Двукратному паралимпийскому чемпиону по легкой атлетике власти Черкасс дали квартиру
Давно известно, что природа, в чем-то обделяя человека, награждает его необычными способностями в другой сфере. И паралимпийский спорт — яркое тому подтверждение. Незрячие чувствуют себя в бассейне как рыба в воде, глухие проявляют удивительную зоркость, люди, лишенные ног, демонстрируют феноменальную силу рук. Но даже в паралимпийском движении, ставшем настоящим кладезем для Книги рекордов Гиннесса, случаются чудеса, не поддающиеся объяснению.
Юра родился семимесячным с весом около двух килограммов. Никаких особых проблем врачи у ребенка не заметили. Когда через несколько месяцев Лена и Георгий Царук узнали, что у них будет еще один малыш, очень обрадовались: погодков и растить легче. Родители, простые сельские жители, не сразу заметили, что их первенец ходит как-то странно, на цыпочках, а как только отпустит мамину руку, сразу падает. Забот с двумя малышами уйма, вот и не обратили сразу внимания на проявление страшного заболевания. Специалистов-ортопедов ни в их небольшом селе Краснополь на Житомирщине, ни даже в районной больнице не было, поэтому пришлось везти малыша в областной центр. Там и узнали диагноз сына: детский церебральный паралич.
*Юрий Царук: «Даже не предполагал, что могу бежать дистанцию за пределами своих возможностей». Фото Франс Пресс
— Он же у нас Телец по гороскопу, а это знак очень упрямых, настойчивых людей, — говорит Елена Царук. — В детстве сын упадет — и даже не заплачет. Поднимется и опять пытается идти, хотя ножки и не слушаются, заплетаются. Мы были просто в отчаянии. По знахаркам, целителям его возили — ничего не помогало. Все родственники нам сочувствовали, а моя сестра Аня, которая жила в Черкассах, разузнала, что в их городе действует центр реабилитации для таких детей под названием «Астра». Переехать в Черкассы наша семья в те годы не могла, но Аня сказала: «Привозите ко мне Юрочку, будем его лечить». А у нее своих деток двое было, дочка — ровесница моего Юры.
Это были нелегкие
— Только теперь я понимаю, какое мужество понадобилось маме и папе, ведь тогда даже телефонная связь с селом была большой проблемой, — вспоминает Юрий Царук. — Родители решили со мной расстаться, чтобы спасти меня. Я очень благодарен им за этот поступок. Благодарен и своей тете Ане — Анне Владимировне Маломуж.
Целых три года вся жизнь семьи Маломуж была подчинена расписанию Юркиных занятий в центре «Астра». Сменяя друг друга, отпрашиваясь с работы, бросая все дела, родственники возили племянника на уколы, в бассейн, на массаж и тренажеры, покупали ему лекарства. От болезненных инъекций церебролизина трехлетний малыш кричал и плакал так, что приходилось его держать. И все-таки Юра сделал свои первые самостоятельные шаги. Когда родители забрали сына домой, ему как раз пришла пора идти в первый класс. Каждый день мальчонка ходил в школу, расположенную на другом конце села за несколько километров от дома.
Школьный автобус в селе не ходил, и Юре приходилось вставать за два часа до начала занятий, чтобы доковылять до школьного порога. Зимой, в мороз и гололед, дорога занимала еще больше времени. Поэтому, как ни кутала его мама, Юрка не вылезал из простуд. В третьем классе он пропустил столько уроков, что, по просьбе родителей, мальчика оставили на второй год. Елена с Георгием хотели, чтобы их сын получил хорошие знания и мог учиться дальше. Но болезни измотали организм ребенка, он стал ходить все хуже и хуже. На семейном совете решено было продолжить курс реабилитации в «Астре». Юру перевели в черкасскую школу-интернат, и вновь все пошло по привычному кругу: тетина семья, школа, реабилитационный центр...
— Мне очень повезло, что вокруг были такие неравнодушные люди, — улыбается Юрий. — Уже во время учебы в лицее, куда я поступил после техникума, чтобы получить профессию оператора КИПа (контрольно-измерительных приборов. — Авт.), познакомился с преподавателем Виталием Ильичом Маметовым. Эта встреча, по сути, определила мою дальнейшую судьбу.
Виталий Маметов передвигался на инвалидной коляске, а поскольку лестницы в лицее, где обучались здоровые дети, не были оборудованы пандусами, подняться на второй этаж ему обычно помогали самые крепкие ребята. Среди них педагог заметил мальчишку с неуверенной шаткой походкой. «Наверное, ДЦП, — подумал Виталий Ильич, — но на помощь бросается самым первым...» Юра действительно очень сочувствовал учителю. И даже караулил его в лицейском коридоре, чтобы помочь. Именно Виталий Ильич первым посоветовал пареньку идти в инвалидный спорт. До этого Юрка даже не знал, что такой существует. Директор черкасского «Инваспорта» Анатолий Коляденко, когда юноша попросился в легкую атлетику, засомневался: «Может, тебе лучше в настольный теннис попробовать?»
— Но мне этот вид спорта не понравился, — рассказывает Юрий. — Я еще в школе понял, что мне легче бегать, чем ходить, поэтому попросился в секцию бега. Уже через год после начала тренировок завоевал золотую медаль на чемпионате Украины среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, поступил заочно в Днепропетровский институт физкультуры, но продолжал работать по специальности на Черкасской ТЭЦ (теплоэлектростанции. — Авт.). Три года понадобилось, чтобы понять: именно спорт — мое призвание.
Это открытие его просто потрясло. Неужели он, столько сил приложивший для того, чтобы научиться ходить самостоятельно, может посвятить жизнь спорту, достичь в нем успехов и других научить? Может, не стоит гоняться за призрачным будущим, а довольствоваться тем, что уже есть хорошая профессия, работа, родители рядом?.. Эти раздумья были очень мучительными. Юра не привык принимать решения сгоряча. Но мечты и надежды оказались сильнее реалий. В 2009 году он уволился с работы и перевелся на дневное отделение Днепропетровского института физкультуры. А потом целый год убеждал Андрея Данилова, призера Игр в Сиднее и участника Паралимпиад в Атланте и Афинах, двукратного чемпиона Европы, настоящую легенду днепропетровской легкой атлетики, взять его в свою олимпийскую команду.
Спортивные комментаторы назвали Юрия Царука настоящим открытием лондонской Паралимпиады. До этого его имя мало упоминалось в прессе, а золотая медаль украинского и европейского чемпионатов, доставшаяся малоизвестному перворазряднику из Днепропетровска, могла показаться случайной удачей.
— Обычно для подготовки к Паралимпиаде спортсмену необходимо хотя бы года четыре, — объясняет Андрей Данилов. — У нас этого времени не было. Юра, конечно, очень перспективный спортсмен, но этого было недостаточно. И мы тренировались шесть раз в неделю по
— Мы редко видели сына за все эти годы, — продолжает мама олимпийского чемпиона. — То учеба у него, то сборы. Но когда приезжал, я уж старалась его откормить. Готовила все, что мой мальчик любит: голубцы, пельмени, борщ... Так его жалко было — ноженьки больные все в мозолях. А он смеется: шрамы, дескать, украшают мужчину. Мы с отцом на победу его не настраивали, даже наоборот, отговаривали: «Юра, не мучай себя, ты и так уже победил, раз попал на Олимпиаду. Не каждый в твоей ситуации такого добьется». А сами, когда смотрели соревнования по телевизору, болели за него так, что не передать словами! Когда он вырвался и обогнал всех, мы и плакали, и смеялись. Не могли поверить, что наш сын победил.
Юра и сам перед Паралимпиадой не очень верил в победу — уж слишком сильные соперники ему достались. И хотя даже на старте уговаривал себя не отвлекаться от дистанции, но краем глаза все равно наблюдал за соседними дорожками. Когда не увидел поблизости китайского бегуна, шедшего с ним в первые секунды наравне, даже не поверил собственным глазам. А потом не поверил собственным ушам, когда услышал, что не только завоевал «золото» на двухсотметровке, но и побил мировой рекорд на этой дистанции, который держался целых десять лет.
— Эти двести метров показались мне самой длинной в жизни дистанцией, — вспоминает Юрий. — Я выложился, наверное, не на сто, а на двести процентов, все силы оставил на этой двухсотметровке. Даже не предполагал, что могу бежать за пределом своих возможностей. А может, помогло то, что я очень суеверный человек — перед стартом никогда не бреюсь и надеваю «счастливые» носки, в которых выиграл чемпионат Европы. Берегу их только для самых ответственных соревнований. Для меня очень важна сама подготовка к старту: перед выходом целую герб Украины и ладанку Георгия Победоносца, которую купил в церковной лавке. Пусть это покажется кому-то несерьезным, странным, но мне такой ритуал придает сил. Я словно напоминаю себе, что за мной — не только мой тренер и Национальный паралимпийский комитет, а целая держава.
Забег на сто метров нашему спортсмену, по его словам, помог выиграть... шок. Когда он увидел, как на старт вышел безногий бегун из ЮАР, неоднократный чемпион Паралимпийских игр Оскар Писториус (спортсмен пользуется специальными протезами), Юрий был просто потрясен его силой воли и... смог опередить главного соперника на какие-то доли секунды. Эту золотую медаль Юра считает даже более дорогой, чем ту, которая принесла ему мировой рекорд.
Сейчас все послеолимпийские торжества уже позади. Юрию Царуку вручены орден «За заслуги» от Президента Украины Виктора Януковича, медаль «За развитие региона» от губернатора Александра Вилкула. А на днях власти Черкасс подарили чемпиону квартиру. В ближайшее время Днепропетровская администрация еще и наградит всех медалистов Паралимпиады автомобилями. Областной совет уже выделил на эти цели 1,2 миллиона гривен. Пока же Юра отдыхает у родителей, которые теперь живут в Черкассах, объедается мамиными борщами и пельменями, а потом поедет к дедушке в родное село на Житомирщине. Те, кто запомнил его там слабеньким, больным, едва державшимся на ногах мальчонкой, будут немало удивлены Юриному преображению. Во всяком случае, дорогу от бывшего дома до школы он теперь легко преодолеет всего за несколько минут, а не за два часа, как когда-то в детстве.
— Очень благодарен своим родителям за то, что не смирились с моей болезнью, дали мне возможность бороться, поверили, что смогу быть самостоятельным, — улыбается Юрий. — И советую всем, у кого ребенок болен ДЦП, не сидеть сложа руки, а приложить все силы, используя все возможности для его реабилитации.