О вопиющих случаях нарушения прав пассажиров на железнодорожном и авиатранспорте «ФАКТАМ» рассказали семьи пострадавших
Увы, прошедшее лето запомнится некоторым нашим читателям не только приятно проведенным отпуском или каникулами. «ФАКТЫ» провели расследование двух вопиющих случаев нарушения прав пассажиров на железнодорожном и авиатранспорте.
— 24 августа вместе с мужем и трехлетней дочкой мы направлялись из Сум в Киев, — рассказала «ФАКТАМ» сумчанка Виктория Ахтырцева. — Билеты на поезд № 171 купили загодя, два полных и один льготный. Собственно, детский билет могли бы и не покупать, но хотелось, чтобы ребенок ехал на отдельном месте. Однако перед самым отправлением проводница неожиданно наотрез отказалась впускать нас в вагон. Она мотивировала это тем, что у нас нет оригинала свидетельства о рождении ребенка.
Родители объяснили, что оригинал документа находился в посольстве, показали проводнице копию свидетельства о рождении, а также паспорт матери, куда был вписан ребенок. Но проводница стояла на своем.
— Я понимаю, что, по правилам, льготный билет положен ребенку, не достигшему 14 лет. Но отличить трехлетнюю малышку от подростка можно и на вид, не заглядывая в документы! — возмущалась мать. — До отправления поезда оставались считаные минуты. Начальник поезда Татьяна Монтрезор, подошедшая к месту конфликта, поддержала проводницу. В грубой форме она порекомендовала нам идти в кассу и покупать для ребенка полный билет — иначе, мол, вовсе не уедете. Мы были вынуждены так и поступить, чуть не опоздав на поезд.
На киевском вокзале к поезду подошли сотрудники администрации, уже знающие о конфликте. Они объяснили начальнику поезда, что она не права, зачитали выдержку из инструкции. Однако Татьяна Монтрезор не угомонилась: как только железнодорожники ушли, а обиженные пассажиры попросили книгу жалоб, она с бранью… заперла мужа Виктории в вагоне, где он находился до прихода вызванных женой сотрудников милиции.
«ФАКТЫ» обратились в Главное пассажирское управление железной дороги с просьбой прокомментировать историю, рассказанную нашей читательницей.
— В ходе служебного расследования факты, изложенные Викторией Ахтырцевой, подтвердились, — рассказал начальник управления Александр Иванько. — За нарушение этики поведения во время общения с пассажирами и отказ в посадке в вагон при наличии паспорта гражданина Украины с отметкой о рождении ребенка начальнику поезда Татьяне Монтрезор объявлен выговор. Приносим пассажирам извинения за случившееся.
Что касается правил перевозки детей, в «Укрзалiзнице» попросили еще раз напомнить родителям о необходимости иметь при себе оригинал свидетельства о рождении ребенка или паспорт отца или матери, где есть запись о рождении ребенка.
Неприятная история произошла и с жительницей Будапешта Еленой Старостиной, которая этим летом решила поехать в Луганск проведать маму, недавно перенесшую тяжелую операцию. Женщина отправилась в гости с двумя детьми (сыну 4 года, дочери — 2,5) и стареньким свекром. Билеты на обратную дорогу купили за месяц до возвращения.
— 27 июля мы вылетели из Луганска в Киев. Билеты на Будапешт были на рейс в этот же день на 16 часов, — рассказала «ФАКТАМ» Елена. — Однако когда подошло время регистрации, ее не объявили. Я подошла к столу регистрации, мне без каких-либо объяснений перерегистрировали билеты на 18 часов. Конечно, задержка рейса была некстати, маленькие дети устали, да и дедушка чувствовал себя неважно.
Мы подождали два часа, а когда пошли на посадку, служащая авиакомпании «Аэросвит», выполнявшей рейс, заявила, что в самолете осталось только три свободных места. Я не могла поверить сказанному — ведь у нас на руках четыре билета! В очень грубой форме нам предложили: пускай трое летят, а кто-то один останется сутки ждать следующего рейса. Спрашивается, кто? Конечно, матери надо лететь с детьми. Но оставить старенького дедушку в аэропорту невозможно: он говорит только по-венгерски, может растеряться, заблудиться. Я расплакалась, стала умолять разрешить нам лететь всем вместе. Ведь я без проблем могла бы держать во время полета младшую дочку, которая весит всего десять килограммов, на руках! Но служащие авиакомпании об этом и слышать не хотели. Я бегала к администратору, начальнику аэропорта, просила их — безрезультатно. А в это время какой-то пассажир уже сидел в самолете на месте, проданном мне! Проходившие мимо люди говорили, что это неоднократный случай безобразия в Борисполе. «Аэросвит» продает больше билетов, чем имеется в наличии мест.
В конце концов я все же решилась отправить измученных детей и старика домой, а сама осталась ждать. Меня отвезли в гостиницу в Борисполе — без вещей, даже без зарядного устройства для мобильного телефона. Все осталось в сумках, которые сдали в багаж. Телефон разрядился, я не могла даже позвонить маме, чтобы не волновалась…
— Я полагала, что дочь с внуками уже давно должны были быть дома, но они не звонили, и я начала беспокоиться, — поделилась переживаниями мать Елены, пенсионерка, инвалид I группы Римма Старостина. — Она позвонила поздно вечером, но связь тут же прервалась. Утром я дозвонилась до администрации гостиницы. Мне сказали, что ее ночью с пересадками отправили в Будапешт. Как выяснилось, это была ложь. Домой моя дочь добралась только спустя сутки.
По словам Елены, никаких извинений за случившееся, не говоря уже о положенной ей денежной компенсации за ущерб, от сотрудников авиакомпании она так и не дождалась.
Авиакомпания «Аэросвит» по просьбе редакции также проверила информацию, изложенную обиженной пассажиркой.
«Проверкой подтвержден факт отказа по коммерческим причинам в перевозке рейсом VV203 Киев — Будапешт
Семья Елены Старостиной (четыре человека) обратилась к агентам по регистрации последней. К тому времени в связи с перепродажей на рейс в салоне самолета оставалось три свободных кресла. Выполнение просьбы пассажирки о перелете с ребенком старше двух лет на руках (перевозке четырех пассажиров при наличии трех свободных кресел) противоречило базовым требованиям обеспечения безопасности полетов, которые учтены в международных и национальных регуляторных документах. В сложившейся ситуации пассажирам было предложено самостоятельно принять решение: либо определить, кто из них смог бы остаться в Киеве
Кроме того, пассажиру Елене Старостиной, не вылетевшей данным рейсом, была выплачена денежная компенсация, которая предусмотрена в случае отказа в посадке на рейс, организовано поселение в гостиницу и трансфер, предоставлены услуги связи, питание и напитки. Авиакомпания категорически отрицает применение к пассажирам насилия в какой-либо форме, угроз, запугивания пассажиров».
Ну, а нам остается лишь посочувствовать пассажирам, отдых которых был омрачен неприятными ситуациями в пути.