По словам главы комиссии Киевсовета по гуманитарным вопросам, столица достаточно зарабатывает, чтобы финансировать адресные программы поддержки киевлян. Однако эти деньги из городской казны каждый год забирают
Для людей, вынужденных считать каждую копейку, приближение зимы не сулит ничего хорошего. Дорожают овощи, молочные продукты, мясо. А лекарства? Минимально необходимый набор медикаментов для лечения элементарной простуды обойдется в немалую сумму. Что уж говорить о гриппе. Особенно тяжело приходится столичным пенсионерам: жизнь в Киеве заметно дороже, чем в регионах, а пенсии киевлянам платят такие же, как везде, — без учета столичной дороговизны. Глава постоянной комиссии Киевсовета по гуманитарным вопросам Алла Шлапак еще шесть лет назад нашла способ решить эту проблему, предложив установить для киевских пенсионеров муниципальные надбавки. Увы, в последние годы на реализацию этой программы в столичном бюджете не хватает средств.
— Алла Васильевна, в чем причина хронической нехватки средств на муниципальные надбавки пенсионерам? Может, Киеву просто не по карману такая социальная программа?
— Деньги у Киева есть, и их достаточно для того, чтобы обеспечить киевлянам старшего возраста дополнительную материальную поддержку. Другое дело, что столицу последние четыре года откровенно грабит центральная власть. За период с 2008 года и по сегодняшний день у Киева забрали свыше 30 миллиардов гривен заработанных средств. К примеру, из бюджета этого года, который составил 14 миллиардов гривен, у киевлян в пользу других регионов страны отняли более половины средств! Я считаю, эти деньги Киев сам заработал и имеет полное право ими распоряжаться. На выплату муниципальных пенсий всем без исключения столичным пенсионерам, к примеру, ежегодно необходим всего 1 миллиард гривен. Даже если расширить круг тех, кому требуется адресная помощь из муниципального бюджета, добавить справедливую адресную денежную компенсацию по тарифам ЖКХ, средства на ремонт домов, дорог, благоустройство дворов, полноценное питание пациентов в больницах, бесплатные завтраки и учебники для школьников, то и тогда сумма, необходимая на все эти социальные программы, не превысит 5 миллиардов гривен. Между тем у Киева отбирают намного больше — порядка 8 миллиардов гривен. Поэтому я буду добиваться от власти отмены грабительских изъятий, нарушающих права киевлян.
— Может быть, центральная власть считает, что вводить надбавки только киевским пенсионерам несправедливо?
— На мой взгляд, логика введения муниципальных надбавок проста и очевидна. Киев давно превратился в один из самых дорогих мегаполисов Европы. Здесь живут депутаты, чиновники, бизнесмены, дипломаты, звезды шоу-бизнеса. Все они очень небедные люди, хотят жить с комфортом и желательно в центре. Поэтому ради новых высоток для богачей в старом Киеве уничтожают парки, скверики и зеленые дворы, застраивают днепровские склоны. Но это лишь полбеды. Из-за большого количества богатых людей в столице очень высокие цены на товары и услуги. Аптека или продуктовый магазин в центре города вынуждены арендовать торговые площади за баснословные деньги, закладывая свои затраты в цену товара. А страдают от дороговизны обычные киевляне! В особенности пенсионеры. Ведь в аптеке или магазине вам никто не сделает скидку с оглядкой на ваш социальный статус или материальное положение: цены одинаковы как для пенсионеров, так и для людей, подъезжающих к магазину на роскошных «Лексусах» или «Мерседесах».
— А вы сами давно были в продуктовом магазине?
— Я так же хожу в магазин возле своего дома, как и большинство жителей столицы. И вижу собственными глазами, что покупают и чем питаются наши пенсионеры. Пару дней назад едва не расплакалась, когда увидела, как пожилая женщина, краснея перед очередью от неловкости, попросила кассиршу забрать пачку масла, так как в ее кошельке не хватало на это масло пары гривен. Я заплатила за нее, но прекрасно понимаю, что такая разовая помощь не решает проблему. Поэтому убеждена, что столичные пенсионеры должны получать дополнительную поддержку из городского бюджета.
— Возможно, лучше помогать не деньгами, а специальными скидками, продуктами, пайками? Ведь часто бывает, старик последние деньги подарит внуку, а сам останется голодным.
— Увы, старшее поколение так воспитано — жить не для себя, а для других. И молодежи хорошо бы этому поучиться. Но в то же время, когда по моей инициативе вместо отдельных льгот в Киеве начали выплачивать муниципальные надбавки к пенсиям, практика показала, что адресная помощь — это наиболее действенный механизм поддержки наименее защищенных слоев общества. В этом случае невозможна коррупция, пенсионеры не должны собирать справки, стоять в очередях, что-то доказывать чиновникам, а получают средства напрямую. Кроме того, очень важно, что люди сами могут решать, что им купить на эти дополнительные средства — лекарства, продукты или что-то еще.
— Мы говорим о пенсионерах в принципе. Но есть еще отдельная их группа — дети войны, которых в этом году лишили определенных льгот.
— То, как поступили с детьми войны, просто безобразие. Я убеждена, что те боль и страдания, которые довелось пережить этому поколению киевлян, не загладить и не залечить никакой денежной компенсацией. Детство этих людей прошло в унижениях, голоде, холоде. Некоторые вынуждены были брать в руки оружие, чтобы сражаться наравне со взрослыми. У людей отобрали детство, юность, возможность нормально учиться в школе и вузе. А потом поколение детей войны поднимало страну из руин, отстраивало разрушенные города и сожженные села, создавало тот промышленный потенциал, который страна уже два десятилетия проедает. Однако вместо заслуженной поддержки эти люди вынуждены сейчас обивать пороги чиновников. И свой нравственный долг я вижу в том, чтобы добиться от власти достойных и регулярных выплат детям войны.
Расскажу вам одну историю, которая наглядно демонстрирует весь ужас того, как у нас относятся к людям, чье детство пришлось на военное лихолетье. Год назад ко мне обратился киевлянин Виктор Петрович. Его семья не успела уехать в эвакуацию и осталась в оккупированном городе. Отца и мать расстреляли чуть ли не у него на глазах, его самого вырастила тетка. Еще в детстве он сильно обморозил ноги и руки, приобрел ряд хронических болезней. Однако, несмотря на проблемы со здоровьем, этот мужественный человек всю жизнь проработал строителем — возводил здания, которые сейчас являются гордостью столицы. А потом, выйдя на пенсию со второй группой инвалидности, не мог добиться, чтобы его причислили к категории детей войны. Когда он обратился ко мне за помощью, я включилась в борьбу с бюрократической машиной. В итоге мы, конечно, добились справедливости. Но таких случаев тысячи, людям нужна помощь!
Поэтому я уверена, что на парламентском уровне должна быть упрощена процедура получения социального статуса «ребенок войны». А бюджетная политика на общегосударственном и городском уровнях должна строиться так, чтобы пенсионеры этой категории получали денежные компенсации, положенные им по закону, регулярно, а не по остаточному принципу. Причем размер этих выплат должен постоянно увеличиваться. И я буду добиваться этого на всех уровнях, во всех органах власти.
— Но, видимо, все проблемы киевских пенсионеров только муниципальными надбавками не решить.
— Я разработала еще несколько программ, которые позволят поддержать киевлян старшего возраста, решая самые насущные, общие для всех жителей столицы проблемы. Во-первых, необходимо предусмотреть дополнительные адресные денежные компенсации по коммунальным тарифам. Во-вторых, киевских пенсионеров следует обеспечить действительно бесплатным качественным медицинским обслуживанием. Причем бесплатными для них должны быть не только услуги медиков, но и эффективные лекарства в больницах и поликлиниках. И в-третьих, необходимо установить жесткий государственный контроль над ценами на продукты питания и лекарства первой необходимости. Решения всех этих задач я буду добиваться на уровне Верховной Рады.
— Как же все-таки упросить центральную власть оставить деньги киевлянам?
— Я не согласна, что мы должны кого-то упрашивать. Несправедливость очевидна, страдания киевских пенсионеров — тем более. К сожалению, сейчас парламентарии заинтересованы лишь в том, чтобы отобранные у Киева средства были отправлены в их «родные» регионы, на которые они опираются. В этом и есть основная проблема обычных киевлян — в стенах Верховной Рады недостаточно людей, которые бы отстаивали интересы киевской громады. Надеюсь, скоро все изменится в лучшую сторону. И в парламент придут неравнодушные и порядочные люди, чтобы представлять и защищать интересы киевлян.
— Вы уверены? Некоторые политологи считают, что выборы мало что изменят.
— Так говорят, потому что эти выборы, на мой взгляд, действительно будут одними из самых грязных в истории независимой Украины. Это ощущается уже сейчас. Против многих кандидатов, и против меня в том числе, запущены черные технологии. Публикуются какие-то социологические рейтинги, не имеющие ничего общего с реальной картиной. Сплошь и рядом происходят случаи прямого подкупа избирателей. Играя на том, что наши люди зачастую обделены самым необходимым, их пытаются подкупить оскорбительными подачками.
— Но ведь закон запрещает такие действия!
— На мой взгляд, это не только противозаконно, но и аморально! Некоторые нынешние кандидаты украли из бюджета, то есть из кармана простых людей, десятки миллионов, а теперь, давая старикам по сто гривен, хотят получить возможность продолжать безнаказанно воровать дальше. Например, повышать коммунальные тарифы или отмывать бюджетные деньги. К сожалению, мы видим, что ни правоохранительные органы, ни суды должным образом не реагируют на ситуацию, когда деньги безнаказанно разносят по квартирам. Остается верить в мудрость киевлян. Я на днях разговаривала с пожилой женщиной. Она сказала мне: «Отказываться от подарка не стану, раз дают — возьму. У народа они во сто крат больше украли! Но голосовать буду своим умом, за кого считаю нужным». Мне кажется, большинство киевских избирателей, искушенных в политических играх и настрадавшихся от их последствий, сейчас думают подобным образом.
— А я вот на днях слышал, как один политолог в шутку сказал: главное не как проголосуют, а как посчитают.
— Доля истины в этом есть. По всей видимости, выборы не обойдутся без фальсификаций во время подсчета голосов. За многими нынешними депутатами-бизнесменами стоят очень крупные капиталы и админресурс, и эти люди будут прибегать к любым методам, чтобы остаться во власти. Но это не означает, что избирателям нужно опустить руки. Идти на выборы необходимо в любом случае. Чем выше явка, тем меньше возможности для манипуляций. Так что, будем надеяться, выборы все-таки многое изменят. И нам удастся добиться от власти жизненно важных для киевлян изменений в Бюджетном кодексе и Законе Украины «О столице», которые позволят финансировать как муниципальные надбавки для пенсионеров, так и другие важные социальные программы.