Україна

Ежегодно по морю Украина сможет получать 10 миллиардов кубометров газа, который будет стоить намного дешевле российского

8:45 — 6 листопада 2012 eye 568

В Одесской области вскоре начнется строительство LNG-терминала, необходимого для перекачки сжиженного газа из океанских танкеров в газотранспортную систему нашей страны

В этом месяце в Одесской области, неподалеку от морского порта «Южный», начнется строительство терминала по приемке сжиженного газа. Проект разделен на два этапа. Сначала появится плавучая часть терминала — своеобразное судно, которое будет заниматься перекачкой топлива из танкеров, его регазификацией (то есть превращением из жидкой в газообразную форму) и последующей подачей в газопроводную систему Украины. Затем планируется взяться за береговую часть комплекса. Кроме того, помимо терминала, должен быть построен трубопроводный стык длиной 65 километров, соединяющий порт с украинской газотранспортной системой. Именно с него, к слову, и начнутся работы.

«Запуск плавучей части LNG-терминала позволит Украине экономить до 2 миллиардов кубометров газа»

Разработчиком проекта комплекса является ведущая европейская инжиниринговая компания Sосоin. На ее счету семь действующих по всему миру LNG-терминалов. Стоимость строительства составит 846 миллионов евро. Однако государство внесет лишь часть этих средств, причем не живыми деньгами, а за счет земельного участка, газопровода, инфраструктуры и так далее. Основное же финансирование проекта возьмет на себя консорциум частных инвесторов, в число которых, возможно, войдут и поставщики топлива.

В правительстве отмечают, что сегодня решено большинство технических вопросов, связанных со строительством терминала. И теперь Украина готова перевести проект в практическую стадию реализации.

В общей сложности LNG-терминал позволит нашей стране ежегодно получать порядка 10 миллиардов кубометров газа. Таким образом, сжиженный газ (СПГ) в ближайшем будущем займет значительную долю в энергетическом балансе страны. Однако решение об объеме закупок будет зависеть от цены этого вида топлива на мировом рынке.

— В целом сжиженный газ намного дешевле, чем трубопроводный, который мы сейчас получаем, — заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.

Как отмечает независимый эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский, запуск только плавучей части LNG-терминала позволит Украине не только снизить ежегодное потребление российского газа на 5 миллиардов кубометров, но и фактически экономить до 2 миллиардов «кубов» газа. Ведь цена сжиженного газа на мировом рынке заметно ниже стоимости «газпромовского» топлива. Скажем, в прошлом году благодаря масштабной разработке сланцевых месторождений в США образовался избыток газа. В результате его биржевые котировки находились в интервале 140-160 долларов за тысячу кубометров! Конечно, к цене топлива добавятся определенные расходы на доставку и регазификацию, однако в последние годы LNG-технологии стали настолько высокоэффективными, что эти затраты несущественно влияют на итоговую цену.

«Украина через свой терминал способна поставлять газ и в другие страны»

По мнению экспертов, сжиженный газ и в дальнейшем будет оставаться одним из наиболее доступных видов топлива. По крайней мере объемы его поставок, если сравнивать с трубопроводным газом, растут значительно быстрее. Только за прошлый год продажи СПГ в мире увеличились на 10 процентов. Появление гигантских криотанкеров-газовозов, перевозящих топливо при температуре минус 160 градусов, и LNG-терминалов позволило найти применение огромным месторождениям газа в различных уголках планеты. На данный момент крупнейшими поставщиками сжиженного газа в Европу являются Катар, Алжир и Нигерия, на которые приходится более 70 процентов поставок. В итоге сейчас эти страны вытесняют с рынка поставщиков обычного трубопроводного газа, вынужденных снижать цены.

Европа и в дальнейшем намерена увеличивать объемы закупки СПГ, продолжая активно строить новые «пункты приемки» сжиженного газа из танкеров. К примеру, к 2014 году LNG-терминал на берегу Балтийского моря должен появиться у Польши (поляки уже договорились с Катаром о будущих поставках). Плавучий терминал заказала себе и Литва.

Европейские эксперты подчеркивают, что диверсификация поставок не только позволит получать более дешевые энергоносители, но и станет своеобразным фактором воздействия на «Газпром» в вопросе снижения цены. Для Украины эта тема тоже актуальна, как никогда. Строительство терминала даст нам новые аргументы на переговорах по пересмотру газового контракта. А кроме того, поставит под вопрос целесообразность прокладки нового российского газопровода «Южный поток», призванного оттянуть на себя часть поставок из украинской «трубы». Ведь Украина через свой терминал способна поставлять газ и в другие страны! В первую очередь это касается каспийского топлива. К слову, на уровне руководства двух стран уже достигнута принципиальная договоренность о загрузке терминала газом из Азербайджана. Зачем же тогда, спрашивается, нужен «Южный поток», требующий многомиллиардных инвестиций?

Впрочем, Украина в поиске партнеров может не ограничиваться каспийским регионом: поставщиками топлива в Украину, возможно, станут также государства Северной Африки или Персидского залива. Несмотря на перегруженность проливов Босфор и Дарданеллы, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган пообещал ежемесячно пропускать в Черное море восемь LNG-танкеров. Как уточнил председатель координационного совета национального проекта «LNG-терминал» Виталий Демьянюк, стандартная емкость одного танкера — 150 тысяч тонн сжиженного газа. То есть такого количества судов будет более чем достаточно для того, чтобы загрузить терминал на полную мощность.

— Сейчас идет интенсивный переговорный процесс по поиску энергоресурсов для обеспечения поставок к концу строительства первой очереди терминала в объеме 5 миллиардов кубометров, — отметил заместитель главы НАК «Нефтегаз Украины» Вадим Чупрун.

По мнению экспертов, решающую роль здесь сыграет цена. Чем дешевле удастся купить газ, тем больше Украина сэкономит, отказавшись от дорогого российского топлива.