Похищение
— Мне на мобильный позвонил незнакомец, мол, прочитал объявление о продаже нашего с отцом автомобиля «Хюндай Санта Фе» и хотел бы его купить, — рассказывает
— Иномарку вы с отцом давно купили?
— В январе 2010 года — у одного знакомого, которого отец хорошо знал. Поскольку приобрели автомобиль неисправным, много денег вложили в ремонт. Ремонтировали ходовую, топливную систему, поменяли всю резину, сиденья в салоне. Ездили на автомобиле всего несколько месяцев по нотариально заверенной доверенности. Бывало, нас останавливали автоинспекторы, но никто ни разу не предъявил никаких претензий, что автомобиль проблемный. Также мы оформили страховку. Продать же автомобиль решили, убедившись, что он слишком дорогой в обслуживании...
Заметив, что мои новые знакомые, представившиеся сотрудниками милиции из Донецка, направляются за пределы Винницы, на немировскую трассу, я спросил, почему же не едем в милицию, — продолжает Богдан. — «Сиди и не дергайся, сейчас с тобой будут говорить!» — пригрозил кто-то. Свернули с дороги в какой-то лесок, и тут я, честно говоря, испугался. Говорю им: если хотите отобрать машину — берите, только отпустите. Один из них, с виду постарше, вдруг заявил, что автомобиль их совершенно не интересует, но мне, чтобы избежать неприятностей, придется заплатить. На мобильном телефоне, который они отобрали у меня, один из незнакомцев набрал цифру 15. Затем тот, что постарше, объяснил: 15 тысяч долларов! Потом спросил, кто из родственников или знакомых может привезти такую сумму. Я опешил, ведь таких денег ни у меня, ни у родителей не было. Впрочем, выбора не оставалось. Позвонил родителям. Разговор с отцом по мобильному все они слушали по громкой связи. Отец пообещал искать деньги. «Если ты ему дорог, быстро найдет требуемую сумму!» — заявил один из похитителей. А его приятель, увидев на заставке мобильного телефона фото моей маленькой дочери, пригрозил: «Если хочешь заплетать косички своей малышке, придется нас слушаться!»
— Где должна была состояться передача денег?
— В том-то и дело, что с этим похитители никак не могли определиться. Планировали встретиться с моим отцом в каком-то придорожном кафе под Уманью, но потом поехали дальше. Все это время — девять часов! — я был в наручниках, даже когда ходил в туалет, их не снимали. Я так переволновался, что сердце заболело. Мне дали таблетку валидола. Еще видел, как они поменяли номера на своем «Хюндае», а прежние выбросили в реку. Номера, к слову, потом нашли водолазы... Уже где-то под Кировоградом похитители назначили встречу отцу. Меня пересадили в «Санта Фе», в котором находились два их сообщника. Ехали медленно. Периодически заставляли меня звонить отцу, чтобы узнать, где он находится. Чуть позже один из них, после того как ему позвонили на мобильный, рванул с места со скоростью, наверное, километров под двести. По дороге мы заехали на автозаправку. Там нас всех и задержали правоохранители.
— Узнав, что сына похитили, а машину угнали, мы с женой тут же обратились в Управление по борьбе с организованной преступностью винницкой областной милиции, — вспоминал на суде Валерий Орисович, отец Богдана. — Родственники помогли нам собрать около десяти тысяч долларов, часть денег была в гривнях. Я очень спешил, переживая за сына, поэтому собрать полностью всю сумму не смог. Когда сын позвонил снова, злоумышленники сообщили, что встреча состоится в Кировограде у нового автовокзала, но вскоре обозначили место встречи на трассе.
В путь мы отправились вместе с сотрудниками винницкого УБОПа и ГАИ. На объездной дороге под Кировоградом произошла встреча с бандитами. Один из них предложил мне сесть в их автомобиль. Я поинтересовался, где мой сын. Они ответили, что с ним все в порядке. После этого сообщил похитителям сына, что привез деньги. Крепкие незнакомцы в спортивных костюмах велели сесть на заднее сиденье автомобиля «Хюндай Таксон» и оставить там пакет с деньгами. Я так и сделал. Несколько минут видел только их чисто выбритые затылки. Чуть проехали, как ко мне подсел еще один незнакомец. Он приказал снять куртку и стал обыскивать. Нащупал в кармане куртки мобильный телефон и диктофон в режиме звукозаписи. «Нас пишут», — сказал кому-то он по телефону. В это время на автомобиле ГАИ, следовавшем за нами, включились мигалки. Гаишники приказали водителю иномарки остановиться. «Бей их!» — закричал один из сидевших в салоне. Я испугался. И когда автомобиль чуть притормозил, пропуская встречный, я открыл заднюю дверцу и выскочил прямо на полосу встречного движения. Меня подобрали ехавшие сзади сотрудники милиции. Вскоре мы увидели, как из окна иномарки выбросили пакет с деньгами на обочину дороги, а затем вылетела и моя куртка.
Лишь вечером в Кировоградском областном управлении милиции мы встретились с сыном. Там и узнали, что люди, вымогавшие у нас деньги, — старшие оперуполномоченные уголовного розыска из Донецка, один подполковник и три капитана милиции.
На следующий день прокуратура Винницкой области возбудила уголовное дело в отношении четырех сотрудников Донецкого областного управления милиции. Они были задержаны за вымогательство, незаконное завладение транспортным средством и превышение власти или служебных полномочий и помещены в изолятор временного содержания.
В донецком главке было проведено служебное расследование. Выяснилось, что задержанные входили в состав следственно-оперативной группы, занимавшейся изобличением злоумышленников, забиравших машины у людей. В командировку в Винницу они приехали не на служебном милицейском автомобиле, а на личном, принадлежавшем одному из них. К тому же о своем прибытии в Винницу никому из руководства не доложили. И самое главное, было установлено, что автомобиль «Хюндай Санта Фе» синего цвета 2006 года, принадлежавший Богдану, правоохранители задержали по неизвестным причинам. Ведь в поручении старшего следователя следственного управления донецкого главка, которым они руководствовались в оперативной работе, розыску и изъятию подлежал «Санта Фе» черного цвета 2008 года. Получается, у них не было оснований задерживать Богдана — владельца синего «Санта Фе». Как и не было оснований изымать из барсетки парня свидетельство о регистрации автомобиля, ключи, паспорт гражданина Украины, водительское удостоверение, доверенность на право пользования автомобилем, деньги — более восьмисот гривен — и два мобильных телефона.
Руководство донецких правоохранителей признало, что содеянное подчиненными свидетельствует об их недисциплинированности и дискредитирует звание сотрудника милиции. Все они были уволены из органов внутренних дел.
Во время рассмотрения уголовного дела в Винницком городском суде подсудимые рассказали свою версию произошедшего. Дескать, задержав в Виннице иномарку «Санта Фе», они выполняли свои служебные обязанности. Якобы реализовывали оперативную информацию, задерживая продававшуюся в Виннице иномарку, оказавшуюся «двойником» настоящего автомобиля, донецкого, у которого оказались те же номера и тот же технический паспорт. Правда, тот, настоящий автомобиль, сгорел. Его владелец якобы утверждал, что приобрел автомобиль в автосалоне и являлся единственным владельцем, что доверенность на право управления своим автомобилем никому не давал, номерных знаков не терял.
— Увидев техпаспорт на «Санта Фе» — старого образца, голубого цвета, заламинированный, я сразу же заподозрил, что это подделка, — сообщил в судебном заседании один из подсудимых. — Мы объяснили Богдану: его автомобиль «не чистый», и необходимо провести соответствующие экспертизы. Если окажется, что автомобиль настоящий, возвратим его парню. А 15 тысяч долларов мы не вымогали. Такого не было! Это фантазии отца с сыном. Они придумали это, наверное, для того, чтобы отвлечь следствие от своего «проблемного» автомобиля. Впрочем, не исключаю, что инициатива провокации взятки принадлежит нашим коллегам из Винницы.
На самом деле парень попросил нас, чтобы его отец поехал с нами. Мы не возражали, ведь отец тоже был указан в доверенности на право управления автомобилем. Поскольку отец Богдана никак не мог понять, где мы встретимся, я взял трубку мобильного и объяснил: мы направляемся в Донецк, а он может присоединиться к нам по дороге. Но мужчина постоянно твердил о каких-то деньгах. Я попытался его успокоить, объяснив, что мне хватает зарплаты и от него ничего не надо...
— Мужчина стоял на трассе у иномарки «Шкода» с включенной аварийной сигнализацией, — заявил другой подсудимый. — Мы остановились, и он тут же подсел в нашу машину. По пути сообщили: его сын задержан, потому что пытался продать автомобиль-«двойник». Он вдруг стал доказывать, мол, они с сыном — добросовестные покупатели, купили машину у надежного человека и даже стал угрожать нам. Мы предупредили, что сейчас же высадим его из автомобиля. Но он почему-то не стал дожидаться, пока мы притормозим, и на полном ходу выпрыгнул из машины. Как раз в это время нас стал подрезать какой-то автомобиль. Я оглянулся, чтобы рассмотреть преследователей, и увидел, что мужчина оставил у нас свои вещи. Сразу же выбросил их через окно. О произошедшем мы доложили начальнику отдела в Донецк, и он распорядился следовать до ближайшего поста ГАИ, сообщить обо всем автоинспекторам.
— Нам было интересно встретиться с отцом парня, ведь он утверждал, будто поддерживает дружеские отношения с бывшим владельцем автомобиля, — заявил еще один подсудимый. — К тому же мы выяснили, что винницкий «Санта Фе» три года назад был объявлен в розыск и разыскивался Калиновским райотделом милиции Винницкой области. Мы занялись этим автомобилем — он стоял на учете в Донецке и был «двойником» того, который проходил по уголовному делу.
В судебном заседании было отмечено: эксперты установили, что на винницком «Санта Фе» действительно изменен идентификационный номер кузова, установить же первичный невозможно. Также установлено: у автомобиля было несколько владельцев. Принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела против нынешних владельцев «Санта Фе» — Богдана и его отца, а также их знакомого, у которого они купили автомобиль.
Уголовное дело по обвинению бывших правоохранителей из Донецка рассматривается в суде повторно. Во время первого рассмотрения прокурор, представлявшая государственное обвинение, изменила выдвинутое подсудимым обвинение, исключив из него статьи Уголовного Кодекса Украины, предусматривающие ответственность за незаконное завладение транспортным средством и вымогательство. Дескать, никакими объективными доказательствами это не подтверждено. Суд поддержал это. Теперь двоим фигурантам инкриминируется статья Уголовного кодекса Украины «Превышение власти или служебных полномочий». Еще двое фигурантов, кроме этой статьи, обвиняются по статье «Сопротивление представителю власти, работнику правоохранительного органа».
— Мы с сыном уже устали от этой судебной волокиты, — вздыхает Валерий Орисович. — Тяжело вспоминать обо всем этом, да еще и слышать вранье на каждом судебном заседании. Надо же, эти «оборотни» еще заявляют, что я сына подставил, а сам чистеньким захотел остаться — сын один поехал продавать иномарку. Но мы считали, что это обычная встреча с покупателем машины. Несколько месяцев, во время досудебного следствия, наши обидчики отсидели в СИЗО, теперь же они на свободе и приезжают на судебные заседания в Винницу. Они не раскаялись в содеянном, не попросили прощения... В суде было установлено, что у них имелись пистолеты Макарова для отстрела резиновыми пулями, которые они взяли с собой якобы с целью личной защиты. Именно из этого пистолета стреляли по машине ГАИ...
Знаете, я ведь преподаю правоведение в школе и хорошо знаю, как по закону должно было бы разрешиться это затянувшееся судебное разбирательство. Увы, мы, потерпевшие, страдаем не только морально, но и продолжаем терять деньги. Ведь за одолженные для вымогателей средства, которые нам пока так и не вернули, приходится платить немалые проценты. Не вернули и автомобиль «Санта Фе», хоть все необходимые следственные действия с ним уже давно окончены. А вот подсудимым, знаю, отдали машину ввиду... их тяжелого материального положения. К слову, историю о якобы настоящем донецком «Санта Фе» наши обидчики, скорее всего, придумали.
— Бывшие донецкие правоохранители фактически занимались рэкетом, а наше правосудие никак не определится, виноваты они или нет, — замечает адвокат потерпевших Николай Мосин. — Каждого из подсудимых я спрашивал в судебном заседании: почему они приехали в Винницу и изымали синий «Санта Фе», если в перечне поручения, подписанного старшим следователем следственного управления донецкого главка, расследующим уголовное дело по мошенническому завладению автомобилями граждан, эта машина не значится? Спрашивал также: кто уполномочил их изымать этот автомобиль и задерживать водителя? Но вразумительного ответа не услышал! К тому же при изъятии автомобиля и препровождении его вместе с владельцем в Донецк бывшие оперативники не составили ни единого процессуального документа. А это еще одно доказательство того, что намерения у них были противозаконные.