Минуло 30 лет со дня первого полета Ан-124, до сих пор не имеющего аналогов в мире
— По сей день самолет Ан-124 «Руслан» не имеет аналогов в мире, — заявил на пресс-конференции по случаю
В распоряжении нашего предприятия есть семь гражданских «Русланов». Они выполняют заказы по всему миру, принося весомую прибыль. Кстати, мы зарабатываем за рубежом для страны 400 миллионов долларов в год. Этот факт не дает покоя некоторым влиятельным людям. Они уже неоднократно делали попытки завладеть нашим предприятием. К счастью, при всех украинских властях оказывались крупные руководители, которые пресекали такие поползновения.
Сейчас ведется работа, направленная на возобновление производства «Русланов» в России на авиационном заводе в Ульяновске (украинско-российский проект. — Авт.). Там сохранилась вся необходимая для этого оснастка. Некогда она была и на авиазаводе в Киеве. Но лет десять назад ее сдали в металлолом. Еще не так давно в сборочном цехе снимали телевизионные шоу. Теперь киевский завод входит в состав нашего предприятия. Мы уже вложили в его возрождение порядка миллиарда гривен. Набрали и обучили полторы тысячи новых рабочих. Строим самолеты.
В советские годы в Киеве построили 20 «Русланов», в Ульяновске — 36.
О том, что стало толчком к созданию легендарной крылатой машины, рассказал заслуженный летчик-испытатель Герой Украины Александр Галуненко:
— Показ в
— Есть несколько легенд о том, как появилось название «Руслан». По одной из них, Антонов назвал самолет в честь своего сына.
— Я знаю, что он провел конкурс. Причем авторы идей должны были обосновать свои предложения. Генеральный конструктор выбрал имя сказочного героя. Видимо, сыграло роль то, что в этом слове звучит «Ан» — название машин нашего конструкторского бюро.
Мне довелось участвовать в первом полете 24 декабря 1982 года. Командиром экипажа был заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Терский. Я — вторым пилотом. Всего было построено три образца для государственных летных испытаний. Их провели за три года.
— Вы имели возможность спрыгнуть с парашютом, если бы возникла угроза катастрофы?
— Да, парашюты у нас были. Причем опытные экземпляры «Русланов» оборудовали особыми люками — чтобы можно было оперативно покинуть самолет.
*Этот снимок сделан 30 лет назад сразу после первого полета «Руслана». На фото третий справа Александр Галуненко
— Кстати, гражданский вариант «Руслана» более надежная машина, чем ее армейский вариант, — говорит Дмитрий Кива. — Ведь военные летчики летают с парашютами. Гражданские — без них. Отсюда и повышенные требования к уровню безопасности машин.
За несколько лет до развала Советского Союза антоновское КБ получило от государства кредит на покупку двух самолетов «Руслан» и начало коммерческие рейсы. Эта идея, кстати, была подсказана опытом
— Создание авиакомпании «Антонов», эксплуатирующей «Русланы», имело для нас неоценимое значение, ведь вскоре государственное финансирование почти прекратилось, — продолжает Александр Галуненко. — За счет средств, которые авиакомпания зарабатывает на международном рынке, мы продолжали создание новых самолетов.
— Правда, в начале
— Сейчас у «Русланов» степень свободы «пять». Это значит, что они имеют право летать в любую страну мира, — добавляет Александр Галуненко.
Кстати, на днях пришло сообщение о решении НАТО продолжить еще на два года аренду двух «Русланов» для перевозки военных грузов. Эти машины предоставляет предприятие, которое антоновцы открыли вместе с российскими партнерами.
В конце
— Пока «Мрия» существует в единственном экземпляре, — говорит Дмитрий Кива. — Но есть фюзеляж для второго образца. Мы ведем переговоры с российскими партнерами о его совместной достройке.