Історія сучасності

Сегодня, на Медовый Спас, полагается освятить в церкви букеты с головками мака и мед

6:00 — 14 серпня 2012 eye 28028

А на Яблочный Спас, 19 августа, — фрукты и овощи

14 августа православные и греко-католики встречают первый Спас — Медовый, или Маковея, как называют в народе церковный праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, с этого торжества начинается один из самых строгих постов в году — Успенский, который закончится через две недели, 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы. В старину считали, что этот пост — «осколок» Великого. Согласно легенде Господь заповедал людям говеть перед Пасхой девять недель, но святые отцы умоляли Всевышнего, чтобы он укоротил испытание. Якобы тогда-то две недели Великого поста и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост. Между прочим, наши предки радовались возможности очистить свои души молитвой и усмирить плоть фруктово-овощным постом. Наверное, потому и называли эти две недели «Спасiвка-ласiвка».

Хозяйки жарили деруны, лепили вареники с капустой, картошкой и грибами, а также готовили коржики с маком — шулыки

Вообще, в последний месяц лета православные и греко-католики отмечают целых три Спаса: Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа).

Первый Спас, Медовый, особенно ждали девушки. Так, собираясь утром в церковь, они надевали лучшие вышиванки и вплетали в косы новые ленты. Затем из чабреца, полыни, мяты, головок мака и чорнобривцiв девчата составляли специальные праздничные букеты, называемые маковiйчиками. Цветы и мак освящали, «щоб цiлий рiк господарство квiтло». «Нехай в дворi у батька буде стiльки тварин, як у макiвцi зернин», — говорили девушки.

Кстати, глава семьи тоже шел в церковь не с пустыми руками. В честь праздника он нарезал свежие медовые соты и выкладывал их на большое блюдо. После литургии мужчины молились перед иконой Святых Зосимы и Савватия (их наши предки считали покровителями пчеловодов) и просили батюшку освятить мед. Часть сладкого лакомства оставляли в дар храму, им также угощали сирот, вдов и убогих.

Как только в храме заканчивался обряд освящения букетов и меда, люди вместе с батюшкой отправлялись кропить колодцы. В старину люди верили, что на Медовый Спас вода приобретает чудодейственную силу. Хозяева подворья ставили возле колодца два стола. На одном — хлеб, соль и зажженная свеча, это дары людям. На другом — кувшин с водой и миска с коливом, сваренным из пшеницы нового урожая, — на помин душ спочилих.

Освятив воду, люди садились за праздничный стол. На Маковея трапеза была довольно скромной: без мясных, рыбных и молочных угощений. Ведь это первый день Успенского поста. Так, хозяйки готовили вареники с капустой, картошкой и грибами, а также жарили деруны и блинчики. Из сладкого к столу подавали шулики — пресные коржики, залитые водой с медом и перетертым маком. А горячительных напитков даже пробовать не разрешалось.

Икра из перца и баклажанов

Для приготовления потребуется: сладкий перец — 400 г, баклажаны — три штуки (среднего размера), помидоры — 5 штук, растительное масло — 2 ст. ложки, чеснок — 6-8 зубков, соль и черный молотый перец — по вкусу.

Стручки сладкого перца и баклажаны запекают. После охлаждения разрезают вдоль пополам, удаляют кожицу, а из перца — также семена. Помидоры ошпаривают и снимают с них кожицу. Все овощи измельчают, смешивают, добавляют растительное масло, черный молотый перец, тушат 2-3 минуты на слабом огне и охлаждают. В холодную икру добавляют растертый с солью чеснок.

В старину во многих регионах Украины день Маковея считался девичьим и детским праздником. А потому после трапезы подростки и молодежь отправлялись на луг или в лес, чтобы играть и веселиться. Парубки подшучивали над девчатами, называя их макодзюбками или маковiйками.

«На другий Спас i жебрак яблучко з’їсть»

На первый Спас запасались лекарственными травами. Наши предки верили, что в этот день растения становятся магическими. Существовало поверье: если на Маковея обратиться к цветам и травам с просьбой, то все желания исполнятся. Только просить должен человек с чистой душой — ребенок или девица.

Чтобы сделать своих детей сильными и здоровыми, мамы плели для малышей особые веночки из чабреца, льна, календулы. Каждый цветок играл роль оберега, который мать вплетала со словами: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого з нас голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками твоїми нашiй (имя дочери) весiльну голову покрило». Кроме того, мамы прятали за образами головки освященного мака, чтобы, когда дочь пойдет под венец, насыпать зернышки-обереги ей в обувь — от злого глаза.

Второй Спас — Яблочный, или Великий. Это один из двенадцати самых больших праздников в году — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Верующие, соблюдающие пост, могут побаловать себя рыбкой и выпить немного вина.

Перед праздником хозяйки старались приготовить побольше вкусных угощений. Обязательно варили постный борщ. Также к празднику тушили овощи, готовили рыбу, пекли пироги с яблоками и сливами, а также делали особые яблочные галушки, вареники с яблоками, соложеники и бабки. Ну а чтобы домочадцы могли в жару утолить жажду холодным напитком, в погреб заранее опускали бутыли с яблочным квасом.

Пока женщины хлопотали на кухне, хозяин с сыновьями по старинному обычаю отливал из воска свечи, их должно было хватить на все церковные праздники грядущего года: Рождество, Крещение, Пасху... Кроме того, эти свечи считались оберегами от всяких житейских невзгод. Делали также свечи, которые раздавали беднякам, сиротам, вдовам. Хозяйка дома присоединялась к мужчинам, чтобы отлить специальные свечи: родильнi (их полагалось зажигать при родах), а также хрестильнi и весiльнi. Но главной свечой, конечно, считалась трiйця. Люди верили, что соединенные три свечи, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, уберегут род от всех бед. Специально для трiйцi изготовляли красивый деревянный или глиняный подсвечник.

Великий Спас считался еще и праздником урожая, а потому утром в церковь на освящение несли не только яблоки, груши и виноград. В корзины клали также початки кукурузы, огурцы, помидоры и даже картофель.

Кстати, до сих пор сохранилось поверье, что женщины, у которых умерли в младенчестве дети, не должны есть яблоки до Спаса. По легенде в этот день Дева Мария на том свете раздает малышам золотые яблочки. Их получают те дети, чьи мамы воздерживались от употребления фруктов до праздника.

Большим грехом считалось забыть в этот день о душах покойных родственников. После службы полагалось сходить на кладбище и справить поминки: помолиться, раздать нуждающимся освященные фрукты. «На другий Спас i жебрак яблучко з’їсть», — говорили люди.

Традиционно на Преображение семья обедала в саду. Под яблоней ставили стол, накрывали его белой скатертью. Расписную глиняную тарелку с освященными фруктами располагали в центре стола. С яблок, груш и винограда и начинали трапезу, запивая вином и приговаривая: «Щоб садовина родила». Затем переходили к борщу, рыбе и вареникам. Кстати, если во время праздничной трапезы начинался дождь, люди не расстраивались, поскольку он предвещал снежную зиму и хороший урожай следующим летом.

Карп под кисло-сладким соусом

Для приготовления потребуется: на 1 кг рыбы — 1 ст. ложка муки, 2,5 ст. ложки растительного масла, 3 ст. ложки томатной пасты, 1,5 ст. ложки сахара, 50 г изюма, 1 г лимонной кислоты, 1 луковица, 1 морковка, пучок петрушки.

Рыбу почистить, промыть и порезать на куски. Положить в смазанный жиром глубокий противень, добавить мелко порезанные лук, морковь, петрушку, посолить и залить бульоном, сваренным из головы и плавников карпа. Поставить в духовку и тушить до готовности.

Для соуса муку слегка поджарить на масле, влить в нее бульон, в котором тушился карп, проваренный томат, разведенную водой лимонную кислоту. Все хорошо проварить, затем процедить, добавить промытый изюм, снова довести до кипения, заправить сахаром и растительным маслом.

Готового карпа полить кисло-сладким соусом. Подавать с отварным картофелем.

Именно со Спаса начиналась заготовка яблок и груш на зиму. Из мягких летних сортов варили варенье, а зимние, более плотные, оставляли впрок. Снимали фрукты рано утром и, не вытирая (чтобы сохранился естественный защитный слой), складывали в корзины и опускали в погреба. Традиционно на деревьях оставляли несколько плодов для птиц, поскольку считалось, что «Бог родить не тiльки для людей, а й на пташину долю i на всякоє диханiє». Селяне верили: если сорвут все яблоки, то «Бог покарає, i наступного року нiчого не вродить». Девчата и дети, собирая фруктовый урожай, пели:

«Пречиста по грушi ходила,
Пречиста мiшок загубила,
А Спас iшов, мiшок знайшов.
Спасику, батьку,
Вiддай мiй мiшочок,
Не буду ходити у твiй садочок».

По народному календарю второй Спас знаменует окончание лета. Даже самая сильная жара с этого дня спадала. Наши предки заметили: после 19 августа приходят первые холода. А значит, пора настраиваться на осень и приближающуюся зиму: «Прийшов Спас — пiшло лiто вiд нас», «Минув Спас — тримай кожух про запас».

Пост закончится 28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы. Праздник называют еще первой Пречистой. Устраивать в этот день шумные гулянья с песнями, танцами и играми не полагалось. Люди воздерживались даже от громких разговоров.

Согласно традиции после Успения селяне заносили в дом последний из оставшихся на ниве сноп пшеницы и венки из колосьев. Делалось это для того, чтобы отдать дань уважения покровителям урожая и попросить их позаботиться о благополучии семьи и в следующем году.

С началом самого длительного в году мясоеда (период без многодневных постов), который закончится аж 28 ноября, разрешалось засылать сватов, проводить оглядини и заручини. В народе говорили: «Як прийде Пречиста, стане дiвка речиста».

После Успения девчата ходили в лес рвать калину. Возвращавшихся домой девушек подстерегали парни и в шутку пытались отобрать у них ягоды. Хохот, крики, веселая возня... Пытаясь защититься, девчата «разрисовывали» парубкам лица красным ягодным соком. Дома калину связывали в пучки, а также вплетали ее в венок, который полагалось освятить в церкви. А самые красивые кисти подвешивали под крышей, чтобы показать сватам: здесь живет девушка на выданье.

Третий Спас — Ореховый, или Хлебный, отмечается 29 августа. В старину хозяйки в этот день пекли первую буханку из зерна нового урожая и провожали хлебом-солью главу семьи в поле — пришла пора сеять озимые. А еще считалось большой удачей обвенчаться именно на третий Спас. Верили, что молодых ждет долгая, счастливая и богатая жизнь.