Життєві історії

Утонувших мужчину и женщину, на которых наткнулся купавшийся в пруду подросток, лишь чудом удалось спасти

0:00 — 12 серпня 2010 eye 523

Возвращение к жизни двух жителей Волынской области сопровождал ряд удивительных стечений обстоятельств

Чрезвычайное происшествие случилось в селе Копачовка Рожищенского района на Волыни. Как рассказала «ФАКТАМ» инспектор центра пропаганды областного управления МЧС Виталия Лукашевич, житель Рожища Александр Козак вынес на берег двух людей, которые лежали на дне пруда, не подавая признаков жизни. Пострадавших нужно было срочно спасать. В это время мимо пляжа проезжал врач-стоматолог Николай Дикий, который тут же оказал первую помощь. К счастью, все закончилось благополучно. По словам специалистов, очутись Александр Козак и Николай Дикий на берегу пруда на минуту-другую позже, вернуть пострадавших к жизни было бы уже невозможно.

«Нырнув, я увидел мужчину, неподвижно лежавшего на дне на небольшой, примерно по пояс, глубине»

- В воскресенье мы с друзьями отдыхали на пруду в Копачовке, — рассказывает двадцатидевятилетний строитель Александр Козак.  — Играли в волейбол. Вдруг услышали детский крик: «Утонули двое людей!» Оказалось, купавшийся в пруду подросток наткнулся на два тела. Я бросился в воду. Сперва увидел мужчину, неподвижно лежавшего на дне на небольшой, примерно по пояс, глубине. Поднял его, вынес на сушу. Нырнул снова. Рядом с местом, где я обнаружил мужчину, лежала женщина. Вынес и ее. Оба — и Светлана (так зовут женщину), и второй пострадавший — были без сознания. Светлана не дышала, у нее не билось сердце. Нужно было срочно ее спасать.

К счастью, рядом оказался врач Николай Дикий. Он научил меня, что и как делать, и вместе мы стали откачивать Светлану. Я занялся искусственным дыханием рот в рот, врач — массажем сердца. Откачивали несколько минут. Мне никогда раньше не приходилось спасать людей, тем не менее, все получалось, как надо. Необходимые действия выполнял не задумываясь, автоматически. К нашей радости, вскоре женщина снова начала дышать. С мужчиной оказалось проще: он был без сознания, но дышал, и у него билось сердце. Правда, наглотался воды, часть которой, очевидно, попала в легкие — дыхание у него было прерывистое. Мы перегнули его через колено, чтобы из дыхательных путей вышла жидкость… Потом медики увезли мужчину и женщину в больницу. Все закончилось хорошо, оба выкарабкались. На следующий день я ездил их навестить, интересовался, как они себя чувствуют. Врачи сказали, что они идут на поправку.

«Если бы мы поехали мимо пруда по обычному маршруту, все могло закончиться куда более печально»

Тридцативосьмилетний житель села Копачовка, врач-стоматолог Николай Дикий отдыхал на пруду с женой. Ближе к вечеру они отправились домой на велосипедах.

- Обычно мы на пруд и обратно ездим по трассе, — говорит Николай Дикий, — но в этот раз двинулись по противоположному берегу водоема. Почему решили изменить привычный маршрут, тем более, что и дорога там хуже, не знаю. Одно могу сказать точно: если бы мы поехали как всегда, для пострадавших все закончилось бы более печально.

По дороге увидели: на берегу столпились люди, все встревоженные, суетятся. Сначала подумал, что одни дерутся, а другие их разнимают. Подъехали ближе. На земле у самой воды лежали без движения мужчина и женщина. При беглом осмотре я сделал заключение, что мужчина находится в более тяжелом состоянии — у него сильно посинело лицо, поэтому в первую очередь я бросился к нему. Но у него прощупывался пульс, и он дышал, хоть и поверхностно. Вместе с одним из отдыхающих, Александром Козаком, мы уложили его на бок, очистили от слизи рот и оставили в таком положении.

С женщиной все было значительно хуже. Она находилась в состоянии клинической смерти: сердцебиение и дыхание отсутствовали, кожа посинела, зрачки не реагировали на свет. Нужно было срочно ее оживлять. Кто-то сказал, что от воды в легких ее уже освободили. В двух словах объяснил Александру, как правильно делать искусственное дыхание рот в рот, и мы приступили к реанимации. Я пять раз подряд нажимал на грудную клетку — Саша делал вдох. И так минуты три-четыре. Наконец, она хрипло втянула воздух, затем стала дышать самостоятельно, у нее возобновилась сердечная деятельность. Тем временем моя жена вызвала по мобильному скорую помощь. Дежурная бригада медиков приехала минут через пять.

- Сколько времени женщина находилась в состоянии клинической смерти?

- Откачивали мы ее минуты три-четыре, а сколько она пролежала в воде — неизвестно. По всей видимости, недолго. Если бы при такой жаре сердечная деятельность отсутствовала более пяти-шести минут, резко возрос бы риск отмирания коры головного мозга и, как следствие, тяжелейших, необратимых осложнений. Этого, к счастью, не произошло.

По странному стечению обстоятельств несколько лет назад, почти в том же месте, утонул местный житель — отец моей доброй знакомой. Из воды его вытащил я и еще один врач-реаниматолог районной больницы. Уложив мужчину на землю, мы тут же приступили к реанимационным действиям. Несмотря на все наши усилия, вернуть его к жизни не удалось — слишком долго пролежал в воде…

«Почему я потеряла сознание, войдя в воду, не знаю»

С тридцатиоднолетней жительницей Рожища Светланой Шинкарук мы беседуем в больничной палате.

- Я работаю в торговле, — говорит Светлана.  — В воскресенье мы с коллегами отмечали на пруду в Копачовке наш профессинальный праздник. Было жарко, захотелось освежиться. Зашла в воду где-то по пояс. Дальше — провал в памяти. Как тонула, никто не видел. Лишь минут через пятнадцать в компании обратили внимание, что меня слишком долго нет. Но коллеги не знали, куда я пропала. Почему я потеряла сознание на небольшой глубине — не знаю. Могу лишь предполагать: может быть, от жары, а может, нырнула и ударилась головой.

В себя пришла в реанимации в понедельник вечером. Быстро пошла на поправку. То, что я осталась жива и быстро выздоравливаю, — настоящее чудо. Даже врачи удивляются, называют этот случай уникальным. Большое спасибо всем, кто меня спасал. Особая благодарность Александру Козаку и Николаю Дикому. Теперь муж и трое наших детей будут поздравлять меня с днем рождения дважды в году.

- Рядом с вами на дне пруда обнаружили мужчину…

- Как он там оказался, не знаю. Нас вместе доставили в реанимацию. Его состояние было легче моего, поэтому он быстрее пришел в себя и уже на следующий день выписался из больницы. А меня перевели сначала в неврологическое, затем в терапевтическое отделение. Дело в том, что я давно страдаю хроническим воспалением почек. После случая на пруду процесс в одном из органов обострился. Чтобы избежать осложнений, врачи назначили мне дополнительный курс лечения.

Спасенный тридцатипятилетний житель Рожищ от интервью отказался. Лишь выразил искреннюю благодарность всем, кто не дал ему погибнуть. Еще отметил, что со Светланой Шинкарук даже не знаком, на пруду отдыхал совсем в другой компании. Как и почему оказался на дне — не помнит, в сознание пришел уже в больнице. Кстати, один из жителей Копачовки наиболее вероятной версией считает следующую: мужчина увидел, как тонет женщина, бросился ей на помощь, но сам потерял сознание и пошел ко дну вслед за ней.

- Пострадавших «скорая» доставила к нам около шести вечера в состоянии гипоксической комы, — рассказывает врач-анестезиолог реанимационного отделения Рожищенской центральной районной больницы Оксана Покоцкая.  — Оба были без сознания, сердцебиение и дыхание — поверхностные. Мы подключили их к аппарату искусственной вентиляции легких. Поскольку мозг пациентов испытывал кислородное голодание, им подавался воздух с повышенным содержанием кислорода. На аппаратном дыхании больных держали до утра. Потом оба быстро пошли на поправку — благодаря своевременной и грамотной первой помощи, оказанной им еще до приезда медиков. Учитывая все обстоятельства происшедшего, данный случай весьма удивителен. В моей медицинской практике подобное встречается впервые.

Профессиональные спасатели отмечают: далеко не все чрезвычайные происшествия на водоемах заканчиваются так благополучно. По информации из центра пропаганды областного главка МЧС, в нынешнем году на Волыни утонули сорок шесть человек, в том числе одиннадцать детей. Чтобы избежать трагедии, необходимо придерживаться правил поведения на воде: не купаться в состоянии алкогольного опьянения, воздерживаться от дальних заплывов и внимательно присматривать за детьми.