После того как год назад «ФАКТЫ» рассказали о беременной
О трагической и в то же время удивительной истории
В прошлом году я побывала у Маши сразу после того, как девушка въехала в свой новый дом в тихом селе в Одесской области. Заведя меня в теплую комнатку, очень скромно, но уютно обставленную, Маша рассказала свою историю. Оказалось, еще малышкой она узнала, что такое холод, голод и одиночество. После гибели отца ее мать не смогла найти работу. Занятая трудоустройством и так и не пришедшая в себя после смерти супруга, женщина забыла оформить документы на наследство, и дом, где жила семья, передали государству. С тех пор жизнь маленькой Маши превратилась в бесконечные мытарства.
— Несколько лет мы прожили в монастыре, — вспоминала Маша. — Там на нас как на новичков взвалили самую тяжелую работу. Мне еще не было десяти лет, а уже приходилось пасти и доить монастырских коров, чистить конюшни и свинарники. Иногда меня били, «чтобы лучше работала», и очень редко кормили.
Так прошло несколько лет. Затем Машина мама забрала девочку в Черниговскую область. Поняв, что нужно как-то выживать,
— Но денег, которые я зарабатывала, все равно не хватало, — рассказывала Маша. — А когда мать опять решила уйти в монастырь, я твердо сказала, что не поеду, и отправилась в Одессу, где устроилась сразу на три работы. Первую половину дня трудилась швеей на фабрике, вторую — консультантом в супермаркете. По ночам же оформляла цветочные букеты в ресторане. Спала от силы два часа в сутки. Зато зарабатывала достаточно, чтобы оплачивать съемную квартиру. Слушая это, многие знакомые поражались: мол, как ты выдерживаешь? А мне, наоборот, было… хорошо. Тяжело, но лучше, чем в монастыре. Даже парень появился. Мы несколько лет дружили, часто гуляли вместе. Тогда я впервые в жизни влюбилась. Вскоре Андрей переехал ко мне. Казалось, что я абсолютно счастлива: у меня были работа, пускай небольшие, но деньги, любимый человек. Что еще нужно? Андрей говорил, что хочет детей, мы вместе мечтали о семье. Но все изменилось, когда я узнала, что беременна. Андрей сначала вроде бы обрадовался, сказал, что теперь нам осталось только пожениться. А через несколько недель… сбежал и перестал отвечать на звонки.
Тем временем Машины работодатели, узнав о ее положении, немедленно уволили девушку. Ведь она работала неофициально. Стал увеличиваться долг за аренду квартиры. Оставшись без работы, Маша занимала деньги у знакомых и отдавала хозяевам жилья.
— Себе оставляла минимум — на хлеб, молоко и кусочек мяса, — вспоминала Маша. — С каждым днем доля мяса уменьшалась, сбережения заканчивались. А однажды хозяева пришли и просто… выставили меня на улицу. Это произошло внезапно и быстро: несколько мужчин вывели из дома и захлопнули перед носом дверь. Все мои вещи остались в квартире. Я, в одном тоненьком сарафанчике и шлепанцах, кричала, чтобы вернули хотя бы документы. Но двери больше никто не открыл.
От растерянности и испуга застыла на месте и долго так простояла. Казалось, что жизнь кончена. Я была одна, без денег, одежды, документов и без крыши над головой. Следующую ночь просидела в компьютерном клубе. Утром пошла к тете. Пускай мы и поссорились (не общались после того, как она попросила нас с мамой уехать), но идти было некуда. Большое ей спасибо, хотя сама живет очень бедно, на время меня приютила. Она и нашла объявление благотворительного фонда, который изменил мою жизнь.
— История Маши нас потрясла, — рассказывала «ФАКТАМ» сотрудница Одесского просветительского медико-психологического центра «Жизнь» Оксана. — В свои 19 лет девушка столько пережила, столько всего преодолела, а тут бедняжку загнали в угол. К тому же начались проблемы со здоровьем: у нее едва не случилось отслоение плаценты, нужно было срочно ложиться на сохранение. Я села за компьютер и разместила на интернет-форумах объявление с призывом о помощи. И не ошиблась — многие захотели помочь Маше. Общими усилиями мы собрали ей кое-какую одежду и деньги.
— Так и нашелся мой благодетель, — рассказывала Маша. — На третий день после родов позвонила Оксана и спросила: «Помнишь, мы с тобой говорили о домике в деревне?» У нас действительно был такой разговор, примерно месяц назад, когда я призналась, что мечтаю о доме. Причем не в мегаполисе, а в тихом, уютном селе. «Помню, конечно», — ответила я, все еще не догадываясь, что за этим последует. «В общем, у нас появилась возможность, — не скрывая радости в голосе, сообщила Оксана. — Тебе покупают дом». Мне показалось, что я ослышалась. Не помню, сколько раз переспросила: «Какой дом? Да как вообще такое может быть?!"Благодетель Маши не захотел афишировать свое имя. Известно только, что он одессит, который, прочитав о девушке в интернете, позвонил Оксане и сказал: «Ищите дом. Я готов его купить».
Вскоре Оксана нашла в Одесской области двухкомнатный домик стоимостью 3 тысячи долларов. «Берем», — не задумываясь, сказал мужчина. К выписке Маши и ее новорожденной дочери из роддома волонтеры подготовили молодой маме настоящий сюрприз — ее привезли в новый дом. На стенах уже висели ковры, в комнате стояла мебель, уютно горел свет, и топилась печка.
— Это выглядело как сказка, не иначе, — с восхищением вспоминала Маша. — При покупке дом был абсолютно пустым и до ужаса грязным. Дедушка, живший здесь раньше, давно умер, за домом никто не смотрел. Оксана и другие сотрудники фонда сделали генеральную уборку, косметический ремонт. А мебель принесли волонтеры, которых тоже нашла Оксана.
Когда корреспондент «ФАКТОВ» приезжала к Маше, девушка с гордостью показывала свое жилище. Несмотря на то что мебели там было немного, ощущался уют. Маленькая Лера лежала в колыбельке. Еще тогда меня поразило, как Маша все успевала: ловко управлялась по хозяйству, варила борщи, чистила двор, стирала детские вещи. «Мечта сбылась, — радовалась она. — Теперь у меня есть любимая дочка и свой дом. Недавно объявился папа Леры Андрей. Приехал посмотреть на малышку, долго с ней нянчился. Извинился, сказал, что многое понял. Посмотрим…»
Тем временем наши читатели из разных уголков Украины звонили в редакцию и спрашивали, чем можно помочь молодой маме. Одни хотели передать ей вещи, другие — продукты.
— Я надеялась, что найдутся неравнодушные люди, но не думала, что их будет столько! — рассказала Оксана, с которой мы на днях связались. — Это было что-то невероятное: те, кто не знал лично ни меня, ни Машу, присылали целые сумки с предметами инвентаря, деньги. Большинство благодетелей даже не хотели называть своих имен. «Какая разница, как меня зовут? — часто слышала я. — Просто хочу помочь». История Маши так впечатлила учительницу одной из одесских школ, что женщина организовала в учебном заведении сбор средств для Маши. Откликнулись почти все ее коллеги. Так у молодой мамы появилось не только достаточно одежды, но и кое-какая мебель. Кто-то из учителей передал шикарное белое кожаное кресло. Маша еще шутила, что боится даже сидеть на нем, чтобы, не дай Бог, не испачкалось.
Отдельный вопрос — гардероб. Теперь у Маши полный шкаф вещей на все времена года. Однажды приезжаю к ней в гости, а к дому не подойти, весь двор заставлен сумками с одеждой. Особенно Маша обрадовалась теплой обуви. Найдя в одной из посылок зимние ботинки, не сдержалась и заплакала от счастья. А моя кума передала ей красивую дубленку. «У меня никогда не было такой вещи, — восхищенно рассматривала обновку Маша. — Я такие только в магазинах видела, но даже боялась смотреть на ценник».
Благодаря помощи неравнодушных людей через несколько месяцев у Маши в доме уже было все необходимое: горячая вода, ванная и даже стиральная машина.
— И заполненный на год вперед холодильник, — смеется Оксана. — Банок с домашними огурчиками-помидорчиками Маше прислали и вовсе года на два-три. Духовный наставник нашего центра отец Андрей передал еще мебель, чтобы обставить вторую комнату. Кстати, за этот год в жизни Маши произошло немало интересных событий. Думаю, она сама обо всем расскажет.
— Хорошо, что вы позвонили, — обрадовалась Маша. — Если можно, передайте через газету благодарность всем добрым людям, которые мне помогли. Только их поддержка дала возможность действительно встать на ноги. Когда вы приезжали, я еще была немного растеряна. Старалась не показывать, но, наверное, это было заметно. Радовалась и своей малышке, и подарку нашего благодетеля, но… Понимаете, одна в доме, на руках маленький ребенок. И если бы у него, не дай Бог, что-то заболело, не знала бы даже, что делать. Соседей не так уж много, это ведь не квартира, где ты хоть и один, но все равно в окружении людей. Помню, тогда сказала себе: «Главное — пережить зиму. А придет тепло, станет легче».
— Так и случилось?
— Легче стало благодаря добрым людям. Когда звонит незнакомый человек и говорит: «Держись. Верю, что у тебя все получится», это непередаваемые ощущения. Разговор длится всего несколько минут, а вспоминаешь его еще долго. И откуда-то появляется уверенность, что все смогу (улыбается). Не знаю, как и благодарить людей, которые меня поддержали. Одна женщина, услышав по телевизору, что я хочу завести корову, сделала такой подарок! Представляете? Это же очень дорого. А знаете, как она нас выручает. Теперь не нужно покупать молоко. Кстати, весной у меня уже было целое хозяйство — и коза, и куры, и овцы. Я имела опыт жизни в монастыре и знала, как с ними управляться. Кстати, это абсолютно не утомительно. Наоборот, приятно. Хозяйство ведь не чье-то, а мое собственное.
— Вспоминаю этот ваш домик сразу после переезда, жилой была только одна комната. Во второй — склад вещей, и зимой там было холодно, как на улице.
— Теперь она уже похожа на комнату. Как только потеплело, я навела там порядок. Спасибо отцу Андрею, он передал мебель. Зимой там, правда, все равно холодно: тепло от печи туда не доходит. Зато летом полноценная комната. Кстати, у меня есть огород. Летом я собрала первый урожай. За ребенком часто присматривала кума моей благодетельницы Оксаны, давала ценные советы. Она очень полюбила Лерочку, все время с ней нянчится.
Кстати, видели бы вы сейчас Леру! Помните, какой она была худенькой год назад? Всего два килограмма. Игрушечный пупс, и тот выглядел побольше. Сейчас поправилась, стала такой пышечкой. Лерочка уже вовсю бегает, знает много слов. Причем не только «мама» и «папа». Недавно даже сказала «интернет» (смеется). Дочке всего год и три месяца, но уже видно, что Лерочка очень смышленый ребенок.
— Помню, вы пытались разыскать мужчину, который подарил дом. Нашли?
— Увы, — вздохнула Маша. — Волонтер Оксана что-то о нем знает, но держит слово и мне не рассказывает. Кстати, Оксана продолжает меня поддерживать. Часто звонит, спрашивает, чем можно помочь. Я отвечаю, что уже ничего не нужно. Теперь сама зарабатываю деньги. Устроилась официанткой в кафе. Сутки работаю, зато потом два дня дома.
— Но на кого же ты оставляешь Лерочку?
— Ни за что не угадаете. С ней сидит… моя мама. Она вышла на связь в конце прошлого года. Я уже думала, что никогда ее не найду. Но случилось предновогоднее чудо: мама сама где-то отыскала мой телефон и позвонила. Оказалось, она в Одессе. К сожалению, у нее не все так хорошо, как хотелось бы. Мама так и не нашла нормальной работы, опять жила в монастырях. Пыталась устроить личную жизнь, но тоже не сложилось. Недавно тяжело заболела. Она переехала ко мне, и вот уже месяц мы живем вместе. Мама очень изменилась. Пока не могу сказать, что именно в ней поменялось, но стала другой. А как обрадовалась встрече с внучкой! Не помню, чтобы после смерти папы мама так искренне смеялась. Ни на шаг от нее не отходит, все «Лерочка, Лерочка». Сейчас сидит с дочкой, а я работаю. Нужно поднимать малышку на ноги, лечить маму, ей потребуется операция. Но теперь-то я знаю, что у меня точно все получится. Есть крыша над головой и семья — это главное.
— Замуж не выходишь? — любопытствую.
— Пока что мне не до того, — рассмеялась Маша. — Лерин папа за год дал мне несколько поводов понять, что он все же не мой человек. Иногда звонит, чуть-чуть помогает Лере. Как говорится, и на том спасибо. А своего принца я еще не встретила. Думаю, это событие впереди.