За кого буду болеть на Играх в Лондоне, я знала заранее — конечно, за николаевскую саблистку Ольгу Харлан. Вовсе не потому, что страстно увлекаюсь фехтованием, — просто я с ней знакома. Оля ворвалась в мировую спортивную элиту, когда ей было всего 17 лет, завоевав первое «золото» в командном турнире на Олимпиаде в Пекине. Ей выпало родиться, когда украинские стадионы сплошь и рядом превращались в базары, а манежи зарастали сорняками. Даже ее папа, спортивный тренер, сменил профессию, начав таксовать, подрабатывать на стройках. Но, вопреки всему, девчонке из Николаева удалось стать именитой спортсменкой, которая ни разу не разочаровала своих болельщиков: она идет к финишу, буквально сметая соперниц со своего пути.
Вот и на нынешний олимпийский турнир саблисток из Украины пробилась только одна Харлан. И привезла «бронзу». Так она победила или проиграла? Мое любопытство подогревалось реакцией российской саблистки Софьи Великой. Завоевав в Великобритании «серебро», она от огорчения разрыдалась прямо в телекамеры, а первое интервью в статусе призера дала голосом смертельно больного человека.
— Расстроена ли я результатом? — весело переспрашивает меня Ольга Харлан. — Нисколечко! И даже очень им горжусь.
— Твой поединок с двукратной чемпионкой Игр американкой Мариэл Загунис за третье место получился настолько захватывающим, что нельзя было оторваться от такого зрелища. Говорят, в какой-то момент ты подумала о поражении?
— Нервы были так напряжены! Понимаете, на Олимпиаде не так важно твое умение. Главное — совладать с собой. Это уникальные соревнования. Вы ведь не спортивный журналист, правда? Спортивные программы почти не смотрите, а за олимпийцев болели. И миллионы в Украине тоже. Это напрягает. Ажиотаж не дает собраться, быть собой. Из поединка с Загунис помню только одно — свое ощущение, что, слава Богу, закончился этот кошмар!
— Ирина Гариевна, твоя мама, поехала в Лондон вместе с тобой по приглашению одного из спонсоров Олимпийских игр в рамках программы «Спасибо, мама». Помогло присутствие самого родного человека на трибунах во время поединков?
— Я в Лондоне не первый раз, а вот мама там еще не была. Она рассказала мне, куда их возили, что успела посмотреть. Столько восторга было в ее глазах! Знаете, ради мамы я горы могу свернуть. Так хочется, чтобы она мною гордилась. Чтобы не испортить ей впечатление от поездки, надо было выигрывать. Хотя мамочка на прощание мне сказала: «Расслабься, будь что будет. Обойдемся и без медали!» Но мысль, что мама здесь, на трибунах, что она сидит и плачет, злости спортивной добавила. А надо сказать, мама плачет, когда я выигрываю. И когда проигрываю тоже. Да я и сама такая.
— У вас с мамой есть традиция: перед каждой поездкой на Олимпиаду отправляетесь в церковь освятить фехтовальную перчатку. На соревнованиях только левая рука без перчатки, ее-то и видно. Ты ведь никогда не делаешь маникюр перед важными поединками и вдруг перед поездкой в Лондон почему-то изменила своему правилу.
— Действительно, в салоны перед соревнованиями не хожу. Просто не до того. Любая мелочь отвлекает от цели, можно расфокусироваться. А перед поездкой в Лондон сама себе сделала маникюр. Все-таки Олимпиада! Праздник.
— Зачем мушкетеру накрашенные ногти — вопрос отдельный. Главный тренер украинских саблисток Гарник Давидян сказал о тебе так: «Если Олю не сдерживать, она все будет крушить». Это характер такой?
— Пожалуй.
— Знаю, что твой парень —
— Я сама Диме позвонила после награждения. Понимала, что ему трудно будет пробиться ко мне.
— И что он сказал?
— Догадайтесь сами.
— Тогда, возможно, твои слова «займусь личной жизнью» следует понимать так, что этим летом выйдешь замуж? Ведь впереди шесть свободных месяцев — никаких соревнований.
— Если Дима позовет, я не скажу нет. Мы уже почти три года встречаемся.
— В одном из интервью твоя мама призналась журналистам, что, возможно, еще до Олимпиады в Рио-де-Жанейро станет бабушкой.
— Не забывайте, что у меня еще есть старшая сестра, у которой пока нет детей. Возможно, мама имела в виду, что Танюшка им с папой подарит внуков.
— Твой Дима живет с родителями в Хмельницкой области. Он уже познакомил тебя с ними?
— Познакомил, но давайте о чем-то другом, не о таком личном. Дима очень сильно переживает свою неудачу на Олимпиаде.
— Вы анализировали причины его поражения?
— Для этого у него есть тренер. Мы с Димой на многие вещи в спорте смотрим по-разному, часто спорим, а в остальном — как все люди.
— Хорошо, о другом так о другом. В Николаеве родители построили тебе дом. На твои призовые в Пекине. А планировку дома, говорят, ты придумала сама.
— Это двухэтажное строение, три комнаты, две ванные, да еще есть зал для тренировок. Небольшой садик, увитая виноградом беседка, везде цветы, которыми мама занимается. Одним словом, уютный уголок. 4 сентября я соберу гостей на свое
— Это правда, что, кроме премиальных за «бронзу», от региональных властей ты получишь еще квартиру в Николаеве?
— Ее, по крайней мере, мне обещали еще перед поездкой на Игры. Мол, будет медаль, будет и квартира. А все, что местная власть обещает, она привыкла выполнять. Дом-то за городом, а в самом Николаеве жилье не помешает, правда?
— А еще, говорят, ты мечтала после Лондона поехать в Лас-Вегас — мировую столицу азартных игр. И будто бы перенесла поездку. Что, маленькие призовые?
— Очень нравится этот город! Но не могла поехать туда, пока мне 21 год не исполнился. «По малолетству» туда не пускают.
— Ты такой азартный человек?
— Ну, 50 на 50. В общем, может быть, и поеду. Но сперва хотелось бы успеть куда-нибудь на море отправиться, покупаться, позагорать, лето ведь кончается.
— Твоя сестра говорит, что ты собираешься в ближайшее время стать еще и студенткой — поступить на факультет лингвистики. А зачем тебе это?
— Как зачем? Я сносно знаю английский, но больше — ни одного иностранного языка, хотя постоянно езжу по миру. Вот и планирую выучить итальянский, испанский. Да и вообще, в жизни, кроме спорта, надо еще что-то знать основательно.
— Как собираешься потратить 55 тысяч долларов за лондонскую олимпийскую «бронзу»?
— Вот когда в руках подержу, тогда и начну планировать. Сейчас еще рано. А пока расслабляюсь, выбросила все из головы. Даже интервью давать не хочется — полный релакс!
— Что тебе понравилось на Олимпиаде, что нет?
— Понравилось абсолютно все: и олимпийская деревня, и еда. Я ходила в азиатскую кухню, потому что обожаю ее. И мое выступление на Олимпиаде тоже понравилось. В общем, все-все!
— Ты счастливый человек.
— Я тоже так думаю.