Три года назад «ФАКТЫ» писали об этом громком деле. Тогда мы по горячим следам сообщили читателям о задержании водителя территориального центра социального обеспечения пенсионеров, водителя из Шевченковской районной администрации, а также таксиста, обвиняемых в убийстве сторожа собеса и краже из сейфа 85 тысяч долларов. В прессе преступную группу тут же окрестили «бандой водителей». На момент выхода нашей первой публикации были задержаны трое из шести злоумышленников.
Недавно закончился суд над последним, шестым, членом банды, который два года скрывался от правосудия. «ФАКТАМ» стали известны подробности этого нашумевшего дела.
В конце октября 2009 года рано утром в помещении центра социального обеспечения пенсионеров Шевченковского района столицы был обнаружен труп сторожа. При этом, как показал поверхностный осмотр места происшествия, из кабинетов работников центра ничего не пропало. Сотрудники собеса только разводили руками: мол, следов взлома в их кабинетах нет.
Все встало на свои места, когда на работу пришла начальник центра. Она-то и рассказала правоохранителям, что из бухгалтерии пропал сейф, в котором хранилось 85 тысяч долларов. Утром всю сумму должны были отвезти в банк.
— Эти деньги принадлежали инвалиду, который, по словам начальницы собеса, сам попросил, чтобы какое-то время валюта побыла на хранении у социальных работников, — рассказывает начальник уголовного розыска Шевченковского райуправления милиции Виталий Беленький. — Дело в том, что они давно опекали семью Россошиков (фамилии фигурантов этого уголовного дела изменены. — Авт.). В одной квартире жили
Однажды социальный работник, придя к Россошику домой, увидела странную картину: мужчина сидел на диване, а вокруг него были разбросаны пачки долларов. «Что это за деньги, Олег Константинович? Почему они разбросаны по квартире?» — удивилась женщина. «Это наши с дедушкой деньги, — ответил мужчина. — Незадолго до его смерти мы успели продать дачу». — «А вы не боитесь, что деньги у вас украдут?» — «Куда же я их дену? Заберите их к себе в собес, в сейф! А завтра помогите мне оформить все, как надо, в банке. Сам я боюсь — еще обманут, как при Советском Союзе. Дома тоже держать опасно...»
— Олег Россошик не только имеет проблемы со здоровьем, но еще и, как мне рассказывали, любит выпить, — продолжает Виталий Беленький. — Может быть, он боялся, что пропьет все деньги, и попросил социального работника, чтобы та подсказала ему, как можно без риска сохранить свои сбережения. Решили, что на депозит класть валюту не будут, разве что в ячейку в банке. Но время уже было послеобеденное, поэтому социальные работники поход в банк отложили на завтра.
Олег Константинович настаивал, чтобы деньги забрали именно в тот день. Мол, у него есть предчувствие, что могут ограбить. Тогда социальный работник позвонила своей начальнице и обрисовала ситуацию.
Вскоре в квартиру к инвалиду приехала начальница центра социального обеспечения. Деньги пересчитали: их оказалось ни много ни мало 85 тысяч долларов. Валюту аккуратно сложили в коробку из-под обуви и увезли в собес. Интересно, что Олег Россошик, отдавая на хранение такую большую сумму, даже не потребовал расписку.
— Водитель начальника собеса Максим Шиндлер был одним из немногих, кто знал о деньгах, а также о том, что утром их отвезут в банк, — продолжает Виталий Беленький. — Но именно о его причастности к преступлению мы тогда думали меньше всего. Ведь у Максима было железное алиби. Сторожа убили примерно в первом часу ночи. В этот момент Максим находился дома.
Проверяли на причастность к совершению преступления в первую очередь работницу собеса и начальницу центра. Но у них также было стопроцентное алиби. А потом выяснили, что Максим Шиндлер имеет условный срок за мошенничество. Уже на следующий день он давал признательные показания.
Оказывается, о деньгах он узнал, подслушав телефонный разговор своей начальницы. Он также знал, что доллары пробудут в сейфе собеса всего одну ночь. Поэтому действовать надо было быстро. В тот день по поручению начальства Максим Шиндлер отвез Россошика в центр соцобеспечения, чтобы тот мог помыться и побриться, а потом привез его домой. В девять часов вечера Шиндлер позвонил своему другу, работавшему водителем в районной администрации (тоже ранее судимому), и рассказал о деньгах, которые можно легко украсть. Причем в телефонном разговоре Шиндлер заметил: «Если мы не заберем эти деньги, их может забрать себе моя начальница. Так что все равно Россошику ничего не достанется».
— Конечно, предположение, что доллары в сейфе может присвоить себе кто-то другой, не выдерживало никакой критики, — продолжает Виталий Беленький. — Ведь если бы социальные работники хотели забрать доллары у Россошика, они не стали бы класть их в сейф. Хотя, возможно, психически нездоровый человек, лишившись всего, ничего и не понял бы. Злоумышленники понимали, что вдвоем могут не справиться, и начали обзванивать своих друзей. У водителя из администрации был друг-таксист, который тоже имел за плечами срок, причем немалый — десять лет. В свою очередь, и у таксиста оказались приятели с криминальным прошлым. Один из них, вор-домушник, виртуозно владеет отмычками. Его взяли в группу для того, чтобы он смог вскрыть входную дверь и сейф. Решив, что вчетвером им все же будет сложно, злоумышленники привлекли к делу еще двоих. Буквально за час собралась группа из шестерых человек.
— Удивительно, как легко люди соглашаются идти на преступление!
— Как я уже говорил, у двоих водителей были судимости.
— Неужели, когда этих людей принимали на работу, никто не знал о судимостях?
— Скорее всего, нет. Оба мужчины характеризовались на работе только положительно. Зачем в такой ситуации интересоваться прошлым? Да и остальные члены преступной группы, как я уже сказал, далеко не ангелы. Когда мы начали раскручивать это дело, выяснилось, что трое из шестерых летом 2009 года в Полтавской области напали на мастера станции техобслуживания автомобилей. Похитили его, вывезли в лес, избили. Требовали, чтобы сказал, где он дома хранит деньги. Тогда они забрали около тридцати тысяч гривен. И, оставшись на какое-то время безнаказанными, легко согласились на новое преступление.
Шиндлер знал, что первое подозрение может пасть на него, поэтому в ту ночь остался дома, рассказав своим подельникам, что в помещении дежурит сторож, и подробно описав, где находится сейф. Водитель объяснил, что внутрь здания лучше всего проникнуть через окно туалета, которое всегда открыто. А оконную решетку можно легко взломать с помощью специальных ножниц. Преступники купили их в строительном супермаркете.
— На следствии злоумышленники в один голос утверждали, что не собирались убивать сторожа, мол, все произошло само собой, — говорит исполняющий обязанности прокурора Шевченковского района Киева Сергей Нечипоренко. — Но тогда возникает вопрос: почему двое из тех, кого обвинили в убийстве, влезли ночью в помещение с ломиком?
Ночью сторож услышал, как в туалете с подоконника на пол упал цветочный горшок. Когда мужчина решил проверить, что происходит, двое преступников (третий стоял на улице) накинулись на него и начали бить по голове ломиком. От полученных ран сторож скончался на месте.
Шиндлер подробно описал обстановку внутри центра социального обеспечения, поэтому злоумышленники быстро нашли сейф. Ничего не трогая, они прихватили с собой сейф с деньгами и поехали на какой-то пустырь. В преступной группе был и «медвежатник», который умел вскрывать несгораемые шкафы. Потом грабители разделили деньги на шестерых и разъехались. Каждому, кроме Шиндлера, досталось по 15 тысяч долларов. Ему как наводчику, не принимавшему участия в операции, решили выделить меньшую долю — 10 тысяч долларов.
— Но и этих денег наводчик не получил, — говорит Сергей Нечипоренко. — Десять тысяч долларов ему должен был передать его друг — водитель из Шевченковской райадминистрации. Но, видимо, не успел — его взяли достаточно быстро. А может, тот и вовсе не собирался делиться.
Как уже сообщали «ФАКТЫ», двоих участников «банды водителей» оперативники взяли в тот же день. Третьего задержали в декабре 2009 года в соседней области.
Еще один преступник решил спрятаться в России. Он не имел четкого плана, куда ехать. Просто взял билет на самый дальний поезд. Пока ехал, его вычислили наши правоохранители и с помощью российских коллег арестовали, как только преступник вышел из поезда недалеко от Кемерово.
На днях в Шевченковском райсуде столицы завершились слушания по последнему члену криминальной шестерки, которому почти два года удавалось скрываться. Его подельников к тому времени приговорили к различным срокам — от семи до четырнадцати лет лишения свободы.
— Последний задержанный вел себя в суде очень дерзко, — говорит Сергей Нечипоренко. — Он не признавал свою вину в убийстве сторожа и все валил на дружков. А участникам процесса даже угрожал физической расправой.
— Что теперь будет с деньгами Олега Россошика? Получается, он остался ни с чем?
— Часть похищенных денег, которую преступники не успели потратить, возвратили потерпевшему. Конечно, это небольшая сумма. Остальные деньги осужденные будут возмещать Россошику постепенно.