Україна

«За последние полтора года в Ильичевском порту не был уволен ни один человек»

8:45 — 5 жовтня 2012 eye 1276

В стране развернута масштабная программа реформирования портовой отрасли. Государственный «Ильичевский морской торговый порт» — заметное предприятие в этом процессе. Чем живет порт сегодня и как отразится реформа на его сотрудниках — тема нашей беседы с начальником порта Александром Григорашенко

«План сентября мы выполнили еще 26-го числа»

— Александр Гаврилович, какая сегодня обстановка в порту? Готовы ли портовики к реформе?

— Обо всех шести тысячах портовиках сказать не могу, но, думаю, большинство наших работников понимают, что от будущих изменений наш порт только выиграет. Обстановка в порту рабочая и соответствует ситуации в экономике мира и страны. Удерживать былые позиции предприятия не просто. Просто, как у нас говорят, только на пляже.

*Александр Григорашенко: «У Ильичевского порта есть инвестиционный потенциал»

— В чем же сложности?

— К примеру, несправедливая стоимость доставки груза по железной дороге из основных производственных центров страны до трех портов Большой Одессы. Ведь Одесский и Южный порты находятся в одном тарифном поясе, а Ильичевский — в другом, разница в тарифе достигает двух долларов. Другая серьезная проблема — отсутствие у Ильичевского порта необходимых глубин для приема судов. Чтобы быть конкурентными, нам нужно увеличивать глубины, модернизировать причальную линию, чем мы сегодня и занимаемся. Главное, что инвестиционный потенциал у порта есть. В октябре мы проведем переговоры и подпишем меморандум с одним из крупнейших зернотрейдеров в мире — компанией Cargill. Ильичевский масложиркомбинат также направил нам предложение по строительству терминала по перевалке зерна мощностью пять миллионов тонн в год. Принятый Закон «О морских портах» создает условия для притока инвестиций, а это то, что сегодня нужно украинским портам.

— Какие производственные результаты в порту на сегодня?

— План сентября мы выполнили еще 26 числа. За девять месяцев грузооборот составил 10 миллионов 685 тысяч тонн, что на 807 тысяч тонн больше показателя 2011 года. Однако значительная часть грузов, которые мы перерабатываем сегодня, — это навалочные грузы. Уголь, шрот, железорудный концентрат, чугун, зерно, сера и прочее — это низкотарифные грузы. То есть грузооборот растет, но финансовое положение порта не улучшается. К сожалению, такой сегодня рынок. Все, что зарабатываем, тратим на покрытие эксплуатационных расходов и заработную плату.

— Сколько сегодня зарабатывают портовики?

— В Ильичевском порту одна из самых высоких в регионе средних зарплат. На сегодня среднемесячная зарплата — 4646 гривен, у докеров-механизаторов — 7133 гривни.

— Сокращения предвидятся?

— Ни сокращений, ни тем более массовых увольнений в порту не происходит. Ни один человек за полтора года, а именно столько я руковожу предприятием, из порта не был уволен. Даже если какой-то сотрудник порта злоупотребляет спиртным или, не дай Бог, стал причиной производственной травмы, или регулярно нарушает режим предприятия, то я, как начальник порта, все равно должен согласовывать его увольнение с профсоюзами. А если нарушитель является профсоюзным активистом, то он никогда не будет отстранен от работы, если того захочет профсоюз, каким бы тунеядцем ни оказался. Именно по этим причинам мы не можем уволить людей, которые годами просиживают штаны на предприятии, но реальной работой не заняты.

— А существуют ли нормативы численности работников для портов?

— По состоянию на 21 августа списочная численность по нашему порту — 6 тысяч 339 человек, в том числе 542 пенсионера. Для сравнения: в трех крупнейших портах Украины — Одесском, Южном и Мариупольском — не больше 4 тысяч работающих. Норматив численности работников порта рассчитывается специалистами в зависимости от технологий, загрузки и множества других факторов. По Ильичевску анализ провели эксперты Института последипломного образования специалистов морского и речного транспорта Министерства инфраструктуры Украины. Результаты их аудита показали: численность работников порта была неоправданно увеличена предыдущим руководством предприятия и не соответствует ни загрузке порта, ни технологиям. Особенно это касается управленческого состава порта. Если мы внедрим все без исключения предложения специалистов института, то значительно сократим фонд оплаты труда. А это в первую очередь повлечет за собой инвестиции в производство и улучшение организации работы порта.

«На социальные программы выделено 28,5 миллиона гривен»

— Насколько сегодня выполняется коллективный договор порта?

— Администрация и коллектив порта на одной волне. Обоснованных претензий к администрации быть не может — договор с нашей стороны выполняется до последней точки. С начала года администрация порта выделила 28,5 миллиона гривен на выполнение социальных программ для сотрудников предприятия. Мало кто может похвастаться таким уровнем поддержки. Расстраивает только одно: как эти деньги распределены профсоюзами, я не знаю, да и никто не знает. Профсоюзные лидеры ответ никому не дают и перед членами профсоюза не отчитываются годами. А ведь на счета всех профсоюзов Ильичевского морпорта за последние три года направлено больше 77 миллионов гривен. Руководство порта вместе с Советом порта работает над новыми программами улучшения социальной поддержки сотрудников, и мы эти программы обязательно реализуем.

— Сегодня многие предприятия Украины передают соцкультбыт на баланс города.

— Сегодня нам приходится выбирать, на что тратить деньги в первую очередь. Конечно, мы выбираем нашу профильную деятельность — грузопереработку. А портовые объекты социальной сферы берет на баланс город. В частности, общежития, детские сады, культурно-деловой центр (портклуб), очистные и бойлерные сооружения. Естественно, в переданных городу объектах соцкультбыта сохранятся как рабочие места, так и уровень зарплат. По этому вопросу с мэром города Хмельнюком подписано соглашение, и теперь порт сможет сократить расходы на непроизводственные нужды и направить средства на обновление парка грузоподъемной техники.

— Если инвестиции в производство — ваш приоритет, расскажите об этом подробнее.

— С начала года мы инвестировали 138 миллионов гривен, это на 81 миллион гривен больше прошлогодних показателей. То есть в развитие Ильичевского порта уже вложено в два раза больше средств, чем за весь 2011 год. А это значит, что скоро в порт смогут заходить суда с большей осадкой, грузы на причалах будут обрабатываться быстрее, благодаря новым технологиям грузоперевалки повысится интенсивность труда и сократятся производственные потери. В результате у рабочих увеличится зарплата, улучшатся условия труда, больше налогов поступит в государственный и местный бюджеты, порт будет жить и развиваться.