После публикации «ФАКТОВ» итальянцу вернули его квартиру на Андреевском спуске
В апреле прошлого года «ФАКТЫ» рассказали о том, как итальянский бизнесмен Стефано Гавиоли, купивший трехкомнатную квартиру на Андреевском спуске в Киеве, угодил в сети квартирных мошенников — пока господин Гавиоли был в Италии, его жилье... трижды перепродали. Все произошло по уже известной схеме: с липовыми паспортами, вклеенными в них фотографиями и «своими» нотариусами. Когда Стефано Гавиоли приезжал в редакцию, особых надежд на то, что квартира вернется владельцу, не было. Однако на днях в редакцию позвонила переводчица господина Гавиоли Лидия и радостно сообщила: «Не поверите, но нам вернули квартиру! Мы выиграли суды и даже добились, чтобы мошенников привлекли к ответственности!»
Как угодил в ловушку украинских аферистов, житель Венеции Стефано Гавиоли понял уже тогда, когда выяснилось, что квартира, за которую он еще в 2004 году заплатил огромные деньги, ему... не принадлежит. Все началось со звонка соседа. Встревоженный мужчина, который присматривал за квартирой итальянского бизнесмена (господин Гавиоли появлялся в Киеве раз в полгода, а то и реже — собственно, и квартиру купил для того, чтобы не останавливаться в гостиницах во время деловых поездок), сообщил итальянцу, что в его жилье вселились незнакомцы и начали делать там ремонт. Стефано Гавиоли с переводчицей Лидией тут же вылетели в Украину.
Договор был заключен между Татьяной Применко и неким Юрием Бондаренко. А Юрию якобы дал доверенность сам господин Гавиоли.
— О Юрии Бондаренко я слышал впервые, — говорит Стефано Гавиоли. — Татьяна Применко заверила, что ничего о нем не знает и никаких данных у нее не осталось. При этом еще раз подчеркнула, что она — «добросовестный покупатель, всю жизнь собиравший деньги на квартиру». Не зная, где найти Юрия Бондаренко, я обратился в Подольское райуправление милиции. И получил... отказ в возбуждении уголовного дела «в связи с отсутствием состава преступления». Я думал, что это какая-то ошибка — меня обманули мошенники, а состава преступления нет? Разве такое бывает? И как правоохранительные органы могут не реагировать? К счастью, у меня в Украине был адвокат. На милицейский отказ он отреагировал намного спокойнее, чем я, и предложил другой вариант — подать иск в суд с просьбой признать якобы выписанную мною доверенность и сам договор купли-продажи недействительными.
Этот ход помог итальянцу и его адвокату найти Юрия Бондаренко, которому господин Гавиоли якобы давал доверенность. По словам Стефано Гавиоли, он видел этого мужчину впервые в жизни. И, что самое интересное, Юрий Бондаренко тоже удивился происходящему.
— Было видно, что он не притворяется, — рассказывал Стефано Гавиоли. — Выяснилось, что еще в 2005 году он... потерял паспорт, который, видимо, вскоре нашли мошенники и удачно использовали. В суд вызвали и нотариуса, заверявшего договор купли-продажи. Она сказала, что заключение договора выглядело вполне законно — пришли люди, предъявили все необходимые документы и заключили сделку. Говорит, что она даже проверила подлинность доверенности Бондаренко. Вбила ее номер в компьютерную базу и убедилась, что доверенность под таким номером действительно существует. Посмотреть, на какую фамилию и кем эта доверенность выдавалась, у нее возможности не было. Увидев явившегося в суд Бондаренко, нотариус подтвердила, что сделку заключал не он.
Вскоре нашли ксерокопию паспорта человека, продававшего квартиру. Данные были взяты из паспорта настоящего Юрия Бондаренко, но совсем с другой фотографией — на ней был темноволосый мужчина лет тридцати. По словам нотариуса, именно он и заключал сделку с пенсионеркой Применко. Аферист, вклеивший в украденный паспорт свою фотографию, не был знаком никому из присутствовавших в зале суда. Кроме самого господина Гавиоли. Он узнал в нем... таксиста, подвозившего его домой из аэропорта!
— Это был Дмитрий — водитель, с которым мы познакомились лет пять назад, — объяснял Стефано Гавиоли. — Узнав, что я собираюсь регулярно ездить в Украину, мне его порекомендовали итальянские знакомые — дескать, есть хороший таксист, помогает заносить багаж и неплохо знает итальянский язык. Поэтому, прилетев в Киев, первым делом позвонил этому водителю. Радушно поприветствовав меня, Дмитрий поинтересовался, как ко мне обращаться, и начал расспрашивать, с какой целью я здесь нахожусь. Вот так просто рассказывать незнакомому водителю о своем бизнесе я, конечно, не собирался. Но слово за слово, и ему удалось меня разговорить. Он рассказал, в каких ресторанах лучше ужинать, и заверил, что в любое время готов прийти на помощь. С тех пор я время от времени обращался к нему за помощью. Дмитрий даже организовывал уборку в квартире — к моему приезду приглашал людей, которые наводили порядок. Для этого я дал ему дубликат ключей.
Стефано Гавиоли признается, что сделал это безо всякой задней мысли. Дмитрий внушал доверие. К тому же ключи — это все-таки не документы на квартиру. Отношения с новым украинским знакомым испортились только после того, как Дмитрий занял у господина Гавиоли внушительную сумму, которую, как позже выяснилось, явно не собирался возвращать. Когда Стефано это понял, он забрал у Дмитрия ключи, и на этом они распрощались.
— Но, как видите, уже было поздно, — говорит итальянец. — Увидев на липовом паспорте фотографию Дмитрия, я начал его искать. Он же словно пропал. Тем временем объявился... второй владелец моей квартиры. Оказалось, что, кроме Татьяны Применко, которой продал квартиру таксист Дмитрий с потерянным мною паспортом, жильем завладела еще и некая Елена Плоткина (имя и фамилия изменены. — Авт.). Якобы несколько лет назад она заключила со мной договор обмена, в результате которого Стефано Гавиоли обменял квартиру стоимостью около 500 тысяч долларов на какую-то картину.
*Трехкомнатная квартира в этом доме на Андреевском спуске стоит полмиллиона долларов (фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»)
Примечательно, что в тот момент, когда вроде бы заключался договор обмена, итальянца даже не было в Украине. Тем не менее Елена Плотникова подала на господина Гавиоли в суд — чтобы он не мешал ей пользоваться ее жильем. А на Плотникову в свою очередь подала в суд Татьяна Применко, якобы выкупившая злополучную квартиру у таксиста. Ни на один из судов самого Стефано Гавиоли даже не пригласили.
— Выходит, квартиру за время моего отсутствия продали двум незнакомым людям! — возмущался господин Гавиоли. — И теперь они между собой судятся, потому что не могут ее поделить. Ей-богу, такого я не видел даже в кино. Узнав, когда состоится следующее судебное заседание, я приехал и заявил, что настоящий собственник квартиры — это я.
Вскоре Стефано Гавиоли все-таки удалось доказать свою правоту. Договор обмена с Плотниковой и сделку купли-продажи Бондаренко с Применко признали недействительными. Доказали и то, что доверенность на имя Бондаренко была липовой. Подольский райсуд признал итальянца собственником квартиры. Но и на этом история не закончилась.
— Не согласившись с судебным решением, пенсионерка Татьяна Применко подала апелляцию, — говорит Олег Паламарчук, адвокат господина Гавиоли. — На квартиру, разумеется, наложили арест. Но когда мы, выиграв апелляцию, пришли в БТИ оформлять право собственности, нам сообщили, что квартиру опять... продали! И это несмотря на арест и судебное разбирательство! За свою адвокатскую практику я повидал многое, но с таким столкнулся впервые. Оказалось, что аферисты просто подделали решение суда, принеся в БТИ документ абсурдного содержания: якобы Подольский суд не признал Применко собственницей, но на время рассмотрения апелляции постановил снять с квартиры арест. Вот тогда-то и стало понятно, что «божий одуванчик» Применко была с мошенниками заодно. Так, суд был назначен на 4 декабря, а 18 ноября Применко уже продала квартиру какому-то мужчине. И итальянский бизнесмен опять остался ни с чем.
Когда Стефано Гавиоли приходил в редакцию «ФАКТОВ», он уже слабо верил в то, что квартиру удастся вернуть. Итальянец был шокирован происходящим: не успел выпутаться из первых двух афер, как угодил в третью! В правоохранительных органах хоть и возбудили уголовное дело, но сразу дали понять, что на быстрое расследование надеяться не стоит — водителя Дмитрия, с которого, собственно, все и началось, никто не искал, да и в статус подозреваемых никого из аферистов не переводили.
К счастью, после публикации «ФАКТОВ» дело сдвинулось с мертвой точки. Мы регулярно связывались с переводчицей Стефано Гавиоли Лидией, и на днях она сообщила радостное известие: итальянцу вернули квартиру!
— Звучит неправдоподобно, но это действительно так, — говорит адвокат господина Гавиоли Олег Паламарчук. — После публикации мы подали иск на нового собственника квартиры, который в очередной раз купил ее у Применко. Вновь предстояла судебная тяжба. Но, к счастью, она не была очень долгой — вскоре мы выиграли суд, доказав, что квартира на законных основаниях принадлежит Гавиоли. Новый собственник подал апелляцию, которую суд, состоявшийся на днях, не удовлетворил.
— Новый собственник настаивает на том, что он добросовестный покупатель?
— Да, но у нас есть основания думать иначе. Начнем с того, что, когда он покупал квартиру у Татьяны Применко, даже в интернете уже была информация о том, что жилье спорное. Об этом знали все соседи, достаточно было зайти в любую квартиру. Но он не побоялся купить жилье. Настораживает и сумма, которую он за него заплатил — всего двести тысяч долларов. В то время как эта квартира стоит как минимум полмиллиона долларов. Все это выглядит странно. Однако его к уголовной ответственности пока не привлекают. Но самое главное то, что впервые за последние три года Стефано Гавиоли смог зайти в свою квартиру.
— Как вам это удалось? Часто бывает, что люди выигрывают все суды, а вселиться не могут годами.
— Пришлось пойти на процессуальную хитрость. Я написал заявление в милицию о том, что аферисты завладели не только квартирой Гавиоли, но и его имуществом, которое в ней находилось. Для того чтобы выяснить, каким именно имуществом завладели мошенники, нужно было зайти в квартиру. Так появилось постановление на обыск. Когда я как представитель пострадавшего туда вошел, то увидел троих квартирантов сомнительного вида. Один из них, как оказалось, находился в розыске. При виде нас квартиранты растерялись и буквально на ходу написали договор аренды — дескать, они заключили его с Татьяной Применко. Но ошиблись, поставив на документе не ту дату, — в это время Применко уже перепродала квартиру. «Квартирантов» тут же как ветром сдуло. Мы же смогли поменять замки. С тех пор квартира находится под охраной.
— Но видели бы вы, что там творилось, — говорит переводчица Лидия. — Страшный беспорядок, евроремонт безнадежно испорчен. Сейчас приводим жилье в порядок. Хотя самое главное, что оно опять принадлежит Стефано.
— Есть существенные продвижения и в уголовном деле, — говорит Олег Паламарчук. — Вскоре после публикации «ФАКТОВ» Татьяну Применко перевели в статус подозреваемой. Теперь в отношении нее возбуждено уголовное дело, она находится на подписке о невыезде. Кроме нее, в деле еще трое подозреваемых. Оказалось, что аферу провернула целая банда мошенников. В интересах следствия я пока не могу рассказывать все подробности, но в конце этого месяца уголовное дело уже должно уйти в суд.
— А водителя Дмитрия удалось задержать?
— Его нигде не могут найти. Но нам и так удалось многого добиться. Остается надеяться, что аферисты понесут заслуженное наказание. Кстати, как мне недавно стало известно, Татьяна Применко — на вид вполне порядочная пенсионерка — за последние пять лет провернула уже не одну аферу. Сейчас эти случаи устанавливаются.
Об одном из таких случаев стало известно и «ФАКТАМ». В прошлом году мы рассказывали о серии масштабных квартирных афер, к которым причастен известный в столице адвокат Ярослав Гринченко (имя и фамилия изменены, поскольку по делу пока что тоже идет следствие). Одной из афер Гринченко было строительство многоквартирного дома в Голосеевском районе столицы. Около пятидесяти семей вложили деньги, однако дом так и не построили и в БТИ не зарегистрировали. Люди остались ни с чем. Теперь же выяснилось, что частью недостроенного дома завладела... Татьяна Применко.