Уже в первом классе 30 процентов учеников имеют хронические заболевания
Школьник-гипертоник и ученик-язвенник еще недавно были исключением из правил. Нынче таких пациентов у педиатров становится все больше. И это неудивительно: на здоровье отражаются учебные и нервно-психические перегрузки, которым подвергается ребенок, неупорядоченное, некачественное питание. Дети мало двигаются и много времени проводят за компьютером, злоупотребляют мобильными гаджетами.
— Даже если ребенок идет в школу относительно здоровым, закончить ее без проблем со здоровьем удается немногим, — рассказывает заведующий кафедрой педиатрии № 4 Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца, академик НАМН Украины, доктор медицинских наук профессор Виталий Майданник. — Данные осмотров говорят, что уже в первом классе 30 процентов учеников имеют хронические заболевания, и число больных увеличивается с каждым годом обучения. К десятому классу, например, детей с расстройствами зрения становится в полтора раза больше, как и школьников с нарушениями осанки.
Серьезные искривления позвоночника (сколиоз) могут сформироваться за весьма короткое время из-за статичной неправильной позы, в которой вынужден пребывать ребенок на уроках. Однако страдает не только спина — у сутулых детей нарушается кровообращение и возникают боли за грудиной, которые часто принимают за сердечные. Если осанку удастся исправить, то восстановится и кровообращение, исчезнут болевые ощущения, нормализуется работа внутренних органов. Но, к сожалению, далеко не всем ребятам, страдающим сколиозом, удается помочь терапевтически: запущенные случаи требуют хирургического вмешательства.
— Многие школьники жалуются на проблемы с желудком: болит живот, урчит в кишечнике, возникает отрыжка, тошнота...
— Патологии органов пищеварения (ими страдают почти три четверти школьников) — бич нашего времени. Если раньше образование осадка в желчном пузыре или возникновение язвы желудка у ребенка встречались редко, то сегодня это происходит гораздо чаще. Чтобы предупредить их развитие, нужно с самого раннего возраста приучать малыша к здоровому питанию. Школьник должен есть не менее четырех-пяти раз в день и знать разницу между полезными и вредными продуктами. Проголодался? Лучше съесть яблоко, чем пакетик сухариков или чипсов, выпить стакан молока вместо сладкой газировки. Это благоприятно скажется на работе пищеварительного тракта и всего организма.
Употребление вредной пищи, недостаток движения, эмоциональные потрясения приводят к развитию гипертензии у детей. Хотя раньше эта болезнь считалась «привилегией» людей немолодых. При одноразовом измерении давления мы выявляли его повышение приблизительно у семи процентов детей, а суточный мониторинг (с помощью специального тонометра, работающего на протяжении 24 часов) показал, что число «детских» артериальных гипертензий практически сравнялось со «взрослыми».
Почему у ребенка повышается давление? Что делать при синдроме хронической усталости у детей? Как уменьшить вредное воздействие мобильного телефона? Чем опасен избыточный вес?
На эти и другие вопросы наших читателей сегодня, 21 сентября, с 13.00 до 14.00 ответит педиатр Виталий Григорьевич Майданник.
Звоните в редакцию по телефону
Материал о прямой линии читайте в субботу, 29 сентября.