Власти столицы всерьез взялись за превращение Подола в культурно-туристический центр. О преобразованиях на Почтовой площади и реорганизации улицы Сагайдачного в пешеходную зону «ФАКТЫ» уже писали. О том, что ждет Контрактовую площадь, рассказал глава столичной горгосадминистрации Александр Попов, пригласив журналистов на это историческое место.
— Город должен стать для туристов привлекательным культурно-историческим центром, — считает Александр Попов. — Барселона, например, за счет туризма и для туристов создает невероятные вещи — новые набережные, пляжи, парки, развивает транспорт. Киеву тоже это важно. Многие годы идет дискуссия о возрождении комплекса Гесте (строений Контрактового дома, из которых пока действует только одно) и городского магистрата. Готова и концепция, и планы их восстановления. Меценатов и инвесторов, желающих отстроить здания по старинным чертежам, достаточно. Есть предложения восстановить еще два дома для создания музея современного искусства с хранилищем для экспонатов.
Воссоздание магистрата, находившегося посреди площади (между памятником Григорию Сковороде и фонтаном «Самсон») — тоже предмет для обсуждения с киевлянами. Не думаю, что его строительство обойдется дороже, чем, например, школы с бассейном. По большому счету, у Киева негде принимать делегации, да и для многих городских управлений места тоже нет. Эту тему поднял еще мэр Александр Омельченко. В здании магистрата на Подоле, кроме всего, еще нужно разместить музей киевского самоуправления.
В любом случае с киосковым «шанхаем» на Контрактовой площади необходимо что-то делать. Победить его можно, лишь создав там новую градообразующую культурную среду.
— Доминантой Контрактовой площади сейчас является Гостиный двор, — поясняет главный архитектор столицы Сергей Целовальник. — Как известно, он имеет статус памятника градостроительству (не путать с памятником архитектуры). Старое строение двора было разобрано вместе с фундаментом при прокладке метро. Архитектор Валентина Шевченко в начале
Если старое одноэтажное сооружение было торговым центром, то в новом поселились институт, библиотека, а потом уже театр и магазины. В настоящее время уникальная библиотека Госстроя переезжает в здание Мыстецкого арсенала на Печерске. Решение об этом принято на днях. Театр на Подоле получит в 2013 году новое помещение на Андреевском спуске. Собственник же здания — акционерное общество «Укрреставрация» — готовится к реконструкции. За тридцать лет эксплуатации в дом, находившийся все эти годы под эгидой государства, не было вложено ни копейки. Во многих местах строения — по линии, где под ним проходит метро, — появились глубокие трещины. Их придется «сводить», усиливать фундамент. Реконструкция и капитальный ремонт неизбежны.
Чтобы отвести воду из внутреннего двора и из-под фундаментов, собственник предложил ряд аварийных мероприятий, в частности, накрыть внутренний двор прозрачным покрытием, которое не изменит контуры здания. Внутреннее пространство Гостиного двора изначально рассматривалось и владельцами, и архитекторами, работающими над проектом реконструкции, как культурное пространство для проведения разнообразных выставок, творческих вечеров. Торговая функция этого здания — не продажа колбасы и китайской обуви, а размещение художественных галерей, где можно приобрести сувениры, изделия мастеров народных промыслов. А еще там планируют открыть литературные и музыкальные кафе... У обновленного Гостиного двора будет шесть входов. Кстати, автор проекта Валентина Шевченко подтвердила свое согласие на реконструкцию здания по проекту мастерской Миргородского.
— Рядом с Гостиным двором, за памятником гетману Сагайдачному, под землей в законсервированном состоянии находятся древние жилища подолян — деревянные срубы, очаги, остатки улиц — целый культурный слой, открытый ранее археологами Виктором Харламовым и Александром Сагайдаком, — продолжает Сергей Целовальник. — Мы договорились с инвестором, занимающимся Гостиным двором, что в их проект войдут и работы по сохранению археологических находок. Нужно будет убрать слой грунта и создать специальное накрытие. Это сделает площадь еще более привлекательной.
Также необходимо предоставить киевлянам и туристам доступ в Киево-Могилянскую академию, Братский монастырь. Это достояние всей Украины, место, сопоставимое по исторической значимости с Киево-Печерской лаврой. Здесь должны быть экскурсии, ведь в Ягеллонский университет в Кракове посетители текут рекой.
Несколько иначе оценивают планы мэрии по реконструкции Контрактовой площади члены Гостиной республики — культурно-общественного центра, созданного в мае этого года по инициативе киевлян, не согласных с грядущим изменением внешнего облика и назначения Гостиного двора. Как рассказал «ФАКТАМ» активист Гостиной республики Роман Стецюк, они выступают против попыток превращения культового для горожан места в обыкновенный торгово-офисный комплекс. Киевляне желают сохранить в центре столицы определенное «творческое пространство» и взамен реконструкции здания предлагают просто его отреставрировать. Таким образом, оно сможет сохранить свой первоначальный вид.
— Мы понимаем, что в ХХ веке Гостиный двор был центром торговли, — говорит Роман Стецюк. — Но времена меняются. Сейчас во всем мире подобные здания стали символами старины. К примеру, Андреевский спуск был транспортной магистралью, а сейчас — пешеходная зона. Если проложить по нему скоростную дорогу, это вернет спуску «первоначальную функцию». Но такие меры уничтожат «сердце» города. Аналогично и Гостиный двор должен оставаться частью творческой ауры древнего Киева, а не превращаться в торгово-развлекательный центр.
За три месяца существования Гостиной республики усилиями его активистов, опирающихся на помощь не равнодушных к судьбе города людей, в центре Подола развился настоящий культурный оазис. На территории Гостиного двора постоянно проводятся художественные выставки, концерты, мастер-классы, лекции и семинары, правозащитные тренинги и кинопоказы.
О решении властей частично сохранить творческий дух Гостиного двора его защитники узнали только от журналистов. На диалог с активистами никто из чиновников не выходил. По словам Романа Стецюка, проводилась имитация «встреч» с общественностью для разрешения сложившейся ситуации. Однако киевлян об их проведении никто не извещал. Активисты узнавали о них постфактум из прессы.