На днях Президент Украины подписал закон о введении акцизов на некоторые топливные компоненты, нередко используемые мошенниками для изготовления фальсифицированного горючего. Специалисты считают, что это правильное решение для борьбы с контрафактом, тем не менее оно вряд ли кардинально изменит ситуацию с качеством бензина на заправках. Тем более что вскоре могут подорожать сами нефтепродукты, а значит, многие водители будут вынуждены искать дешевый, а не качественный бензин.
Подписанный Президентом закон, включающий в подакцизные товары бензол сырой каменноугольный и метанол технический (метиловый спирт), был разработан Кабинетом министров. Документ должен установить государственный контроль за реализацией бензола и метанола и пресечь нелегальное производство топлива с добавлением этих компонентов.
По данным авторов закона, в течение 2011 года в Украине было произведено около 160 тысяч тонн бензола. При этом лишь примерно 34 тысячи тонн пошли на нужды химической промышленности. Следовательно, почти 125 тысяч тонн бензола направлено на производство контрафактного моторного топлива. В Кабмине отмечают, что концентрация бензола в топливе, превышающая установленные государственными стандартами нормы, приводит к значительному увеличению загрязнения окружающей среды при работе двигателей внутреннего сгорания и несет угрозу для здоровья и жизни людей. Кроме того, используемый при производстве контрафактного горючего метанол также является очень ядовитым веществом.
А ситуация с поддельным бензином действительно угрожающая. На прошлой неделе были обнародованы результаты двух исследований. Как сообщает агентство УНН, Государственная инспекция Украины по защите прав потребителей проверила качество бензина на сетевых заправках, взяв с начала года 180 контрольных проб. Оказалось, что 20 процентов горючего имеет низкое качество и не соответствует стандартам. В число нарушителей попали многие известные сетевые операторы топливного рынка, и на них были наложены штрафы.
На одиночных заправках ситуация еще хуже. В октябре активисты общественного движения АutoVisio при поддержке «Консалтинговой группы А-95» исследовали качество бензина А-95 на автозаправочных станциях несетевых операторов в Киеве, в Крыму, в Донецкой и Харьковской областях. Как показали результаты, в среднем 80 процентов проб не соответствуют марке. Так, в Донецке были забракованы 70 процентов образцов, в Харькове — 80 процентов. Но рекордное число нарушений выявлено в Крыму и в Киеве: отклонения от стандарта обнаружены в девяти пробах из десяти.
— Сегодня небрендовые АЗС Украины используют три основных вида фальсификата, — рассказал руководитель автомобильного социального портала AutoVisio Виталий Чеховский. — Первый делается не на заводе, а непосредственно в «домашних условиях». Для этого нужны лишь прямогонный бензин и разные присадки, задача которых — повысить октановое число. Занимающиеся этим люди не имеют соответствующих знаний, поэтому смешивают компоненты на глаз.
Второй вид, который становится все более популярным, изготовляется на мини-НПЗ путем смешивания низкосортного бензина с разными спиртовыми компонентами, такими, как этанол, метанол. Их тоже добавляют на глазок.
Третий вид — это «традиционный» спиртовой суррогат. Заправки, продающие такое топливо, обычно находятся на грани банкротства, когда им уже нечего терять и о своей репутации владельцы АЗС не заботятся.
Несмотря на сомнительное происхождение и качество, горючее на заправках постоянно дорожает. Очередного скачка цен можно ждать уже в начале следующего года. В октябре Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий ставки акцизного сбора на нефтепродукты, а также алкоголь и табак. Автор документа, председатель парламентского Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник, предлагал уже с 1 января 2013 года на 10 процентов увеличить ставки акциза на нефтепродукты, путем пересчета их из евро в национальную валюту, так как именно в гривне определяются индексы потребительских цен в нашей стране.
Вчера Верховная Рада приняла в целом данный закон, но изъяла из него норму, касающуюся пересчета акцизных ставок в гривню. Но эксперты не исключают, что государство таки напрямую повысит акцизы на горючее уже в ближайшее время.
О том, как отразится на цене бензина введение акциза на топливные компоненты и возможное повышение акцизных ставок на нефтепродукты, «ФАКТАМ» рассказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн:
— Акцизный сбор — это прямой налог на конечного потребителя, а значит, при повышении ставки автоматически растут цены на подакцизные товары. Если государство все-таки утвердит увеличение ставок акциза, то литр горючего подорожает в среднем на 20 копеек. Таким образом, за последние три года государство повысило акциз на горючее более чем в три раза — с 60 до 198 евро за тонну. К сожалению, правительство, увеличивая бюджетные поступления от потребителей топлива, то есть простых водителей, практически не выделяет средств на контроль качества нефтепродуктов, чтобы защитить автомобилистов от фальсификата. При том что затраты на это мизерны на фоне миллиардов, которые бюджет зарабатывает на автовладельцах. В результате сотни тысяч водителей с каждым годом платят все больше, зачастую заправляя свои автомобили опасным суррогатом, а не качественным бензином.
— Но ведь недавно Госпотребинспекция проверила ряд заправок и выявила немало нарушений.
— Действительно, Госпотребинспекция обнародовала результаты проверок, проводившихся в течение нынешнего года на сетевых заправках. Но эти проверки — капля в море! Параллельно нами совместно с активистами автомобильного движения AutoVisio была осуществлена независимая инспекция несетевых АЗС. Но если при первом исследовании были обнаружены незначительные отклонения от нормы на отдельных сетевых станциях, то в ходе нашего исследования выявлено превышение уровня вредных веществ в составе топлива в десятки раз. При этом одни из самых опасных суррогатов продаются у всех на виду. Например, в Киеве такой «бензин» реализовывался в Соломенском районе, в Харькове — на оживленном проспекте Сахарова. Такая ситуация на большинстве несетевых заправок, которые, реализуя дешевую «бодягу», пытаются конкурировать с крупными сетями. А все опять же из-за отсутствия системы государственного контроля.
— Разве не для борьбы с фальсификатом вводятся акцизы на топливные компоненты?
— Акцизы вводятся на два компонента — метанол и бензол, которые чаще всего используются фальсификаторами для искусственного завышения октанового числа бензина. Они очень дешевые, поскольку являются, по сути, отходами коксохимической промышленности. До недавнего времени их продажа и использование практически не контролировались. Теперь эти компоненты не только подорожают, но и будут контролироваться фискальными органами, так как перейдут в категорию подакцизных товаров.
— Значит, плохого бензина станет меньше?
— Я далек от мысли, что такая мера пресечет использование метанола и бензола для производства фальсифицированного горючего. Но проблем у контрафактников точно добавится.
Правда, теневые дельцы умеют быстро перестраиваться. Наше исследование показало, что в 75 процентах отобранных проб бензина А-95 зашкаливало содержание кислорода, а это прямое свидетельство использования в топливе спиртов. Углубленное изучение выявило содержание уже упомянутого метанола, изопропилового спирта, а также этанола. Уже сейчас для получения фальсификата все чаще используют этанол, биоэтанол и прочие спирты, которые выполняют те же функции, что метанол и бензол. Широкое и бесконтрольное хождение этанола, а точнее, биоэтанола может обернуться для автомобилистов огромной проблемой.
Это очень «капризный» компонент, требующий современной технологической культуры и оборудования. В противном случае даже небольшая часть спирта может стать известной ложкой дегтя в баке автомобиля — бензин просто расслоится, утратив свои свойства. В условиях, когда нет контроля за традиционными топливами, о каком биоэтаноле может идти речь? Тем не менее со следующего года закон рекомендует добавление 5 процентов биоэтанола в бензины, а с 2014 года такая норма станет обязательной. К этой программе очень много вопросов, начиная с того, что Европа уже включила задний ход в деле наращивания использования в топливах компонентов растительного происхождения.