45 лет назад была экранизирована оперетта народного артиста СССР Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке». Картина, которую посмотрело без малого 75 миллионов зрителей, долгое время оставалась лидером проката в советских кинотеатрах
Сразу же после выхода на экраны фильма «Свадьба в Малиновке» стали крылатыми фразы: «Гриш, а Гриш, и шо я в тебя такой влюбленный, а?», «Кони стоят пьяные, хлопцы запряженные». До сих пор нас смешат выражения: «Вашу ручку, битте-дритте, фрау-мадам!», «Я чувствую, что мы на грани грандиозного шухера», «Сочини что-нибудь такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!»
Снимался культовый фильм в нескольких селах Лубенского района на Полтавщине. Их жители и сегодня с удовольствием вспоминают подробности, оставшиеся «за кадром».
— Моя покойная свекровь, работавшая свинаркой, рассказывала, что фермы во время съемок пустовали, — говорит завуч Хорошковской средней школы Любенского района Ольга Комисаренко. — Все бежали посмотреть, что творится на съемочной площадке. А женщины даже забросили домашние дела.
— Местное население по кустам пряталось и готово было целый день смотреть бесплатный концерт, который устраивали артисты, — вспоминает
*Михаил Цуканов: «Когда снимался фильм, тут была огромная площадка, на которой пели и танцевали» (фото автора)
Насколько интересно смотреть «Свадьбу в Малиновке», настолько любопытно и то, что осталось за кадром.
— Часть артистов поселились у сельчан в Хорошках, — продолжает Михаил Цуканов, листая старый фотоальбом, в котором запечатлены моменты съемок. — Некоторые из них были неприхотливы — ели то, что было у селян на столе. А кто-то и капризничал: то курицу жареную заказывал на обед, то яичницу просил не на сале жарить, а по-городскому, на сливочном масле.
Я лично не помню, чтобы артисты ходили по селу в своей одежде — только в киношной. Их гримерка находилась в местной школе. И я как-то подсмотрел, как Яринке (артистка Валентина Лысенко) цепляли длинную косу к ее короткой стрижке. Ну и трусихой же она была! Помните, Яринка уезжает со своей свадьбы с паном атаманом Грицианом Таврическим на тачанке? Так это был мужчина-каскадер... в платье невесты. Артистка побоялась даже вожжи взять в руки. И в речку не смогла прыгнуть с дерева. Тоже мужик в фате вместо нее прыгал.
*Михаил Водяной в фильме «Свадьба в Малиновке»
На съемки «Свадьбы...» в Хорошки приехали популярнейшие советские артисты из Ленинграда, Москвы и Киева: Владимир Самойлов (Назар Дума), Зоя Федорова (Гапуся), Михаил Водяной (Попандопуло), Николай Сличенко (Петря), Михаил Пуговкин (Яшка-пулеметчик), Тамара Носова (Комариха), Эмилия Трейвас (Трындычыха)...
Тамара Носова, вспоминают сельчане, любила угощать коллег пирожками. Николай Сличенко, как и подобает истинному цыгану, частенько садился на коня и мчался по селу. Или брал гитару и заводил «Очи черные...». За черноглазым красавцем-актером увивались сельские девчата. Говорят, слухи докатились до супруги в Москву, и она даже приезжала в Хорошки разбираться.
А особенно запомнился жителям села Михаил Пуговкин. Он постоянно находился в центре внимания — шутил, рассказывал забавные истории.
— Было видно, что это настоящий артист, — восхищается Михаил Цуканов. — А когда мы узнали, какой ценой дался ему танец «В ту степь» (перифраз с английского two steps — два шага. — Авт.), то еще больше стали уважать. Несколько лет назад к нам в Хорошки приезжала супруга актера и рассказывала, что во время войны Михаил Иванович был ранен в ногу. Ногу, кстати, ему удалось сохранить благодаря... специальному указу Сталина о том, чтобы в госпиталях не отрезали раненым конечности, а лечили. И вот на съемках во время танца — одного из самых ярких эпизодов фильма — у Пуговкина открылось кровотечение. Крови полный сапог набрался, но артист все же не стал останавливать операторов.
Сам же он на встречах со зрителями любил вспоминать комические моменты съемок. Например, как всем приходилось отгонять коров от осветительных приборов. Отгонят скотину, только включат софиты, а коровы снова тут как тут.
— Сельских жителей особенно смешил человек с экспонометром (прибор, определяющий уровень освещенности. — Авт.), — продолжает Михаил Цуканов. — Он все смотрел то на небо, то на стрелку своего прибора. И как только на солнце набегала тучка, останавливал съемки, а когда небо очищалось, снова звучала команда «Мотор!». «Свадьба в Малиновке» — один из первых советских цветных фильмов, пленки были слабо чувствительны к свету, поэтому даже днем техникам приходилось включать дополнительное освещение.
— Многие сельчане, наверное, снимались в массовке?
— Конечно. В военкомате даже призвали местных мужиков, служивших в конных войсках, на переподготовку. Перед съемками их одевали в партизанскую форму, и — вперед! (Лошадей брали на конном заводе в 15 километрах от села.) А однажды, когда я вел урок в четвертом классе, зашел представитель «Ленфильма» и попросил: «Дайте на съемки четырех мальчишек!» Помните кадр: въезжает конница в село, а рядом с ней, по пыльной дороге, на прутиках, словно на лошадях, дети скачут? Это мои ученики. Да что там! И женщины, и старики снимались в массовках. В основном пели и танцевали. По три рубля в день людям платили... Потом многие односельчане ездили в Киев на премьеру. А уж когда в Хорошки привезли «Свадьбу...», места в клубе не хватало. Люди узнавали друг друга: «Смотри, смотри, вон Иван, как живой! А это Манька собственной персоной...»
Любопытно, что
«Свадьба в Малиновке» сыграла особую роль и в судьбе актрисы Киевского театра киноактера Людмилы Алфимовой (София, жена командира отряда красноармейцев Назара Думы). Как рассказывала артистка, через пять лет после выхода картины она снималась в фильме «Прощайте, фараоны!» в селе Петрашовка Винницкой области, и здесь встретила человека, который перевернул ее жизнь, — председателя колхоза, Героя Социалистического Труда Ивана Кальницкого. Когда Кальницкому представили Алфимову, он просто остолбенел — оказалось, был безнадежно влюблен в актрису. Множество раз смотрел «Свадьбу в Малиновке» в сельском клубе, часто фильм крутили для него одного. «Мы два часа простояли с Иваном под липой, — рассказывала Людмила Ивановна в одном из интервью. — Он спросил, хотела ли бы с ним остаться. Я обе руки подняла. По возвращении в Киев развелась с первым мужем. А Иван сказал и забыл. Он жил тогда с женщиной, спасшей ему жизнь во время Отечественной войны — с помощью прополиса и пчелиной пыльцы вылечила его от тяжелой формы туберкулеза. Полина Леонтьевна была вдовой, старше Ивана на 15 лет. Он помогал ей воспитывать сына, внуков, но так и не женился на ней...»
Замуж Людмилу Алфимову Иван Кальницкий позвал только через 20 лет после знакомства, когда умерла Полина Леонтьевна. Артистка оставила Киев, карьеру и перебралась в село Печеры Тульчинского района, где прожила с любимым супругом 13 лет. В 2006 году Ивана Кальницкого не стало.
— А как получилось, что ленфильмовцы выбрали для съемок здешние края? — интересуюсь у старожила Хорошек.
— «Свадьбу в Малиновке» снимали по заказу Министерства культуры СССР к
Со временем местные жители разобрали и сам дворец, простоявший два столетия. Кирпичные стены, правда, не смогли разрушить, потому что в старину их укладывали очень прочно — в известь добавляли яйца. А вот огромные дубовые потолочные балки снимали с помощью экскаваторов. Они были как новые, пахли свежей древесиной. Люди из них хаты себе строили... Лет семь тому назад полуразрушенное здание приобрел в частную собственность один бизнесмен из Киева. Вывез мусор, начал восстанавливать фасад, но дело застопорилось.
*Дворец князя Щербатова в Хорошках, который увековечили киношники, селяне основательно разрушили
Давно нет в Хорошках и танцевальной площадки, которая служила одновременно съемочной. Там сейчас все заросло бурьяном. Да и танцевать особо некому — количество молодежи в селе катастрофически уменьшается, невзирая на то, что, как говорил герой фильма, «опять власть переменилась»...