Беседа с отцом серебряного призера олимпийских игр Валерия Андрейцева
От кого мы особенно ждали наград на олимпийском ковре, так это от наших борцов. Но в Лондоне удача и спортивный фарт отвернулись от большинства представителей украинской сборной по греко- римской, женской и вольной борьбе. Единственным призером нашей команды на борцовском турнире Игр-2012 стал талантливый тяжеловес из небольшого городка Малин Житомирской области Валерий Андрейцев, выигравший в последний день соревнований серебряную награду в весовой категории до 96 кг. Примечательно, что среди наставников Андрейцева значится Григорий Данько. С сыном своего тренера — бронзовым призером Пекина-2008 Тарасом Данько — Валерий съел не один пуд соли во время спаррингов в тренировочном зале.
«ФАКТЫ» побеседовали с Валерием Андрейцевым на следующий день после его возвращения из Лондона. Наш олимпийский призер оказался общительным, веселым парнем, излучающим позитив. А еще он упорный, трудолюбивый и основательный — ну просто завидный жених.
— Валера, поздравляем с олимпийской медалью!
— Эх, була б вона золота, то ще краще було! Трохи засмутився, що не став олiмпiйським чемпiоном. У меня ж такая мощная группа поддержки в Лондоне была: тренеры Григорий Владимирович Данько, Игорь Иосифович Малинский и дядя Юра, мой крестный. Жаль, отца рядом не было — ему только вчера визу открыли.
Во время борьбы слышал, как мой дядька кричал мне изо всех сил из зала, пытаясь что-то подсказать. Он тоже раньше занимался борьбой. Жребий был сложным: пришлось пройти сильных соперников — и чемпионов мира, и олимпийских призеров.
— Какие-то предчувствия, что дойдешь до финала, были, сны вещие снились?
— (Смеется.) Спал крепко, снов не видел. Боролся же в последний день Олимпиады.
— Ну а с достопримечательностями Лондона успел познакомиться?
— Какое там! После награждения — сразу на парад, потом в гостиницу. Собрали вещи и улетели. Так что Лондон толком посмотреть не удалось.
— Олимпийская деревня понравилась?
— Да вроде все нормально. Я человек неприхотливый.
— Кого считаешь своим основным наставником — Григория Данько или его сына Тараса?
— Не разделяю своих тренеров на главных и неглавных. Меня тренируют Григорий Данько, Игорь Малинский и Валерий Бойко. А с Тарасом мы с 2006 года в одном зале тренировались. Когда он отошел от борьбы, то начал помогать своему отцу в подготовке спортсменов. В
— А родом ты откуда?
— Сначала мы жили на Черниговщине — в Козельце. Потом переехали в Малин. Родители познакомились в медуниверситете. Моя мама — фармацевт, папа — врач. Стараюсь каждые выходные приезжать в батькiвську хату до рiдних.
— В справочнике о наших олимпийцах написано, что ты родился в Малине.
— Серьезно? У меня в паспорте написано, что я родился в Киеве. Почему? Это надо у моих родителей спросить. Сейчас живу в Киеве — у дяди Юры и тети Наташи. Тетя следит за моим рационом питания. Мне же надо больше на мясо налегать.
— Сколько тебе было лет, когда стал борьбой заниматься?
— Девять. Борьбой начал заниматься в Малине у своего первого тренера Анатолия Задорожного. Через два года сломал во время схватки уши. Больно-о-о! Первую неделю вообще заснуть не мог и потом еще долго просыпался всякий раз, когда переворачивался.
— Уже придумал, как распорядишься олимпийскими призовыми?
— Для начала их еще надо получить. Вот когда мне их выдадут на руки, тогда и решим на семейном совете.
— Какими еще видами спорта интересуешься?
— Мне нравится смотреть по телевизору гимнастику, фигурное катание. Когда начались Олимпийские игры, следил за выступлением нашей сборной. Больше всего за боксеров болел.
— Хобби у тебя есть?
— Я классно в компьютерах разбираюсь. На сборах люблю возиться с техникой. Если у кого-то в компе что-то полетело, ноут не работает, — запросто починю. Нравится мне это дело. Так что после спорта без куска хлеба не останусь.
— Жениться не собираешься?
— Нет. А что, надо? (Смеется.) Сейчас у меня на первом месте спорт. А девушки — потом, когда золотую олимпийскую медаль выиграю.
— Валера родился с весом почти четыре килограмма, — рассказал «ФАКТАМ» отец спортсмена Александр Андрейцев. — Причем не только мама его рожала, но и папа. Это сейчас в моде партнерские роды, а тогда, 25 лет назад, об этом никто и не думал. Но так как я работал хирургом в больнице (мы тогда еще в Козельце жили, в Черниговской области), то мне и пришлось принимать роды у жены. Она уже перехаживала. Потом родить никак не могла. Так мы вдвоем с другом-анестезиологом простыней ребенка выдавливали!
Я тогда учился в ординатуре Института Шалимова, поэтому смог зарегистрировать сына в Киеве. Вот и получилось, что историческая родина Валеры — Козелец, а в свидетельстве о рождении записан Киев.
Валера с детских лет был крепышом, никогда не страдал отсутствием аппетита. Я часто вспоминаю такой случай. Когда Валерке было пять лет, всей семьей поехали на дачу. Мы с женой по хозяйству хлопотали, дали задание старшему сыну Саше (он на четыре года старше Валеры) вырыть в саду яму. Саша уперся, начал ныть: не хочу, тяжело. А Валерка схватил у брата лопату и давай рыть, только комья земли вокруг разлетались. Самого из ямы уже видно не было, а он все роет и роет. В результате та-а-акую ямищу вырыл!
Лет пятнадцать назад я познакомился с известным в Малине тренером Анатолием Задорожным. Сначала сам ходил к нему в секцию борьбы. Потом младшего сына стал брать с собой. Мы даже вместе спарринги проводили. Прошло всего два-три месяца и Валерка стал меня побеждать! Даже стыдно перед ребятами было: как же так, родной сын — и на лопатки отца кладет? Анатолий Задорожный так и сказал, что Валерка — это бомба, ему обязательно надо серьезно тренироваться. В борьбе есть такое понятие — тягучий. Так Валера именно таким был — неудобным, тягучим соперником...
Накормить сына непросто. Когда он к нам домой приезжает, жена трое суток от плиты не отходит. На столе обязательно должны стоять борщ и блинчики с творогом. Валера может их штук пятьдесят за раз умять. А потом говорит, что это он... перекусил!
Как-то ездили всей семьей отдыхать в Закарпатье. Блюда местной кухни такие сытные, размер порций внушительный. Так что вы думаете? Валера и там не наедался! Уже все за столом еле сидят, вздохнуть не могут, а он все наворачивает. Приносят кашу, да наваристую такую. Так сын и этот казанок умял.
Очень любим с ним на охоту ходить. На кабана, на уток охотимся. Потом костер разводим, шашлыки жарим, беседуем. Это у нас ритуал такой, когда сын приезжает после сборов-соревнований домой. Потом уже я пересказываю жене, что, где и когда Валерка выиграл. Лена очень переживает за сына. Даже соревнования в Лондоне со мной не смотрела. Сидела, отвернувшись от телевизора, — лицом к иконе — и молилась. Когда Валерка стал призером, я как заору: «Наш сын олимпийский призер!» А жена в слезы...