Чтобы мышцы спины были крепкими и держали позвоночник, нужно ежедневно делать специальный комплекс упражнений
Первого сентября во многих семьях, где есть школьники, звучит традиционное напутствие: «Смотри, учись хорошо!» Конечно, отличные отметки — повод для родительской гордости. Но не менее важно, чтобы за успехи в учебе школьник не расплачивался здоровьем. Врачи утверждают, что дети стали чаще страдать болезнями пищеварительного тракта, дыхательной и зрительной систем, а нарушения опорно-двигательного аппарата имеются почти у всех выпускников. Как избежать искривления позвоночника? Каким должно быть рабочее место школьника дома? Что лучше выбрать для занятий — стационарный компьютер или ноутбук? Вредно ли носить сумку на длинном ремне? На эти и другие вопросы читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответила заведующая лабораторией гигиены учебной деятельности детей Института гигиены и медицинской экологии имени А. Н. Марзеева НАМН Украины кандидат медицинских наук Светлана Гозак.
* - Здравствуйте, Светлана Викторовна! Вас беспокоит Антонина Михайловна из Киева. К школе у нас все готово, осталось только купить настольную лампу. Какой цвет абажура более полезен для глаз — зеленоватый или желтоватый?
— Лучше ориентироваться не на цвет абажура, а на то, чтобы местное освещение совпадало по типу с общим. Если в люстре стоят люминесцентные лампы, такие же используйте в настольной лампе. Конечно, ни один из источников освещения не может повторить наиболее оптимальный для нас спектр солнечного излучения. Свет лампы накаливания больше воспроизводит красно-желтую часть спектра, люминесцентной лампы — сине-фиолетовую. Выбирайте, какой вам больше нравится. Считается, что более комфортный теплый, чуточку желтоватый оттенок. Кроме того, люминесцентные лампы мерцают, поэтому глаза могут быстрее уставать.
Если измерить уровень освещения специальным прибором (он называется люксметр), то на рабочем столе должно быть 400 люкс. Поскольку дома такого прибора мы не держим, нужно ориентироваться на то, чтобы рабочее место было хорошо и равномерно освещено. Для левшей лампа должна стоять с правой стороны, для праворуких детей — с левой. Когда ребенок вечером работает на компьютере, не стоит выключать настольную лампу: для зрения вредно все время переводить взгляд с подсвеченного дисплея на затемненную клавиатуру.
* - «ФАКТЫ»? Это Светлана из города Бровары. Мы с мужем оба близорукие, а наш десятилетний сын видит хорошо. Однако врач говорит, что ребенку надо поменьше сидеть за компьютером, а то придется носить очки. Но ведь сейчас без компьютера никуда...
— Считается, что орган зрения формируется до 15 лет, и дети до этого возраста находятся в группе риска. Как показали наши исследования, зрительная система наиболее уязвима у подростков: на
У ребенка близоруких родителей предрасположенность к нарушению зрения может проявиться раньше и сильнее. Советую вам раз в полгода посещать с сыном детского офтальмолога. Если врач выявит патологию, то выпишет очки, корректирующие близорукость, или назначит витамины, занятия на глазных тренажерах, обучит специальной гимнастике для глаз. Для профилактики снижения зрения, искривления позвоночника ребенок не должен сидеть более трех месяцев за одной партой. К сожалению, не все родители знают об этом требовании и не настаивают, чтобы учитель регулярно пересаживал детей с места на место.
* - Прямая линия? Звонит Ольга, киевлянка, мама двоих детей. Хотим посоветоваться, какой компьютер лучше купить для сына. Он идет в первый класс, играет пока на папином, но очень хочет ноутбук...
— Советую все-таки покупать стационарный компьютер, а не переносной — это лучше и для зрения, и для осанки. При работе на ноутбуке трудно одновременно контролировать оптимальное расстояние до экрана и клавиатуры. Ребенок принимает удобную для него позу — приподнимает плечи, изгибает позвоночник, из-за чего тот сдавливается, а в согнутых под углом запястьях нарушается кровообращение и иннервация.
Когда монитор стоит на столе, а клавиатура — на специальной выдвижной полочке, уследить за правильной позой — прямая спина и опущенные, находящиеся на одном уровне плечи — гораздо легче. Глаза устают меньше, если выдерживается перпендикуляр до экрана, а сам экран удален примерно на полметра (в зависимости от размера дисплея — до 80 сантиметров), верхний край расположен на уровне глаз или чуть ниже.
— Как долго семилетний ребенок может сидеть за компьютером?
— Не более 15 минут без перерыва. Для подростка достаточно полчаса.
— А если дают задание, которое надо делать с помощью компьютера?
— Вы говорите о первокласснике? В первом классе, в соответствии с государственными нормативными документами, задания на дом вообще не дают. Во втором классе выполнение уроков должно занимать не более 45 минут, в третьем — один час и десять минут, в четвертом — полтора часа. Другое дело, что сегодня даже дошкольники умеют пользоваться компьютером и любят играть в компьютерные игры.
Советую всем родителям больше интересоваться, что делает ребенок (любого возраста) за компьютером, чем увлекается в интернете, какие игры предпочитает. Компьютерную игру нужно выбирать не агрессивную, без навязанного ритма действия и мелких, контрастных, стремительно перемещающихся деталей. Доказано, что это вредит не только зрению, но и психике. За последние десять лет количество нервно-психических расстройств у детей выросло в два с половиной раза.
* - Добрый день! Беспокоит Григорий Викторович, дедушка первоклассника. Скажите, пожалуйста, как приспособить стол и стул, чтобы ребенку было удобно делать уроки?
— Конечно, лучше оборудовать рабочий уголок школьника специальной мебелью — стулом с ортопедической спинкой, домашней партой, регулирующейся по росту. Такая мебель не только удобна, но и отвечает всем гигиеническим требованиям, правилам безопасности. Но если возможности нет, рабочее место можно организовать, используя обычные стол и стул.
Во-первых, это должен быть именно стул, а не табурет — чтобы ребенок мог опираться на спинку. Для формирования правильного изгиба в поясничном отделе на спинку стула можно прикрепить мягкий валик из скрученного полотенца (или обвязать спинку полотенцем). Во-вторых, ноги сидящего на стуле ребенка должны сгибаться в коленях под прямым углом и стоять на полу. Если стул высоковат, под ноги можно поставить скамеечку.
Подходящий стол определяется по высоте столешницы — она должна быть выше на два- пять сантиметров локтя опущенной руки сидящего ребенка. Если больше — на сиденье стула нужно положить жесткую подушечку. Необходимо, чтобы само сиденье заходило под край столешницы примерно на пять сантиметров (между краем стола и животиком ребенка должна помещаться ладонь руки).
Бывает, школьник начинает раскачиваться на стуле, и при этом задние ножки стула приподнимаются. Это раздражает взрослых, но родители и учителя должны понимать, что ребенок часто интуитивно пытается облегчить себе нагрузку на спину. Если приподнять задние ножки стула на пять сантиметров или подложить на сиденье клиновидную подушечку, то автоматически возникает правильный поясничный изгиб, это разгружает позвоночник и помогает уставшим мышцам.
* - Здравствуйте! Звонит Ирина из Киева. У меня, наверное, вопрос не в тему. Но проблема в том, что мой восьмилетний сын ни один урок не может высидеть спокойно. Как приучить его к дисциплине?
— Нормальный восьмилетний мальчик и должен быть активным. Вполне естественно, что он не может высидеть весь урок в одной позе. Учителю следует это учитывать: проводить во время урока физкультминутки, на перемене — легкую зарядку, особенно если кабинеты для младших школьников и старшеклассников находятся в одном коридоре, как это бывает в старых школах. Мало того что первоклассники вынуждены сидеть без достаточного движения 35 минут (столько длится урок в первом классе, во вторых-четвертых классах — по 40 минут), так еще и на переменке учитель не разрешает бегать, потому что у старшеклассников продолжается урок.
Школьное утро полезно начинать с зарядки, и хорошо, если она включает упражнения, настраивающие на учебу. Например, дети становятся в круг и передают друг другу теннисный мячик или ребенок перекладывает его из одной руки в другую, подбрасывает и ловит, перекидывает соседу по парте. Выполняя игровые упражнения (от простых к сложным, от медленных к быстрым), ученик развивает сноровку, ловкость, координацию движений. Из-за этого улучшается взаимодействие и согласованность работы полушарий головного мозга и повышается работоспособность, усиливаются внимание, сосредоточенность. Кстати, такие теннисные мячики неплохо использовать и дома. Пусть сын, делая уроки, время от времени ими жонглирует. Увидите: после такой паузы он более усердно позанимается и быстрее справится с заданиями.
Советую вам и другим родителям интересоваться, проводит ли учитель физкультминутки на уроках, физкультурные паузы на переменах, гуляет ли ребенок на продленке по полтора часа на свежем воздухе, играет ли в подвижные игры. Тем детям, которые сразу после уроков идут домой, тоже нужно бывать на воздухе не менее полутора-двух часов. Причем минимум полчаса рекомендую двигаться достаточно интенсивно: покататься на роликах, велосипеде, чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему, потренировать легкие, подкачать мышцы. Если у вас есть возможность, а у сына — желание, запишите мальчика в спортивную секцию, танцевальную студию, цирковой кружок.
— Нужно ли утром делать зарядку?
— Да, но несложный комплекс. Покажите сыну несколько простых движений, помогающих запустить организм, и время от времени их меняйте. Сначала нужно растянуть позвоночник: лежа в кровати, потянуться левой рукой вверх и левой ногой вниз, потом то же самое сделать правой, затем — всем телом. Закончив потягиваться, можно подвигаться волнообразно, как рыбка, выполнить легкую разминку, потом лечь и покрутить воображаемые педали велосипеда. Детям это упражнение очень нравится, да и мышцы брюшного пресса укрепляются. Хорошо, если есть возможность повисеть на турнике или шведской стенке.
* - Светлана Викторовна, беспокоят родители из Чернигова — сестры Ольга Федоровна и Галина Федоровна. Наши дети-погодки два года назад перешли в гимназию. Уроков задают много, и у старшей девочки осанка уже испортилась. Можно ее исправить?
— Нарушения осанки встречаются у девяти выпускников из десяти. Позвоночник страдает из-за того, что дети неполноценно питаются, мало двигаются, не соблюдают режим дня, неправильно ходят, сидят, не делают упражнений для формирования крепкого мышечного корсета. Исследования показали: в классе только два-три человека имеют крепкие мышцы, но уже после того, как школьник пять-семь минут посидит за партой, они расслабляются, позвоночник сдавливается, а кровообращение нарушается.
Надо иметь в виду, что позвоночник у детей еще хрящевой, за исключением центра позвонков, где есть очаги окостенения. И если не делать упражнения для его разгрузки, нарушения осанки могут сформироваться довольно быстро — в течение двух месяцев. У детей с плохой осанкой нарастают и другие проблемы — спазм мышц, нарушения правильного дыхания и кровообращения, что отрицательно сказывается на учебе. Это вполне доказанный факт: изучая умственную работоспособность учеников, мы обнаружили, что переключение внимания и сосредоточенность у детей с хорошей осанкой выше, чем у сутулых школьников.
О правильной осанке должны заботиться все — и медики, и учителя, и родители, и сами ребята. Мы разработали программу «Красива постава дитини», включающую специальный комплекс упражнений. Когда ребенок его выполняет, работают не только крупные мышцы спины и груди, но и мелкие, глубоко залегающие мышцы и связки, соединяющие между собой позвонки и включающиеся в работу при определенных движениях.
— Где можно найти этот комплекс?
— Методические рекомендации с алгоритмом программы и комплексом специальных упражнений есть на официальном сайте нашего института www.health.gov.ua в рубрике «Анонси». Кстати, там же можно найти памятки для родителей по оборудованию рабочего места ребенка и оценке его осанки.
* - Вас беспокоит Инна Васильевна из Запорожья. Я прочитала в «ФАКТАХ» о том, какой рюкзак лучше выбрать. А сын (он перешел в восьмой класс) купил себе холщовую сумку на длинном ремне. Говорит, что все друзья так ходят...
— У подростков свои представления о том, как нужно одеваться, чем пользоваться. Объясните сыну, что сумка на длинном ремне, которую носят на плече или через плечо, вызывает перекос позвоночника в бок. А если ноша тяжелая (хотя вес учебника не должен превышать 500 граммов, школьники все равно ежедневно берут по несколько книг, дополнительных пособий, толстых тетрадей), человек, сохраняя равновесие, наклоняется еще и вперед — возникает перекос в двух плоскостях. Правда, старшеклассники далеко не всегда трепетно относятся к требованиям учителей носить на уроки все необходимое, а вот дети младшего и среднего школьного возраста добросовестно тянут в школу и из школы весь набор учебников и тетрадей.
— Я видела, как бабушка везет школьный рюкзак на колесиках, а рядом идет внук...
— В школе бабушка не возит учебники за внуком, и у ребенка все равно страдает позвоночник, потому что, когда он катит поклажу, одно плечо уходит вперед, а рука с ручкой рюкзака — назад. Кроме того, рюкзак придется поднимать (в транспорт, на этаж по ступенькам), а наполняют его книгами и тетрадями, рассчитывая, что большую нагрузку примут на себя колеса. Считаю, что оптимальный выбор для школьника — удобный легкий рюкзак с широкими, достаточно мягкими лямками и ортопедической спинкой, подобранный по росту. Его вес не должен превышать десяти процентов от массы тела ребенка: если школьник весит 50 килограммов, то нести должен не более пяти.