Девять дней назад ушел из жизни известный российский актер и телеведущий
Каждая из его ролей и в театре, и в кино сразу становилась заметной. Игоря Квашу зрители обожали. Роли в «Соломенной шляпке», «Бароне Мюнхгаузене», «Человеке с бульвара Капуцинов», «Сыщике» поистине легендарные. На спектакли с участием актера в театре «Современник» трудно было достать билет. Последние годы Игорь Владимирович и сам занялся режиссурой. А еще целых 15 лет отдал любимому детищу — телепроекту «Жди меня». Здоровье артиста в последние годы давало сбои, врачи предлагали Кваше оставить телевидение и заняться собой. Но Игорь Владимирович каждый раз отказывался, говоря, что сцена и экран дают ему стимул для жизни. В результате сердце актера не выдержало. 30 августа Кваша ушел из жизни, полгода не дожив до своего
— Вы познакомились с Квашой на съемках «Соломенной шляпки»?
— Нет, к тому моменту я знал Игоря очень хорошо. В те времена актеры, особенно московские, составляли определенную касту, сообщество. Туда входили Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Миша Державин, Миша Козаков и, конечно, Игорь Кваша. Они подбирались вместе не по принадлежности к какому-то театру, а по духовному родству. Все были талантливы, молоды, веселы. Зайдя в ресторан Дома кино в Москве, всегда можно было застать кого-то из этой шумной компании.
«Соломенную шляпку» я снимал в начале
*Жених (Андрей Миронов), лейтенант Тавернье (Игорь Кваша) и хозяйка шляпки мадам Анаис Бопертюи (Екатерина Васильева). Кадр из фильма «Соломенная шляпка». 1974 год
— А Игорь Кваша?
— Игорь тогда служил уже в театре «Современник». Но это не мешало ему успешно сниматься в кино, особенно в характерных ролях. Его образ, эдакого «африканца», любовника героини, которая, собственно, и потеряла шляпку, вырисовался буквально за один день. Помню, Игорь не вошел, а влетел на съемочную площадку: весь раскрасневшийся, волосы всклокочены — он боялся опоздать. Вот на таком нерве и с изрядной долей юмора он и сыграл свою роль.
— Волосы его героя так и остались всклокоченными.
— Шевелюра Игоря — отдельная тема. Мы запретили ему стричься. И когда волосы немного отросли, перед самым началом съемок их немного подкручивали на бигуди. Это было предметом шуток у его друзей.
— Андрея Миронова и Александра Ширвиндта?
— Вы себе не представляете, какой хохот сопровождал практически все съемки «Соломенной шляпки». Более того, многие из сцен рождались прямо в процессе работы над фильмом. Например, когда герой Михаила Боярского, сражаясь на шпагах с Михаилом Козаковым, случайно стаскивает с него парик. Никто не ожидал такого поворота, но я сказал оператору не останавливать камеру, и сценка вошла в картину. Козаков прекрасно обыграл сюжет, сказав ошарашенному Боярскому: «Сейчас это очень модно». В общем, вся группа хохотала до конца съемочного дня. Кстати, у Игоря Владимировича, когда ему предлагали новую роль, первым вопросом был: «А кто мой партнер?» Для него всегда это было очень важно. Он моментально согласился играть в «Соломенной шляпке», узнав, что там снимается его друг Андрей Миронов. По этой же причине с удовольствием сыграл в моем другом фильме «Шляпа», где снимался Олег Янковский. В этом смысле он был очень щепетильным.
— Рассказывают, Кваша был совершенно не капризным на съемочной площадке.
— Он из тех актеров, которые никогда и ни при каких обстоятельствах не участвуют в склоках. Если Игорю что-то не нравилось в сложившейся ситуации, он мог тут же это озвучить. У меня такое поведение всегда вызывало уважение. Помню, как-то я спросил: «Игорь, не боишься обидеть людей своим резким замечанием?» Кваша посмотрел на меня проницательным долгим взглядом и ответил: «Леня, все что я делаю и говорю, подсказывает мне сердце...» Иногда казалось, что у Игоря не было ни врагов, ни завистников. Он, что называется, никогда не носил камня за пазухой, и все это знали. Может быть, поэтому, когда 15 лет назад встал вопрос о поиске ведущего для телепроекта «Жди меня», кандидатура Кваши возникла как нечто само собой разумеющееся. Я лишь удивлялся, как Игорю удается совмещать работу на телевидении, в кино и театре. Знаю, что родной «Современник» он обожал. Ведь стоял у истоков этого театра, организовывая его вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым.
— Это правда, что Игорь Кваша отказался сниматься в вашей картине «Небесные ласточки»?
— Для него действительно была специально выписана роль, та, которую в картине сыграл Шура Ширвиндт. К сожалению, в то время, когда мы начали съемки, Игорь не смог вырваться из театра, у него запускалась премьера. И тогда в срочном порядке мне пришлось искать Кваше замену. Помню, я судорожно пытался придумать, кому же предложить роль Игоря. И вдруг, проходя мимо Театра сатиры, увидел на афише фамилию Ширвиндт. «Господи, — подумал я. — Шура — это же вылитый мой майор!» Ширвиндт сразу согласился и блистательно сыграл в «Небесных ласточках». Помнится, после премьеры фильма Кваша, Ширвиндт и я случайно оказались на каком-то банкете. Игорь подошел к нам с Шурой и сказал: «Саша, в „Небесных ласточках“ ты был великолепен». И это прозвучало совершенно без тени иронии, потому что Игорь лукавить никогда в жизни не умел.
— Говорят, квартира Игоря Кваши в Москве считалась одним из мест, где собиралась актерская элита.
— У Игоря была большая по советским меркам квартира, в которой для гостей всегда была открыта дверь. На кухне хозяйничала его очаровательная жена Татьяна, они прожили вместе долгую жизнь. Таня часто ездила с Игорем на съемки, сопровождая его и помогая во всех вопросах. Когда я жил в Москве, часто приходил к ним в гости. Всегда накрывался большой стол, ставили чашки, разливали чай, который обожал Игорь. Невозможно забыть вкус вишневого варенья домашнего производства. Увы, теперь мы больше никогда вместе не соберемся.
— Последнее время Игорь Владимирович очень редко снимался в кино.
— Мне кажется, совсем не снимался. Последние годы он был больше популярен как телевизионный ведущий. Хотя, думаю, это большая несправедливость. Я не верю в то, что у Игоря не было возможности работать в кинематографе. Скорее, все, что предлагалось, ему не подходило. Сначала он отказывался, а затем предложения от режиссеров просто иссякли. Я тоже удалился от кино, занявшись театральной режиссурой. С Игорем мы виделись все реже и реже. Помню, на одной из встреч он признался: «Леня, не забыл, как мы работали над „Соломенной шляпкой“? Это было самое прекрасное время».
— Помните свою последнюю встречу с Квашой?
— Год назад мы общались по телефону. Тогда я планировал съемки одной картины. Небольшая роль в фильме была написана специально для Игоря Кваши. Я позвонил ему и предложил поработать вместе. Игорь с теплотой сказал, что с удовольствием вспомнил бы былые годы... В то время он уже был нездоров и все свободное время отдавал съемкам проекта «Жди меня». Вообще, мне кажется, что этот проект буквально «съел» его. Как истинный максималист Игорь слишком близко к сердцу принимал истории всех своих героев. Разговаривая по телефону, он непременно припоминал какие-нибудь сцены из проекта, рассказывал о тех, кого удалось найти. Я понимаю, что это шоу стало частью его жизни. Видимо, здоровье оно тоже отнимало. Ведь как артист он все житейские истории пропускал через свое сердце. И в результате оно не выдержало.