Шоу-бізнес

Никита Михалков: «Приглашать Брэда Питта на роль русского поручика я передумал в последнюю минуту»

8:00 — 16 січня 2013 eye 3285

Известный российский режиссер снимает в Одессе, на Потемкинской лестнице, фильм «Солнечный удар» по рассказу Ивана Бунина

В эти январские дни в историческом центре Одессы творится что-то невообразимое. Приморский бульвар и прилегающие к нему окрестности заполонили солдаты в белогвардейской форме. Перекрыта большая часть Потемкинской лестницы. Там стоят пушки, укрепления из сотен мешков, дым столбом и вышки с пулеметами, а рядом — целый белогвардейский полк. Его офицеры перед камерой сдают оружие и с вещами отправляются в фильтрационный лагерь под бдительными взглядами вооруженных матросов. Настоящая гражданская война...

Рассказ Бунина хотел экранизировать Иван Дыховичный, но Михалков эту попытку пресек

Вовсю работает дымомашина, заволакивающая белым туманом вид на современный Одесский порт, который сильно отличается от картинки начала ХХ столетия. В канун старого Нового года российский режиссер Никита Михалков начал украинскую часть съемок нового фильма «Солнечный удар». Это экранизация одноименного рассказа, а также дневниковых записок «Окаянные дни», написанных в 1918-1919 годах в Одессе и Москве Иваном Буниным. Будущий нобелевский лауреат делал эти записи, решив покинуть большевистскую Россию.

Сценарий киноверсии «Солнечного удара» написан самим Михалковым в сотрудничестве с Владимиром Моисеенко и Александром Адабашьяном, который, к слову, снялся в одном из эпизодов ленты.

«Солнечный удар», вероятнее всего, не будет многомиллионным блокбастером, как «Утомленные солнцем-2». Возможно, поэтому Михалков избежал изначального соблазна снять в роли русского поручика Брэда Питта.

— Действительно, была идея снимать в одной из главных ролей голливудскую знаменитость, — рассказывает Никита Михалков. — Но я отказался от нее в пользу молодых дарований. В результате поручика играет латышский артист Мартинс Калита, а незнакомку — Виктория Соловьева, студентка одного из московских театральных вузов. Это рискованно, но очень интересно. Потому что ранее никто этих лиц на экране не видел. Полагаю, наш фильм станет трамплином для них. Но мне и самому нужно не ударить в грязь лицом.

*К одной из площадок Потемкинской лестницы пристроен большой фрагмент крепостной стены. Фото Александра Иванова, temudgin.livejournal.com

По словам режиссера (он же глава российского Союза кинематографистов), к съемкам этой ленты он шел более трех десятилетий. Уж очень сложны для режиссуры «Окаянные дни». «Заболел» ими еще в 1980-х, когда рассказ Бунина произвел на Михалкова сильное эмоциональное впечатление. Об этом свидетельствует тогдашняя михалковская запись: «Мужчина встретил даму на пароходе. Они понравились друг другу. Сошлись. Провели любовную ночь. Утром она уехала. Потом он ходил бессмысленно по городу, ждал вечернего парохода. Ел холодную ботвинью, выпил водки. Жара. Мухи. Вернулся в этот номер (он уже убран). Нашел шпильку... „Поручик ощутил себя постаревшим на десять лет“. Все. Больше ничего! Но это сделал Бунин. И это волнует так, что ты не знаешь, почему».

Мало кому известно, что этот рассказ Бунина хотел экранизировать режиссер Иван Дыховичный (ныне уже покойный), однако кинематографический начальник Михалков попытку властно пресек. Как бы там ни было, сейчас процесс пошел. Два года назад Никита Сергеевич вплотную занялся сценарием, а в конце августа 2012 года студия ТРИТЭ запустила фильм.

Как рассказали ассистенты Михалкова, в конце августа и в сентябре они работали в Гороховце Владимирской области. Там было воссоздано пространство провинциального волжского городка — с небольшими улочками, чайными домиками, газетными киосками, почтой, телеграфом... Кстати, недалеко от Гороховца, в деревне Щепачиха, у Михалкова фамильное имение. Затем группа переехала в столичные павильоны «Мосфильма», где художник-постановщик Валентин Гидулянов («Место встречи изменить нельзя») построил основные интерьерные объекты: каюты, салоны, ателье...

«Не ожидал, что все пойдет так гладко. Многие сцены сняли с первого дубля»

В октябре-ноябре прошлого года киношники побывали в Швейцарии. Городок на берегу Женевского озера временно преобразился в город Поволжск начала XX века. Почему именно Швейцария? Оказывается, это единственная страна в Европе, где можно снять исторический пароход на столь длительный период. Русские виды будут добавлены с помощью компьютера. А в Одессе группа оказалась в самый разгар зимы.

В качестве натуры для грандиозных массовых сцен избрана Потемкинская лестница. По предварительным данным, в масштабных сюжетных планах задействуют около 300 человек. Причем не только пеших — солдат, офицеров, матросов, но и кавалерию.

Началу съемок предшествовал многомесячный подготовительный период, в ходе которого декораторы пристроили к одной из площадок Потемкинской лестницы довольно большой фрагмент крепостной стены аркадного типа, с брешью от попадания снаряда и артиллерийскими орудиями в уцелевших проемах. Под стеной сооружено здание «регистрационного пункта», из которого ведет наверх деревянная лестница в несколько маршей.

Самого Никиты Сергеевича на площадке, закрытой для посторонних глаз и усиленно охраняемой, практически не видно. Зато отчетливо доносится его командный голос, усиленный через громкоговоритель. Значительно тише, но более проникновенно обращается он к исполнителям: «Родненькие мои, вам предстоит играть сложные роли — обреченных людей, которые потеряли свою родину такой, какой они ее знали. Вы белогвардейцы — бойцы Корниловской и Деникинской армий. Вы проиграли в этой войне и пришли к большевикам сдаваться. Но вы не смирились и внутри продолжаете бороться...»

Первыми одесскими съемочными днями Никита Сергеевич остался доволен.

— Не ожидал, честное слово, не ожидал, что все так гладко пойдет, — радовался Михалков. — Ведь многие из сцен сняли с первого дубля. Да и с погодой, вроде бы, повезло.

Несмотря на яркие морозные дни, многое вокруг «Солнечного удара» покрыто пеленой таинственности. Похоже, это по душе московским киношникам, оградившимся от мира красно-белой лентой, охранники охотно озвучивают указания якобы «самого Михалкова»: «Фотосъемка здесь категорически запрещена».

Как стало известно «ФАКТАМ», суточный гонорар артиста массовки составляет 200 гривен. Одесский период съемок продлится, вероятнее всего, до второй половины февраля. Если до того времени всевозможные киноэксперименты выдержит Потемкинская лестница — памятник архитектуры. Дата завершения работы над лентой, а значит, и ее выход на экран, пока не оговорен.