Україна

К концу года литр горючего на заправках может подорожать в среднем на 1 гривню 20 копеек

19:47 — 2 жовтня 2012 eye 429

Украинских автомобилистов уже трудно удивить резкими скачками цен на автозаправках. В последнее время стоимость горючего меняется регулярно. Причем гораздо чаще цены поднимаются. Дело в том, что на стоимость нефтепродуктов в Украине, в отличие от развитых стран, помимо чисто рыночных факторов большое влияние оказывают действия государства — парламента и правительства. Все мы помним, как в начале нынешнего года взлетели цены на заправках после повышения ставок акцизного сбора на нефтепродукты. Теперь правительство готовит новый «сюрприз» для владельцев автомобилей, в результате которого, по мнению экспертов, горючее вновь подорожает.

«Пошлину оплатят не операторы рынка, не импортеры, а простые водители»

На днях министр топлива, энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что уже с 1 декабря нынешнего года в Украине будет введена пошлина на ввозимые в страну нефтепродукты. Для этого правительство приняло решение о начале спецрасследования в отношении импортного топлива. По словам министра, введение такой пошлины позволит обеспечить работу отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Действительно, из шести наших предприятий (не считая Шебелинского газоперерабатывающего завода) полноценно работает лишь Кременчугский НПЗ.

Стоит напомнить, что в конце прошлого года Межведомственная комиссия по международной торговле уже проводила по инициативе Минэнергоугля и владельцев НПЗ специальное расследование относительно импорта нефтепродуктов. Тогда представители украинских НПЗ предлагали ввести пошлину в размере 100 евро за тонну ввозимого горючего, что, по расчетам экспертов, привело бы к подорожанию литра топлива в рознице на 1 гривню. Однако комиссия не нашла никаких нарушений, и санкции в отношении импорта не были применены. Теперь ситуация повторяется.

По словам президента Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, введение пошлин на импорт топлива, если оно произойдет, в первую очередь ударит по простым людям.

— Мы должны понимать, что пошлина — это налог для конечного потребителя, — отметил Леонид Косянчук. — То есть ее оплатят не операторы рынка, не импортеры, а простые водители.

В свою очередь, заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев считает: вовсе необязательно, что межведомственная комиссия прислушается к пожеланиям министра энергетики и угольной промышленности. Более того, введение пошлин не приведет к запуску НПЗ, уверен эксперт.

— Нефтеперерабатывающие заводы остановились не из-за отсутствия пошлин, — уверен Геннадий Рябцев, — а потому что у них неэффективная переработка. Они неконкурентоспособны. Причем правительство уже имеет печальный опыт принятия неудачных решений в сфере регулирования цен на нефтепродукты. Достаточно вспомнить хотя бы появление плавающей ставки акцизного сбора. Мы считаем, что введение пошлин станет очередным экспериментом над потребителями.

«Каждые 10 копеек в курсе доллара эквивалентны 6-7 копейкам в цене литра топлива»

Прокомментировать возможные последствия ведения пошлин на импорт нефтепродуктов «ФАКТЫ» попросили директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна:

— Если это произойдет, бензин и дизельное топливо в Украине резко подорожают. Хочу отметить, что вовсе не случайно введение дополнительного налогообложения ввозимого в страну горючего планируется после парламентских выборов. Значит, в правительстве понимают очевидность ощутимого роста розничных цен на заправках.

Однако пошлины не единственный сюрприз для автомобилистов. Если правительство реализует все запланированные инициативы, то стоит ожидать довольно существенного роста цен. В частности, чиновники уже заявили о намерении проиндексировать ставку акцизного сбора на бензин и дизтопливо в рамках формирования государственного бюджета на следующий год. Кроме того, сами представители власти допускают ускорение девальвационных процессов.

Не исключено, что мы получим одновременно несколько факторов, влияющих на цены. Только введение пошлины и увеличение на 10 процентов ставок акцизного сбора способны добавить к розничной стоимости литра горючего 1 гривню 20 копеек. Но есть такой фактор ценообразования, как валютный курс. В условиях большой зависимости Украины от импорта нефти и нефтепродуктов стоимость бензина на 55 процентов складывается из «нефтяной» составляющей и на 35 процентов — из налогов, акцизного сбора и НДС. Причем каждые 10 копеек в курсе доллара эквивалентны 6-7 копейкам в цене литра топлива.

Предыдущий опыт показывает, что введение заградительных пошлин на разные категории товаров в Украине всегда приводило лишь к повышению цен для потребителей с одновременным снижением качества товара. В случае с нефтепродуктами этот «результат» будет достигнут в течение месяца с момента введения предлагаемых правительством мер.