Україна

«Мы сумеем сделать так, чтобы в День независимости в центре Киева не было дождя»

15:52 — 22 серпня 2012 eye 1688

Метеорологи могут повлиять на облака, и тогда осадки выпадут на подступах или окраинах столицы. Понадобится ли эта операция, станет окончательно ясно за несколько часов до начала торжеств на Крещатике

— В первый раз мы обеспечивали хорошую погоду в центре Киева два года назад во время празднования 65-й годовщины Победы во Второй мировой войне, — говорит разработчик методик активного воздействия на облака и туманы кандидат географических наук Борис Лесков (на фото). — Помнится, была череда выходных, я поехал в село поработать на пасеке, вдруг звонит директор нашего института Владимир Осадчий. Оказалось, военным поставили задачу: сделать так, чтобы 9 мая на Крещатике не было дождя. Они обратились за помощью к нам, ведь в советские годы мы успешно занимались воздействием на облака. Уже нет летающей лаборатории, которой мы располагали в 1980-е годы. Пришлось задействовать обычные самолеты. С их бортов распылили в облаках сухой лед — замороженный до минус 96 градусов углекислый газ. Эту операцию было видно даже на снимках из космоса. Потом нам поручали подобную работу еще несколько раз, например, во время проведения авторалли. И вот теперь, на День независимости Украины, возможно, вновь придется защищать центр столицы от дождя.

— Понадобится ли в День независимости корректировать погоду в Киеве, мы определим 23 августа, за сутки до праздника, — говорит старший научный сотрудник Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института Борис Лесков. — Но окончательное решение будет принято за несколько часов до начала торжеств на Крещатике. Поэтому 24 августа мне придется проснуться в четыре утра. Если понадобится, вылечу с военными на самолете на разведку погоды.

— Как будет проводиться операция по разгону облаков?

— Разогнать мы их не можем — для этого понадобилась бы колоссальная энергия, сопоставимая с энергией, которая выделяется при взрыве атомной бомбы. Ведь облака при кажущейся легкости, воздушности имеют огромную массу.

У нас другая задача: заставить их пролиться дождем там, где мы хотим. Физика процесса такова: в облаке есть свободная вода в виде микроскопических капель (их размер — несколько тысячных долей миллиметра) и кристаллов. Вокруг частиц сухого льда, которые мы забрасываем в тучу, вода мгновенно замерзает, образуя огромное количество кристалликов. Они поглощают микрокапли, увеличиваются за счет этого в размерах и падают вниз. Возле земли нагреваются, превращаясь в воду. Так мы и вызываем дождь.

Если понадобится воздействовать на облака, вылетим на двух самолетах (используем военно-транспортные Ан-30). Кстати, направление полета обязательно должно быть против ветра. Через отверстие в самолете сбросим измельченный сухой лед. Его буквально высосет наружу, ведь давление на борту самолета выше, чем за бортом.

— На каком расстоянии от центра столицы обработаете облака?

— Это будет зависеть от их типа, температуры и ряда других факторов. Речь идет о расстоянии в несколько десятков километров. В результате спровоцируем выпадение осадков на подступах или окраинах Киева.

Нужно сказать, что наука пока не владеет методами воздействия на некоторые типы облаков.

— Сухой лед загрязняет окружающую среду?

— Что вы, ни коим образом. Ведь это замороженный углекислый газ (СО2) — составная часть воздуха. В атмосфере СО2 три десятых процента. Казалось бы, мало. Но в кубическом километре его масса достигает 400 тонн, причем она постоянно колеблется. Мы вводим всего лишь один килограмм углекислого газа на кубокилометр — капля в море.

— Во сколько обойдутся ваши работы по коррекции погоды?

— Порядка тридцати тысяч долларов, — отвечает Борис Лесков. — К слову, наша технология чрезвычайно прибыльна. Так, при использовании ее на аэродромах на каждую вложенную гривню получите пять гривен прибыли. Однажды в бытность СССР в районе столицы советского Казахстана Алма-Аты густой туман висел 23 дня подряд! А над местным аэропортом было чистое небо — результат применения нашей технологии активного воздействия на туманы. Представляете, какой экономический эффект был получен.

В советские времена в зимние месяцы мы вызывали выпадение снега в Днепропетровской области, создавая тем самым запас влаги на полях. А в Крыму организовали военизированную службу борьбы с градом, которая работает до сих пор. Прибыль работ по защите полей и садов от града достигает тысячи процентов!

*Облака будут обрабатывать с самолетов Ан-30

Технологии активного воздействия на облака и туманы были созданы при моем участии в начале 1960-х. Государство не жалело на это деньги, ведь тематика была оборонной. Всепогодных самолетов еще не существовало, поэтому в плохую погоду полеты приходилось отменять. В случае войны это привело бы к тяжелейшим последствиям. Поэтому перед нами была поставлена задача обеспечить чистое небо над военно-воздушными базами.

Наши технологии внедрили не только в войсках, но и в крупных аэропортах — московских «Шереметьево» и «Внуково», киевском «Борисполе», в Минске, Алма-Ате...

Мы даже помогали в выполнении космических полетов, например, станции «Луна-9». Следовало точно определить ее местонахождение после вывода в космос. Но ученые с Крымской обсерватории в Симеизе не могли этого сделать — небо наглухо заволокли тучи. Подключили нас. Мы две ночи обеспечивали безоблачную погоду над обсерваторией. Это позволило провести необходимые наблюдения за аппаратом и скорректировать его траекторию. Эта станция стала первой в истории, совершившей мягкую посадку на Луну и передавшей оттуда панорамный снимок. Интересно, что эта космическая программа обошлась в несколько миллиардов рублей! А наши работы над обсерваторией — в 20 тысяч (успешному полету «Луны-9» предшествовали несколько неудачных запусков аппаратов. — Авт.). Затем подобную работу мы выполнили и во время доставки на спутник Земли «Лунохода».