«Недавно попал в довольно неприятную ситуацию. Возвращались всей семьей с дачи поздним вечером, навстречу двигался автомобиль с очень яркими, по всей видимости, ксеноновыми фарами. Несмотря на то что водитель перешел на ближний свет, его фары меня буквально ослепили. Пришел в себя от страшного крика жены — наша машина уже мчалась по обочине. Только по счастливой случайности я и моя семья избежали гибели. Думаю, с подобными ситуациями часто сталкиваются и другие водители. В России за это очень серьезно наказывают. А наша ГАИ собирается как-то бороться с „ксенонами“, которые народ сплошь и рядом ставит на свои машины?»
Сергей В., Киев
— Эксплуатация транспортных средств, у которых заводом-изготовителем не предусмотрена установка ксеноновых ламп, согласно нашему законодательству, запрещена, — заявил начальник Центра безопасности дорожного движения при МВД Украины Сергей Будник. — Что же касается газоразрядных источников света (ксеноновые лампы), то они разрешены только при наличии автоматической коррекции угла наклона фар и приборов для их очистки (стеклоомывателей). Вот только на практике осуществить контроль над этим практически невозможно. Ведь у нас нет достаточного количества технических средств, чтобы можно было проверять соответствие автомобилей стандартам безопасности. А без веских доказательств мы не имеем права запретить эксплуатацию машины. ГАИ действительно получила 27 передвижных лабораторий (по одной на каждый регион), оборудованных всей необходимой техникой для техконтроля транспортных средств, но это капля в море! Поэтому лаборатории в основном используются во время оформления ДТП. А если бы мы поставили их на дорогах и начали проверять машины, представляете, какая бы началась шумиха? Так что с отменой обязательного технического контроля транспортных средств вся ответственность за состояние автомобиля лежит на их владельцах.
На вопрос читателя мы попросили ответить и эксперта-автотехника Максима Новотенко:
— Кустарно установленные ксеноновые лампы — это беда наших дорог. В цивилизованных странах запрещено использовать ксенон без автоматической регулировки и омывателей. Автоматика должна менять направление светового пучка в зависимости от загруженности автомобиля, неровностей трассы. В противном случае ксеноновые фары слепят водителей встречных машин, а дорогу освещают плохо. Автомобиль сверкает, как новогодняя елка, но свет падает слишком близко. Этот факт подтвержден специальными тестами. Однако водители автомобилей с кустарным ксеноном этого даже не понимают! В результате они подвергают опасности как других автомобилистов, так и себя. Ведь ослепление нередко приводит к лобовым столкновениям.
К сожалению, никто в Украине этот вопрос не контролирует, поэтому единственное, что остается водителям, — пытаться избежать ослепления. Самый простой совет — ни в коем случае не следует концентрировать взгляд на участке дороги, который освещается фарами встречного автомобиля, и тем более на самих фарах. При разъезде с ним смотрите не прямо, а на разметку на обочине справа или на правый задний габарит впереди идущей машины. Так вы будете видеть встречный автомобиль боковым зрением, но ослепляющий свет окажет меньший эффект.
Если ослепление все же произошло, включите аварийную сигнализацию и замедлите движение, не меняя своей полосы! Таковы требования Правил дорожного движения. Очень важно поступить именно так. Если вы начнете маневрировать и устроите аварию, то наверняка окажетесь виноватым, так как не выполнили требования правил.
Вообще же, никогда, а особенно ночью, не задерживайте взгляд на одной точке дороги. «Прочесывайте» освещенные участки перед автомобилем вверх-вниз и из стороны в сторону. Эта своеобразная гимнастика для глаз снижает утомляемость. Не советую пользоваться очками-антифарами, которые активно рекомендуют как продавцы в оптиках, так и многие окулисты (линзы в таких очках окрашены в желтый цвет, срезающий поток света фар и снижающий ослепление). Ночью любая окрашенная линза будет еще больше уменьшать контрастность и видимость объектов. Да, действительно, ослепление может уменьшиться. Но сопоставимо ли это с риском не увидеть препятствие и вовремя не затормозить?
Задайте свой вопрос «ФАКТАМ»: vopros@fakty.ua