Парламент принял в первом чтении закон, который вводит новый вид налога не только на произведенные в России, но и на абсолютно все ввозимые в Украину автомобили. Исключение составят отечественные авто, так как украинским автозаводам обещаны льготы
Из-за автомобильной «войны» между автопромышленниками Украины и России может пострадать большинство украинских автомобилистов. На этой неделе Верховная Рада одобрила закон о введении утилизационного сбора на все ввозимые в страну автомобили — и новые, и подержанные. Его размер — от почти пяти тысяч до почти двухсот тысяч гривен! Напомним предысторию: с 1 сентября Россия снизила пошлины на импортные автомобили и одновременно ввела утилизационный сбор, от которого местные автозаводы (а в России есть предприятия почти всех крупнейших автоконцернов) могут быть освобождены. Так как украинские автомобили поставляются к нашим северным соседям беспошлинно, это автоматически прибавило к их цене порядка
Украинское правительство в ответ решило ввести аналогичный сбор на авто из России. Соответствующее постановление Кабмина было опубликовано в середине сентября, однако фактически новый налог (порядка двух тысяч долларов с легковушки) так и не заработал. Думали, что все-таки удастся договориться с Россией о «нулевом варианте», но решить вопрос не вышло. После чего у Кабмина появилась идея обложить «экологическим налогом»… абсолютно все автомобили. Разумеется, дав отечественным производителям льготы.
На этой неделе парламент поддержал один из законопроектов на эту тему, одновременно внесли и поправки в Налоговый кодекс. Базовая ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей составит 5,5 тысячи гривен. При этом вводится таблица коэффициентов. Так, для новых машин с объемом двигателя до 1 литра налог составит 4 тысячи 730 гривен (коэффициент 0,86), от 1 до 2 литров — 7 тысяч 370 гривен (1,34), от 2 до 3 литров — 14 тысяч 80 гривен (2,56), от 3 до 3,5 литра — 19 тысяч 85 гривен (3,47), свыше 3,3 литра — 30 тысяч 250 гривен (5,5). На ввозимые в Украину подержанные автомобили ставки на порядок выше — начиная с 30 тысяч гривен для малолитражек и заканчивая 192,5 тысячи гривен для мощных джипов и лимузинов. Базовая ставка сбора для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники составит 38 тысяч гривен. Согласно законопроекту, отечественные производители автомобилей, имеющие полный цикл производства, смогут проводить утилизацию самостоятельно.
В пояснительной записке к «утилизационному» закону говорится, что в Украине ежегодно списывается порядка ста тысяч автомобилей и эту проблему надо как-то решать. Однако, по мнению экспертов, в действительности новый закон к теме утилизации отношения не имеет: он просто поможет отечественным промышленникам за счет создания «тепличных условий» сохранить свой бизнес, а заодно пополнит госбюджет. Плюс для чиновников создастся кормушка в виде неких «утилизационных мощностей», которые не ясно чем будут заниматься, но куда ежегодно будут вливаться миллиарды гривен, взятые у покупателей машин.
— Старые автомобили в нашей стране разбирают на запчасти, а что осталось, сдают на металлолом, — рассказывает владелец одного из киевских СТО Валерий Яремчук. — Покупатели в Украине найдутся на любую, даже насквозь прогнившую машину, поэтому и брошенные авто у нас скорее исключение, чем правило.
Абсурдность ситуации в том, что плата за якобы утилизацию ложится на плечи первого владельца. Также не ясно, будет ли государство возвращать налог, если хозяин машины, к примеру, вывезет ее за границу.
По мнению экспертов, автопарк в Украине один из самых старых в Европе: средний возраст легковых автомобилей, которые ездят по нашим дорогам, 18 лет. И введение нового налога лишь ухудшит ситуацию. Одна из беднейших стран Европы (сегодня на тысячу европейцев в среднем приходится 480 машин, а на тысячу украинцев — 187 автомобилей) получит самые высокие цены на автомобили. Как следствие, не имея возможности купить новую машину, автовладельцы будут латать и «донашивать» свою старую.