Культура та мистецтво

Вилорий Пащенко: «В последние годы мне несколько раз снился Леонид Быков. Он ничего не говорил, но мне стало понятно: он считает, что нам нужно что-то сделать»

8:15 — 12 жовтня 2012 eye 2444

В Украине при содействии народного депутата АлександраТретьякова начинается работа по созданию телевизионного художественного фильма о судьбах актеров, сыгравших в знаменитой картине «В бой идут одни «старики»

Жизнь разбросала знаменитых «желторотиков» из легендарного фильма Леонида Быкова о второй «поющей» эскадрилье. Многих уже нет, а оставшиеся, несмотря на жизненные невзгоды, верны призыву Леонида Быкова, который после завершения съемок картины просил актеров хранить дружбу и почаще встречаться. На одной из таких встреч они решили рассказать зрителям о своей жизни после... фильма, сняв телевизионную художественную ленту «Восемь дней со «стариками». Инициаторы продолжения известной картины планируют выпустить его на экраны в следующем году, к 40-летию фильма «В бой идут одни «старики».

Об этом «ФАКТАМ» рассказал заслуженный артист Украины, автор сценария «Восьми дней...» Вилорий Пащенко.

«Картину «В бой идут одни „старики“ снимали на аэродроме „Чайка“ под Киевом»

— Вилорий Иванович, о чем будет фильм?

— Сразу скажу, что это не ремейк. Все, что Леонид Быков хотел сказать своей картиной, он уже сказал. Наш телевизионный художественный фильм «Восемь дней со «стариками» будет состоять из восьми серий и поведает зрителям о судьбах актеров, снявшихся у Быкова: чем они сейчас живут, о чем думают, что их волнует. Конечно же, мы вспомним и наших ушедших товарищей. Со зрителями попытаемся поговорить с помощью притч, легенд. Ведь в наше циничное время очень не хватает фильмов, которые обращались бы к зрителю с позиций высоких духовных ценностей, рассказывали о настоящей дружбе, патриотизме, любви. Как говорит мой друг Саша Немченко, исполнитель роли Федора Ивановича в фильме Быкова, если мы будем воспитывать молодое поколение современной глобальной попсой, то получим абсолютно бездуховных людей, которые когда-нибудь придут к власти и разрушат все, что было построено до них. Поэтому мне очень хотелось бы, чтобы наша картина способствовала воспитанию благородных чувств. На творческих встречах актеров со зрителями, ближайшие из которых состоятся 12 октября на Оболони (Минский проспект, 8, начало в 18.30) и 13 октября в Святошине (бульвар Вернадского, 63а, начало в 18.30), люди говорят именно об этих проблемах.

*Капитан Титаренко (режиссер фильма и исполнитель главной роли Леонид Быков) со своим ведомым, старшим лейтенантом Скворцовым, которого сыграл Владимир Талашко

— Какому зрителю вы адресуете свой фильм?

— Всем поколениям без исключения. На этот вопрос очень хорошо ответил мой друг Алим Федоринский, сыгравший в «Стариках...» роль лейтенанта Алябьева. Он рассказывал, что, после того как вышел фильм, к нему подбегали пацаны во дворе и радостно кричали: «Дядя Алим! «А здорово мы причесали „бубновых“!» И теперь, спустя 30-40 лет тоже подбегают малыши, уже дети тех пацанов, и так же восторженно, еще по-детски шепелявя, вопят. Нам есть для кого снимать, раз фильм Леонида Федоровича Быкова до сих пор популярен и дарит зрителям как минимум положительные эмоции. Саша Немченко рассказывал, что на творческих встречах к нему подходили люди разного возраста и... благодарили за Победу. Несмотря на то что мы, «желторотики», почти все родились после войны, зрители считают нас непосредственными участниками тех событий.

— Говорят, что на съемках продолжения фильма случались какие-то мистические моменты?

— Я расскажу, а вы делайте выводы сами. Более десяти лет назад, накануне 30-летия картины, мне несколько раз снился Леонид Быков. Он ничего не говорил, но мне стало понятно: он считает, что нам нужно что-то сделать. После этого я полетел в Ташкент, где живет Рустам Сагдулаев (Ромео), в Грузию к Вано Янтбелидзе (Вано) и к 30-летию собрал практически всех актеров. Тогда же возникла идея снимать продолжение фильма. Я даже успел обсудить набросок сценария с Сергеем Ивановым (Кузнечик), и он ему понравился. Но для съемок необходимы средства, и немалые. В Министерстве культуры нам сразу же отказали, и мы начали искать людей, которые могли бы помочь в создании картины. Первым откликнулся народный депутат Александр Третьяков, став сопродюсером фильма. Он будет помогать нам как меценат. Александр Третьяков сказал мне, что главным аргументом «за» для принятия решения стало то, что на такой фильм есть спрос у общества, причем как у людей старшего поколения, так и у молодых. Презентация проекта намечена на весну, а фильм планируем снять до конца 2013 года. Сейчас продолжаем работу над сценарием.

«Запомнил слова Быкова: «Хочу снять фильм о „желторотиках“, которые ушли на войну в 16 лет и не вернулись домой. Хочу объясниться им в любви»

— А как вы попали на съемки фильма Леонида Быкова?

— В 1972 году я окончил Театральный институт и пришел работать на Киностудию имени Довженко. А с Леонидом Быковым познакомился на одной из встреч актеров с трудовыми коллективами, тогда такие мероприятия были популярными. Мы выступали перед летчиками полка стратегической авиации в Изяславе Хмельницкой области, пели песни, читали стихи. Леонид Федорович тогда услышал меня и предложил роль в фильме «В бой идут одни «старики». Кстати, там же, во время ужина, когда хозяева попросили Быкова снять картину о военных летчиках, он впервые сказал о том, что давно собирается снять такой фильм. Я запомнил слова Леонида Федоровича буквально: «Хочу снять фильм о „желторотиках“ образца военных лет, о тех, которые ушли на войну в 16 лет и не вернулись домой. Я хочу объясниться им в любви».

*Актеры, сыгравшие в знаменитых «Стариках...», а также политик Александр Третьяков пообещали создать фильм о настоящей дружбе, патриотизме, любви и высоких духовных ценностях

У Быкова к тому моменту уже были какие-то наброски, планы. Помню, он сказал: «Я ищу веселую песню времен войны». А поскольку я окончил Николаевское музыкальное училище, то взял гитару и спел ему «Смуглянку». Тогда Леонид Федорович ничего не ответил, но через год, когда начали снимать, песня уже была утверждена в картине. А недавно нас пригласили на 60-летие «Смуглянки» в Москву, и мне приятно, что к ее появлению в фильме я имею непосредственное отношение. Ведь кино — это коллективное творчество, и в создании ленты участвует множество людей.

— Съемки заняли много времени?

— Мы снимали на аэродроме «Чайка» под Киевом, а также на старом, заброшенном летном поле под Черниговом. И, конечно, в павильонах студии Довженко. Съемки начались в конце мая 1973-го и закончились, кажется, в ноябре. А в 1974 году фильм уже вышел на экраны страны.

— А правда, что Быкову выдали для фильма чуть ли не бракованную пленку?

— Нет, просто Леонид Федорович просил у Министерства культуры цветную пленку. Ведь судьба цветного фильма могла бы сложиться более удачно: призы престижных международных фестивалей, доходы от продажи прав проката картины за границей. Но чиновники от культуры не посчитали нужным выделить на фильм цветную пленку. Тем не менее Леонид Федорович снял прекрасный фильм и на черно-белой.

— Говорят, что у Быкова были трения с цензурой?

— Да, помните кадры, когда мы сидим за столом и Кузнечик рассуждает о любви. А капитан Титаренко в ответ: «Я с огромной любовью напишу на стене: «Развалинами Берлина — удовлетворен!». В Минкульте сказали, что Берлин в таком контексте упоминать нельзя, ведь сейчас это столица страны социалистического лагеря. Пришлось переозвучить на «Развалинами рейхстага — удовлетворен!».

— Какие-то курьезные или, наоборот, опасные моменты во время съемок запомнили?

— Честно признаюсь, никто из нас не летал, мы только рулили самолетами на аэродроме. Но когда снимали, как капитан Титаренко сажает самолет, а потом катит по взлетной полосе, могла случиться беда. Дело в том, что на хвостовую часть машины в качестве балласта установили с полтонны специальных металлических чурок. Леонид Федорович резко затормозил, и они по инерции двинулись к кабине пилота, прямо на Быкова. К счастью, его не зацепило.

А когда на заброшенном летном поле в Чернигове снимали эпизод, где Ромео идет с Машей, на дальнем плане вдруг появился мотоцикл «Ява» с парнем и девушкой. Они остановились прямо в кадре. Помощники режиссера, да и мы все начали махать руками, кричать: «Уйдите!». Ведь в то время снимали на пленку, и количество дублей было строго ограниченным. То есть время идет, оператор снимает, а они стоят со своей «Явой», абсолютно неуместной в фильме о Великой Отечественной войне (смеется). Тогда наш пиротехник сказал: «Можно, я их отпугну?». Взял автомат ППШ, заряженный холостыми патронами, и дал по ним очередь. Патроны холостые, но звук выстрелов — настоящий. Они как газанули на своей «Яве»! Но с перепугу свалились на землю и... уползли. А мотоцикл забрали только на следующее утро.

— Какой была атмосфера на съемочной площадке?

— Она была просто удивительной, несмотря на то, что до работы в картине Быкова актеры не были знакомы друг с другом. Кстати, Саша Немченко, снявшись после «Стариков...» еще в нескольких картинах, ушел из кино только из-за того, что столкнулся с совершенно другим отношением к актерам и их работе.