания мини-субмарины посетила вас именно во сне? — интересуюсь у создателя первой в Украине самостоятельно сконструированной подводной лодки.

— Да, это так, — подтверждает Василий Чикур. — Можно сказать, сон был вещим. Через год подготовили чертежи субмарины, на ее создание ушло чуть более двух лет. Спуск на воду, вернее, под воду наметили на лето 2012-го. Как видите, задуманное претворилось в жизнь!

Мой собеседник не знаменитый изобретатель или инженер-испытатель. Ему, медику и юристу по образованию, вполне хватило имевшихся технических познаний и жизненного опыта для того, чтобы начать сооружение подводного аппарата.

Строительство подводных лодок связано с решением серьезных технических проблем. Прежде всего, весьма нелегко достичь одновременно дешевизны и безопасности аппарата. Причин тому много. Это и коррозионное воздействие морской воды, и наружное давление, резко растущее по мере погружения. Казалось бы, лодка неизбежно будет тяжелой, сложной и дорогой.

— На самом деле это не так, — улыбается Василий. — Помогли элементарные физика и геометрия: объем, вес, площадь... Некоторые непростые решения посещали меня ночью — просыпался и старался как можно быстрее зафиксировать их на бумаге. Собрал группу энтузиастов. Все заказы размещали на отечественных предприятиях. Наиболее трудоемким оказался процесс изготовления прозрачного колпака. А вот корпус сварили бывшие специалисты по выпуску цистерн для разливного пива и кваса точно по чертежам — в форме пивной бочки, со своеобразными «ушками»...

За год моя «ныряющая лодка» была готова. Отличительные ее особенности: элементарная транспортабельность, маневренность — с первой же попытки она прошла под днищем спасательного катера.

— Во сколько обошлось это судно, если не секрет?

— Материальные вложения в первую «малютку» массой 420 килограммов и с габаритами 2,8×1,3×1,15 метра составили порядка 120 тысяч гривен. Это вполне сопоставимо с ценой обычной машины. Параметры позволяют субмарине стартовать прямо с мелководья.

«Ныряющая лодка» — альтернатива обычному плаванию с аквалангом, в ней можно побывать в трехмерном мире, не испытывая никаких сложностей с дыханием. При погружении лодки до расчетной пятидесятиметровой глубины в ней поддерживается обычное атмосферное давление.

Наплаваться можно от души: заряда батарей для бесперебойной работы двигателей хватает на десять часов. За это время можно проплыть 93 километра со скоростью 5 узлов. Система кондиционирования гарантирует воздух, пригодный для дыхания. Кстати, аппарат «ходит» и по водной поверхности, развивая ту же «прогулочную» скорость.

В мини-подлодке все, как в настоящей большой субмарине: балластные камеры для срочного подъема на поверхность в экстренных ситуациях — всплыть «наверх» можно в течение трех минут, а покинуть лодку в случае опасности — за две минуты. Еще одна характерная особенность «ныряющей лодки» — она передвигается под водой даже в перевернутом состоянии.

Управлять необычным подводным аппаратом «Чикур-1» (так конструктор назвал свое детище) не труднее, чем автомобилем либо обычной лодкой. Рукоятка вправо — погружение на глубину, рукоятка вниз — подъем на поверхность. Естественно, необходимы определенные навыки, получаемые в процессе четырехдневного курса обучения. Надо сдать, как минимум, три водительских теста и экзамен, после чего выдается «Сертификат подводного пилота». Желательно также иметь сертификат ныряльщика с аквалангом.

Родственники Василия сначала очень волновались: выдержит ли конструкция давление воды.

— Было такое поначалу, — признается дочь изобретателя Оксана. — Когда же лодку апробировали, я была в восторге! Под водой иные ощущения, другой мир... Словами не передать!

Детище одесского Кулибина получило и церковное благословение. «Мы вместе молились, чтобы Господь помог. Потом я эту лодку освятил и помог спустить в море», — рассказывает священник Роман Дорош.

В отличие от небесных и подводных, земные проблемы решаются не так быстро.

— Чиновники из Регистра судоходства, куда мы обратились, поясняют, что не знают, как оформить нашу новинку, — сетует Василий Чикур. — Однако мы не отчаиваемся. Намечаем не только освоить массовый выпуск «ныряющих лодок», но и запустить новую модель. Для особо требовательных заказчиков можем спроектировать и изготовить более вместительную (вплоть до девяти посадочных мест) субмарину. Она подойдет и для туристического бизнеса.

Фото автора