Завязать со спиртным мужчине помогла программа «12 шагов». Справившись с алкогольной зависимостью, он получил диплом медицинского психолога, а сейчас помогает другим лечиться от алкоголизма
С киевлянином Владимиром Ивановым мы встретились в столичном вечернем амбулаторном реабилитационном центре для больных алкоголизмом «Сенс», который он создал шесть лет назад. Здесь с алкозависимыми людьми работают психологи и социальные работники. В центральном холле на стенде приколоты записки, в них — слова благодарности пролечившихся и надежды отчаявшихся. Помещение, где проходят занятия, напоминает школьный класс — напротив аккуратно расставленных столов стоит доска, на стенах развешаны плакаты и таблицы. Пока мы беседуем с руководителем центра реабилитации, шестеро симпатичных молодых мужчин предлагают мне выпить чай с шоколадными конфетами.
— Я сам хронический алкоголик, но уже 14 лет нахожусь в ремиссии, — рассказывает руководитель центра, семейный медицинский психолог
*«Алкоголизм — это хроническое заболевание, и к нему следует относиться точно так же, как к туберкулезу или диабету», — убежден Владимир Иванов
В нашей стране, только по официальным данным, более 900 тысяч украинцев страдают хроническим алкоголизмом (на шесть пьющих мужчин приходится одна женщина). И с каждым годом таких людей становится все больше. Решать эту проблему на государственном уровне довольно сложно. Ведь любители спиртного считают себя вполне нормальными, здоровыми людьми и в большинстве случаев отказываются от помощи.
— Беда алкозависимого человека в том, что он не может не выпивать, ведь это... симптом его болезни, — поясняет Владимир Иванов. — Но ему бесполезно что-либо объяснять. Дело в том, что у хронического пьяницы отмирают клетки головного мозга. При этом страдают память, интеллект, изменяется психика, происходит постепенная деградация. Такие люди не в состоянии полностью отказаться от спиртного, поэтому большинство нуждается в психологической коррекции, а зачастую и длительной психотерапии. Именно этим и занимается наш центр. Мы используем в работе методы мотивационной терапии, проводим обучающие курсы.
Люди начинают употреблять алкоголь по разным причинам: чтобы расслабиться, улучшить себе настроение или успокоиться. Кому-то спиртное помогает повысить самооценку, избавиться от комплексов. Но со временем у человека пропадают собственные внутренние способности управлять своими эмоциями и психологическим состоянием. А то, что сиюминутно помогало, больше не действует. Но человек уже не может не пить... Один из подопечных центра —
— Обратиться в центр мне посоветовал знакомый. Помню, пришел с ним сюда после очередного продолжительного запоя, — рассказывает, отводя глаза, Виктор. — До этого пробовал кодировку, таблетки для имплантации «торпедо», но срывался. Даже под страхом смерти не мог справиться с острым желанием выпить. Лечился в различных больницах, а также у частных врачей, но тщетно. Выпивать время от времени я начал лет десять назад. Тогда работал водителем в немецкой фирме. По праздникам на застольях позволял себе пропустить пару стопочек. Позже ежедневно стал искать повод опрокинуть рюмку-другую. Потом все чаще напивался к концу рабочей недели, а выходил из запоя к середине следующей. Контролировать дозу уже не получалось. Видел, что жизнь идет под откос. А у меня жена, двое детей. Какой пример я им подаю?! Конечно, алкоголизм неизлечим, но употребление спиртного можно взять под контроль сознанием. Знаю, что без поддержки психологов и социальных работников не справлюсь. В центре к алкозависимым относятся как к обычным людям, а не как к отбросам общества. Это дает надежду. За месяцы реабилитации у меня было много возможностей выпить спиртное. Но я уже не чувствую острой потребности в этом. Мне нравится быть трезвым, поэтому держусь. Увидев перемены к лучшему в моей жизни, двое приятелей тоже пришли в центр за помощью. Здесь лечит даже атмосфера — мы шутим, смеемся. Причем социальные работники и волонтеры центра тоже алкозависимые, как я, только в длительной ремиссии.
«Помогать людям решить проблему алкоголизма стало моим призванием в жизни», — говорит Владимир Иванов, получивший за свою работу много благодарностей. Фото из архива Владимира Иванова
— Беда в том, что при частом употреблении алкоголя человек уходит в мир иллюзий, — говорит Владимир Иванов. — Я хорошо понимаю людей, которые приходят к нам в центр с чувством безысходности, так как сам через все это прошел. И всегда говорю подопечным, что они не бывшие алкоголики, а выздоравливающие, даже если не употребляют алкоголь несколько месяцев или даже лет.
— Как проводится реабилитация в вашем центре, и сколько стоят услуги?
— Помощь мы оказываем бесплатно. Начальный (основной) курс в центре рассчитан на три месяца. Ежедневно проводятся психокоррекционные занятия (кроме выходных дней) и психологические тренинги. (Желающие могут обратиться в центр, который находится в Киеве по адресу: бульвар Перова, 56, в помещении Днепровского районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.) Как правило, когда человек не умеет или не хочет разобраться в причинах своих негативных переживаний, он идет простым путем — избавляется от них хотя бы на время с помощью спиртного. В результате проблемы усугубляются, и психологическая зависимость переходит в физическую, поражая уже и тело. Согласитесь, что с расшатанными эмоциями и нездоровым мышлением трудно вести нормальный образ жизни. На занятиях я помогаю людям найти у себя вредные стереотипы поведения и мышления, научиться осознанно управлять своими эмоциями и желаниями. Мы сотрудничаем с киевским обществом «Анонимные Алкоголики». В реабилитации используем многие элементы программы «12 шагов». Не являемся религиозной организацией, как некоторые думают. Наши выпускники и новички приходят на собрания, где слушают истории таких же людей и рассказывают о своих трудностях, переживаниях, самочувствии, о срывах и надеждах.
— Расскажите подробнее, что это за методика «12 шагов»?
— Это 12 принципов, благодаря которым алкоголик поддерживает трезвость. Кроме того, на занятиях обсуждаются различные темы: «Страхи», «Самооценка», «Отношения в семье», «Эмоции и зависимость». Например, приходит парень и говорит: «Я выздоравливаю, а моя мать делает все, чтобы запил. Мы постоянно ссоримся, выясняем отношения. Она часто меня оскорбляет и унижает. Что делать?» Каждый из присутствующих может высказаться, делясь своим собственным опытом: как он решал подобную ситуацию, что из этого вышло. После трехмесячного курса можно продлить терапию еще на девять месяцев. Я говорю, что наша главная задача — не просто бросить пить, а не начать выпивать снова. Каждый из нас знает, что даже в одном глотке алкоголя есть темная сторона. Пригубив спиртное, человек рискует вновь потерять трезвость. А когда тебе помогли, практически вернули к жизни, да еще и совершенно бесплатно, совесть не позволяет пить. Возникает потребность помочь тем, кто в данный момент не может справиться с алкоголизмом самостоятельно.
— Те, кому реабилитация помогла бросить пить, могут в дальнейшем посещать кафе, ходить на праздники, в гости, или они должны все время быть настороже?
— Если человек практикует «шаги», ему не опасно идти в любое место, где может быть алкоголь. Я часто встречаюсь с людьми в баре или кафе. Однажды поймал себя на том, что просто перестал обращать внимание, есть спиртное в этих местах или нет. Это удивительно. То, что раньше было смыслом жизни, перестаешь замечать вовсе. Но это не означает, что я полностью выздоровел. Знаю, что никогда не научусь пить так, как выпивают здоровые люди. Когда мне задают вопрос: «Какой самый лучший способ лечения алкоголизма?», отвечаю: его профилактика. Бросить пить можно, но научиться жить трезвым в привычном окружении, где время от времени появляется соблазн выпить, сложно. Вот почему многие из тех, кто не употребляет спиртное, продолжают приходить к нам на занятия и через полгода, и через год. Если человек отказывается от «шагов», перестает ходить в группы, рано или поздно может произойти срыв. Алкоголизм умеет ждать, подкарауливая в самом неожиданном месте. Менять нужно прежде всего свой образ жизни, научиться получать удовольствие от других вещей. Работа с зависимостью — тяжелый труд. Человеку нужна поддержка его семьи, психологов.
— Сейчас есть множество клиник и частных специалистов, которые помогают избавиться от алкогольной зависимости с помощью специальных таблеток или кодировки. Как вы относитесь к этим методам?
— Борясь с недугом, я перепробовал все. Мне вводили препараты, пугали смертью... Ничего не помогало. Люди зачастую хотят вылечиться быстро, без собственных усилий и с гарантией. Поэтому медицинские центры и целители, которые лечат алкогольную зависимость кодировкой, «подшивкой» или заговором, до сих пор имеют спрос. Многим прийти к доктору, который обещает «закодировать» за один сеанс, проще, чем постоянно работать над собой. И это все от невежества, нежелания знать, что алкоголизм — болезнь. Возможно, это отображение нашего менталитета: «Чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было». А часто получается все наоборот, как в песне из «Буратино»: «Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки».
— Знаю, что те, кто после кодировки год или несколько лет не пил, часто говорят: «Я ведь не употреблял спиртное, мне помогло!»
— В этом случае люди путают причину и следствие. Изменения в головном мозге у алкоголика необратимы, значит, «не пить» нужно не какое-то время, а всегда. Я пробовал кодироваться, но этот метод, как и другие, не имеет ничего общего с лечением от алкогольной зависимости. Ведь он не меняет физиологию — характер и установки человека. А если нет никаких изменений — нет и выздоровления. Кроме того, подобные методы рассчитаны на то, что у человека сформируется страх. Мол, выпьешь — умрешь. А это дополнительно травмирует психику. Подобное «лечебное воздействие» опасно и тем, что мужчину или женщину вводят в заблуждение, утаивают от них правду, которая может помочь. Обман в том, что человеку не сообщают о его хронической прогрессирующей болезни. Допустим, он закодировался, но нерешенные проблемы в семье или на работе никуда не делись. И весь этот негатив будет подталкивать его к спиртному. Выздоровление ведь и заключается в решении тех личностных проблем, которые приводили к выпивке. Когда я начал жить трезво, у меня как будто глаза открылись. Поверьте, одного запрета недостаточно, чтобы завязать. Что-то должно измениться в человеке — в его мыслях, представлениях, поступках. И это «что-то» потом помогает по-другому построить свою жизнь, почувствовать новые возможности, реализовать внутренний потенциал.
12 шагов трезвости, разработанные алкозависимыми