Известная писательница готовится отметить
Первыми творчество Виктории Токаревой оценили Георгий Данелия и Эльдар Рязанов, начав снимать фильмы по ее произведениям. Самыми громкими стали картины «Шла собака по роялю», «Джентльмены удачи» (сценарий создан совместно с Георгием Данелия), «Мимино» (в соавторстве с Георгием Данелия и Резо Габриадзе).
Накануне
— Виктория Самойловна, как собираетесь отмечать юбилей?
— Как раз сейчас над этим думаю. Если пойти в ресторан, то там будет скучно моему правнуку Илье, которому четыре года. А если праздновать дома, он будет себя чувствовать замечательно, но накрывать стол — это тяжело.
— Гостей много звать будете?
— Меньше тридцати человек не получится.
— Ждете поздравлений от Эльдара Рязанова, Георгия Данелия, Резо Габриадзе?
— Все они замечательные люди. С Эльдаром Рязановым, к примеру, я живу на одной улице. У него день рождения тоже совсем скоро. И я уже к нему приглашена. А кто меня поздравит, пока не знаю.
— Испытываете радость, когда вам дарят книги?
— Смотря какие. Если это писатели, которых люблю — Чехов, Довлатов, Шукшин, Искандер, то конечно. С удовольствием читаю дневники известных людей. Не люблю только детективы. Сама дарю книги как приложение к подарку. Случается, и свои. У меня как автора ведь тоже есть поклонники.
— Над чем сейчас работаете?
— Над новым сборником рассказов. Название, правда, еще не придумала.
— Что вам нужно для вдохновения?
— Чтобы было тихо, чтобы ко мне никто не приставал с разговорами. Необходимы сосредоточенность и уединение. А вообще вдохновения я не жду. У меня инстинкт творчества — инстинкт передачи информации. Работаю я не больше трех часов в день. Пишу с одиннадцати утра до двух часов дня. А потом иду гулять, чтобы зарядиться от космоса.
— И больше в этот день за работу не садитесь?
— Ни в коем случае! Сейчас я живу под Москвой в загородном доме. Рядом — лес. На участке у дома — сорок деревьев: ели, сосны, березы. У меня есть кошка, белка и ворона Клара, которая ворует еду у моей собаки. Клара подлетает к собачьей миске и выхватывает оттуда то, что ей нравится. Собака с лаем, полным возмущения, бросается к своей собственности. А проказница взлетает на дерево. И собака не может понять, как это получилось: только что ворона находилась здесь и вдруг оказалась там.
— Ходили слухи, что в
— С чего вы взяли? Не знаю, насчет «самая», но после перестройки в Швейцарии купили права на издание моих произведений во всем мире. Мне заплатили по тем временам приличную сумму, и у меня появилась какая-то уверенность в завтрашнем дне. Это было приятно, так как за рубежом нас сегодня читают мало. Герои русской литературы обычно страдают, а, к примеру, американцам интересен успешный герой — неудачников они презирают. Так и в Европе. Иностранец и русский человек имеют разную «начинку», поэтому бестселлерами произведения наших авторов за рубежом становятся крайне редко.
— Вы в последнее время ведь тоже взяли курс на хэппи-энды, которыми в Голливуде заканчиваются практически все фильмы?
— Да. Но дело не в Голливуде. Знаете, я считаю, что природой задумано все правильно, человек сам портит свою жизнь.
— Говорили, что на показ фильма «Джентльмены удачи», снятого по вашему с Георгием Данелия сценарию, дал добро сам Брежнев?
— Этого я не знаю. А вот министр внутренних дел СССР Щелоков на встрече нашей творческой группы с милиционерами перед показом фильма своим коллегам сказал: «Никому не расходиться. Не пожалеете!»
— Правда, что вы были очень дружны с Савелием Крамаровым, сыгравшим в комедии роль Косого?
— Мы были хорошо знакомы. Савелий очень талантливый актер. В «Джентльменах удачи» сыграл первую большую роль. Это был его звездный час! До этого он снимался в эпизодах. Мне жаль, что он уехал в Америку и тихо умер там, как сказали по радио, — в возрасте 60 лет.
— Уехал ведь в надежде на лучшее? В расчете на то, что в Голливуде станет звездой?
— Видимо, чувствовал в себе нерастраченную силу. Знаете, он говорил: «Я советский де Фюнес». В Голливуде он оказался не нужен. Его место было здесь. Там, в Америке, зачем- то сделал операцию, устранив косоглазие. И этим зачеркнул свою индивидуальность. Рано ушел, конечно. Почему? Было много предположений. Одно из них: уезжая, он забрал с кладбища урну с прахом матери, а, говорят, тревожить останки покойного человека нельзя.
— Читала, что он очень боялся умереть от рака, как его мать. Но именно от этой болезни и умер.
— Он безумно трясся над своим здоровьем! Правильно питался, к примеру. Помню, когда я приехала на съемки фильма «Афоня», мы пошли в столовую. Он взял только гречку и рис. Есть котлеты боялся, не зная, как и из чего они приготовлены. И удивительное дело: умер от рака пищевода.
*Савелий Крамаров, Георгий Вицин и Евгений Леонов в фильме «Джентльмены удачи»
— Практически ни один фильм Георгия Данелия не обходился без Евгения Леонова...
— Это был его любимый артист! Меня поразило, как после перенесенного инфаркта Леонов танцевал на площади в фильме о Гекльберри Финне, который снимался в Прибалтике. Был большим артистом, который никогда не халтурил. Обычно люди после инфаркта себя берегут, а он совсем не думал о себе — только о роли.
— А в жизни каким он был?
— Очень умным и замкнутым человеком, безумно любил свою жену Ванду.
— Общаетесь ли вы сейчас с Вахтангом Кикабидзе, Леонидом Куравлевым, которые снимались в фильмах по вашим сценариям?
— Много времени прошло с тех пор — почти четыре десятилетия. В ту пору мы были молоды, а сейчас — пожилые люди. Нам было по тридцать, а теперь — по семьдесят. Какие уже общие интересы?
— Как вы познакомились с Эльдаром Рязановым и Георгием Данелия?
— Мой рассказ «День без вранья» купили на киностудии «Мосфильм», чтобы сделать по нему фильм. Рязанов был художественным руководителем, Данелия — тоже. Тогда кино очень развивалось. Меня вызвали, мы начали работать. С Резо Габриадзе тоже познакомились на киностудии, когда вместе писали сценарий к фильму «Мимино». Ничего случайного. Я всегда много работала. И мой успех — это огромный труд и талант, наверное. Ведь труд без таланта тоже ничего не даст.
— Говорят, сегодня самые высокие рейтинги у кулинарных книг. Их пишут рестораторы, актеры и писатели. К примеру, Дарья Донцова. А вы не собираетесь?
— Знаете, есть женщины, которые очень хорошо готовят, сами придумывают рецепты и предлагают их другим. Я к этим людям не отношусь.
— Стоять у плиты не любите?
— Я все-таки женщина и заниматься домашним хозяйством приходится, но это не то, о чем бы хотелось писать. У меня есть домработница. На свой день рождения, во всяком случае, сама готовить я не буду.
— А чем вам нравится заниматься?
— Например, путешествовать. Четыре раза в год я обязательно куда-то еду. Очень люблю Италию. Нравится бывать на Мертвом море в Израиле — там настоящий рай. А еще одно мое увлечение — что-то строить. Это очень интересно и сродни написанию книги. Сначала рождается идея, потом начинается процесс, и, в конце концов, — результат налицо. Свой дом я построила сама: придумала, каким ему быть, наняла бригаду, руководила ею, за всем следила. Это были счастливые дни.
— Наверное, дом у вас необычный.
— Удобный и красивый. Например, в нем белый деревянный потолок. Это выкрашенная вагонка. Под краской проступают сучки. В таком же стиле мне удалось найти деревянную белорусскую мебель. А стены в моем доме — цвета зеленоватого оникса и белые. И люстру я итальянскую купила в таких же тонах. Сейчас вот сижу и всем этим любуюсь. Все нужно сделать вовремя, так как после определенного возраста у человека уже нет прежних сил и азарта. Я очень рада, что успела осуществить задуманное. И главное — все это заработано честным красивым трудом, потому ощущаю определенное удовлетворение от прожитой жизни.
— О чем мечтаете накануне юбилея?
— Естественно, о здоровье.
— Те, кто вас знает, называют вас женщиной без возраста. В чем секрет вашей молодости?
— В тонусе держит ежедневная умственная деятельность. А вообще, талантливые люди старыми не бывают.