Оксане Хруль было одиннадцать лет, когда мама впервые привела ее в бассейн. До этого девочка вообще никогда в воду не заходила, а глубины страшно боялась.
— Семнадцать лет назад, когда я с помощью кесарева сечения родила двух дочек-близняшек, врачи вообще советовали мне отказаться от одной из них, — рассказывает мама чемпионки Ирина Сергеевна. — Дескать, у вас уже есть старшая дочь, одна девочка из близнецов здорова, а с инвалидом только хлопоты будете иметь (на глазах у моей собеседницы появляются слезы. — Авт.). Ксюша родилась у нас с артогрипозом — аномалией верхних конечностей. Но разве мы с мужем могли отказаться от своего ребенка?! Наоборот, я оставила работу, чтобы ухаживать за больной доченькой.
Периодически ложились с ней в стационар, проходили курсы массажей, по курортам ездили, по специализированным клиникам… Да что толку?
*Оксана Хруль: «Считать награды у спортсменов не принято. Но моя коллекция медалей после Паралимпийских игр пополнилась еще двумя». Фото автора
Муж своими руками сконструировал для Оксанки профилактор Евминова, но это тоже оказалось неэффективным. И кто знает, как сложилась бы судьба Ксюши, если бы нам не посоветовали обратиться в Киевский ортопедический институт. «Ребенка спасет только плавание», — сказал нам врач Алексей Даровский. А ведь никто прежде не говорил, что плавание для дочки — единственное спасение от прогрессирующей болезни.
Оксанку радушно приняли в Полтавской детско-юношеской реабилитационно-спортивной школе для инвалидов: «Такие девочки нам нужны!»
— Страх перед холодной водой у меня постепенно ушел, однако все тело противилось нагрузкам, — с улыбкой вспоминает Оксана Хруль. — Я ведь была, что называется, комнатным растением. А тут тренировки трижды в неделю по два часа, часто возвращалась домой уже около десяти вечера. А нужно было еще уроки делать. «Не пойду туда больше!» — плакала. И все же шла…
Уверенность в себе Ксюша почувствовала только через полгода упорных тренировок. Но самое главное — у нее появилась сила в руках!
— Как-то незаметно научилась сама завязывать волосы в хвост, держать посуду в левой руке, — рассказывает Оксана. — Но все же в воде работаю только ногами.
Заметив Ксюшино упорство, заслуженный тренер Украины Галина Бойко стала еще больше требовать от нее. Тренировки стали ежедневными, начали улучшаться и результаты.
Сейчас среди других медалей в Ксюшиной комнате две самые массивные и самые весомые — «золото» и «серебро», завоеванные на ХIV Паралимпийских играх в Лондоне.
— Оксана, мировой рекорд тяжело дался?
— Это было через два дня после «серебряного» заплыва, где на стометровой дистанции брассом я на шесть секунд отстала от опытной пловчихи — американки Джессики Лонг. Последняя надежда на «золото» —
— Теперь, наверное, будешь постоянно выступать в том купальнике, в котором завоевала победу?
— Нет, купальники я меняю часто, а вот шапочку на соревнования надеваю всегда одну — мою любимую синюю.
— Многие люди, даже незнакомые, поддерживали нас морально во время проведения Паралимпиады, — добавляет мама чемпионки. — Сотрудники мужа даже плакаты на предприятии развесили с Ксюшиными фотографиями — из интернета взяли. В общем, нас тут всех эмоции до сих пор переполняют. То плачем, то смеемся.
— А я все свои эмоции в Лондоне оставила, — тихо вздыхает Оксана. — Не было сил даже посидеть за праздничным столом, который мама к моему возвращению накрыла, чтобы отметить победу.
— Ты такая худенькая. Мама плохо тебя кормит, наверное?
— Кормит хорошо, просто у меня и сестрички Кати (она младше меня на четыре минуты) такая конституция. Катя в модельное агентство собирается идти, поскольку пловчиха из нее не получилась (улыбается)… В еде я предпочитаю мясо, рыбу и… конфеты. При росте метр шестьдесят два вешу сорок четыре килограмма. Худеть дальше некуда, а поправляться не хочу. Хочу подольше поплавать…