Здоров'я та медицина

Травматолог Василий Парий: «Многие из нас учились делать сложнейшие операции по учебникам канадского профессора Джозефа Шацкера»

14:25 — 20 грудня 2012 eye 2292

В большом актовом зале Киевской больницы скорой помощи не было свободного места. Послушать лекции известного во всем мире специалиста, одного из основателей современных направлений в травматологии, приехали врачи не только из самых отдаленных городов Украины, но и из Польши, Белоруссии. Сейчас 72-летний Джозеф Шацкер (на фото), который до 2000 года был президентом Международной ассоциации остеосинтеза, делится опытом проведения тяжелейших операций с коллегами из других стран. Киев он посетил впервые. Еще до начала лекции профессора окружили украинские специалисты, чтобы подписать его книги. Он с радостью это делал.

— Мы все учились выполнять сложнейшие операции при помощи методов остеосинтеза по учебникам, написанным Джозефом Шацкером, — объясняет один из организаторов мероприятия, ортопед-травматолог высшей категории, кандидат медицинских наук Василий Парий. — Кстати, у этого человека очень интересная судьба. Он наш земляк, родился в Закарпатье.

— Мне было приятно посетить Украину, ведь это моя родина, — сказал профессор Джозеф Шацкер. — Я родился в селе Яблуница, что в 300 километрах от Львова. В год моего рождения (1939-й) это была территория Польши. Моего отца расстреляли, когда мне было два года, и мы с мамой бежали из страны. До семи лет я жил в Австрии, а после мы переехали в Канаду. Медициной увлекался еще с детства. Наблюдая, как страдают люди, когда при переломах их кости долго не срастались, понимал, что смогу им помочь.

После окончания университета проходил стажировку в больнице в центре Торонто, где познакомился с известным швейцарским специалистом Морисом Мюллером — основателем Международной ассоциации остеосинтеза, который приехал в нашу клинику. Считаю, что эта встреча изменила всю мою жизнь. Я был единственным врачом в клинике, который знал немецкий язык, поэтому помогал Мюллеру переводить. Уже через неделю он заинтересовался мной и взял в свою команду. Этот доктор написал множество книг по внутреннему остеосинтезу и способах его применения. Своими знаниями он делился со мной, и сейчас я передаю их своим коллегам со всего мира.

— Нужно сказать, что за последние годы, когда в Украине появилось свое представительство Ассоциации остеосинтеза (АО), уровень ортопедии и травматологии у нас стал заметно выше, — говорит президент АО в Украине кандидат медицинских наук Петр Никитин. — Мы стараемся использовать самые современные технологии, участвовать в специализированных конференциях, приглашать в Украину ведущих специалистов, в том числе и Джозефа Шацкера, который разработал некоторые современные подходы лечения переломов. Организовать как это, так и другие мероприятия, помогли секретарь группы Александр Рихтер и ответственный за международные связи Константин Романенко.

— Какой теме посвящены лекции, которые проводил Джозеф Шацкер?

— Мы рассматривали способы лечения всех видов переломов. В современной травматологии существует такое понятие, как совмещение костных отломков при помощи специальных фиксирующих металлических конструкций: внутрикостных, накостных и аппаратов внешней фиксации. Их основная цель — обеспечить неподвижность сломанной кости. Сейчас практически все переломы лечат именно таким образом, благодаря чему пациент намного быстрее возвращается к активной жизни. Технология операций хорошо отработана. Например, при переломе бедра и длинных трубчатых костей костные отломки сопоставляют под рентгеном. Затем через небольшой разрез в верхнюю или нижнюю часть кости вводят прочный стержень, имеющий на краях отверстия, и продвигают его в канале. При помощи специальной дуги, которую устанавливают снаружи, стержень блокируют винтами, за счет чего он скрепляет сломанную кость. Как правило, при такой фиксации человек, не страдающий избыточным весом, уже на второй-третий день может становиться на больную ногу. Для разных переломов разработано несколько вариантов конструкций, каждую из которых нужно правильно применять. Во время лекций мы моделировали различные ситуации, связанные с применением метода, размышляли, как лучше поступить в том или ином случае.