Культура та мистецтво

Вдова Евгения Весника: «Когда я возвращалась из магазина, не купив себе обновку, Женя ругался»

7:00 — 23 січня 2013 eye 5024

Народному артисту Советского Союза исполнилось бы 90 лет

Известным на всю страну Евгений Весник стал достаточно поздно — в 45 лет, когда на экраны вышла комедия «Трембита». И хотя на счету народного артиста СССР главных ролей не так много, его прокурора из «Летучей мыши», учителя математики в «Приключениях Электроника», лектора из комедии «Аферисты» помнят до сих пор. Уйдя из театра, где прослужил 29 лет, актер практически не выходил из своей московской квартиры в сталинской высотке на Кудринской площади — часто болел. За три года до смерти артиста «ФАКТЫ» побывали у него дома. Евгений Яковлевич сперва по-стариковски ворчал, но потом дал прекрасное интервью. В последние годы жизни он был человеком настроения. Но всегда оставался острым на язык: говорил только то, что думал, из-за чего его кое-кто недолюбливал. Рядом с Весником до конца была его муза и самый близкий друг — жена Нонна.

*Нонна Гавриловна и Евгений Яковлевич Весник прожили вместе 42 года

Нонна Гавриловна стала пятой супругой актера. Они познакомились случайно в театре. Оба были несвободны, но разве для настоящей любви существуют преграды. Судьбе было угодно свести этих двух людей. Правда, узаконили свои отношения позже, лишь после того, как пару на гастролях не хотели селить в одном гостиничном номере. 22 июня 1974 года пошли в загс и расписались. Вместе прожили 42 года. За это время Нонна Гавриловна научилась терпению, ведь быть женой творческого человека — участь не из легких. Всю себя она посвятила мужу.

— Нонна Гавриловна, супруг снится вам?

— Нет. По крайней мере, четко во сне я его не вижу.

— Когда мы общались с вами в прошлый раз, на могиле Весника еще не было памятника. Уже установили?

— Да, красивый такой, из белого мрамора. Сверху бюст Евгения Яковлевича, ниже — книги (он много писал в последнее время), затем — театральный занавес и лента кинопленки. Таким образом, показано все творчество Евгения Весника: кино, театр и писательская деятельность.

— Дома все осталось как при жизни актера?

— Все как прежде. «У вас словно в музее», — говорят все, кто приходит. В квартире стены увешаны портретами мужа в разных кино- и театральных образах. В Жениной комнате висят афиши с его 80-летия, которое отмечали в Малом театре, а также с бенефиса в честь присвоения ему звания народного артиста СССР. Еще есть портрет, где он в роли Городничего в легендарном спектакле «Ревизор». На другой стенке — портреты его мамы и папы (не сдерживает слез. — Авт.). В холле, где он работал, много фотографий, шкафы с книгами, письменный стол. Кабинета у мужа не было никогда, он устроил его прямо в прихожей.

— Весник всегда отличался острым языком и хорошим чувством юмора. Шутил, даже будучи больным?

— Последние два года как-то сник. Очень похудел, не хотел есть, приходилось кормить его с ложечки. Часто повторял: «Я умираю, угасаю…» Я успокаивала: «Ну что ты? Отлежишься — и все будет хорошо». Целый месяц он лежал в госпитале, потом я его забрала домой, но через два дня мужу стало плохо, и мы отвезли его снова в больницу… А через четыре дня Жени не стало. Он говорил: «Я чувствую, как из меня уходит жизнь». Как он это чувствовал?.. В больнице Женя перестал есть совсем, слабенький был, все больше сидел и лежал, ходить уже не мог.

Я не отчаивалась, верила, что все обойдется. Он болел и раньше, но врачи спасали его. Заведующий кардиологическим отделением, где лежал муж, доктор Мкртчян — замечательный специалист. Помню, мы приехали, а он говорит: «Меня посылают на курсы повышения квалификации». Я думаю, если бы Мкртчян был на месте, возможно, Женя остался бы жив. Доктор его дважды вытаскивал с того света. Молодые врачи вовремя, может, не дали лекарство, не проследили… У мужа ведь была астма.

— Когда супруг умер, вы были рядом?

— Самое страшное, что накануне меня даже не пустили к Жене в реанимацию, не дали проститься. Сказали: «Мы его уже выписываем на следующей неделе, не волнуйтесь…» Если бы меня пустили и я была рядом, следила бы за ним, вовремя все давала, как дома.

— Вы жили ради мужа, окружив его заботой. На гастроли тоже вместе ездили?

— Всегда. Женя много работал, мотался по стране. Иногда по четыре-пять концертов в день давал. За месяц получалось до 80 выступлений.

— Наверное, прилично зарабатывал?

— По-моему, концертная ставка у Жени была 7 рублей 50 копеек (самая высокая). Вот и считайте.

— Дорогими подарками вас баловал? Шубы, украшения покупал?

— Мы никогда не были шмоточниками, хотя шуба у меня, конечно, была. Женя говорил: «На тебе деньги, покупай, что хочешь». И когда я возвращалась домой с пустыми руками, ругался.

— За гардероб супруга вы тоже отвечали?

— У мужа была нестандартная фигура, поэтому ему приходилось все шить. Материал иногда вместе подбирали. У нас был портной, который шил костюмы. Я покупала свитерочки, рубашечки, галстуки — старалась, чтобы они ко всему подходили.

— Ровно 45 лет назад на экраны вышла комедия «Трембита», в которой Весник сыграл с Ольгой Аросевой. Они и в театре одном служили. По жизни дружили?

— Мало общались в последнее время. Человеческие качества Аросевой Жене не нравились. Она его не поздравляла с днем рождения, и он перестал это делать. А раньше приятельствовали. Весник любил повторять: «Я помог Ольге переключиться на старух». Обычно актрисы не могут заставить себя спокойно перейти к ролям бабушек. По словам Жени, Аросева была благодарна ему, что помог безболезненно преодолеть этот рубеж. Мы ходили с Женей на спектакли Аросевой.

— Кто был его любимым партнером по сцене?

— Никита Подгорный, Боря Горбатов, Владимир Кенигсон, Борис Телегин, Виктор Хохряков, Владимир Головин — плеяда стариков, которых давно нет с нами. В 90-х Женя ушел из Малого театра, потому что ему стало неинтересно — в театре была одна молодежь. Спектакли ставили такие, что ему нечего было играть. Когда коллектив был на гастролях в Японии, Женя написал заявление: «Так как я знал и любил другой театр, из ЭТОГО Малого прошу меня уволить».

— Евгений Весник ведь был первым в СССР Остапом Бендером?

— Когда служил в Театре сатиры, играл Остапа Бендера и в «12 стульях», и в «Золотом теленке». В роли Бендера выходил на сцену больше 600 раз! Я тогда еще в Ленинграде жила, мы с Женей не были знакомы, но знаю, что они эти спектакли во Францию возили, где произвели фурор.

— За границу с мужем тоже ездили?

— В советские времена брать жен в загранкомандировки было запрещено, зато когда разрешили, я съездила в Англию, Америку и Израиль.

— Баловали мужа? Он был гурманом?

— Да нет, был непривередливым в еде. Любил мясо, гречневую кашу, картофельное пюре, пекла ему пироги с яблоками. А еще он обожал тонкие блинчики, которые я готовила на Масленицу. У нас всегда друзья собирались, родственники, дочка с мужем приходила. Женя компанейским был, любил застолья.

— Правда, что Евгений Яковлевич был жутким матерщинником?

— Ну почему «жутким»? Мог употребить крепкое словцо, но в его устах это звучало не пошло. Он это делал к месту, деликатно, все говорили: «Вот ему это идет, а у других выглядит грубо». Наверное, после армии появилась такая привычка. Женя рассказывал: «Там нормально не разговаривали». Когда его друг Иосиф Раскин писал книгу о русском мате, приезжал к Жене, который отдал ему несколько своих рассказов. Они вошли в издание.

— Весник озвучивал мультфильмы, дублировал иностранные картины. А сам любил посидеть перед телевизором?

— Свои фильмы не смотрел. Только новости и спорт. Иногда «Ералаш». Женя озвучил больше 300 картин, например, все фильмы, в которых играл Марчелло Мастроянни, дублировал Нино Манфреди в фильме «Хлеб и шоколад». Его голосом разговаривал французский комик Луи де Фюнес.

*В российских версиях французских фильмов Луи де Фюнес разговаривал голосом Весника

— С кем-то из этих актеров встречался?

— С Марчелло. Когда Мастроянни приезжал в Москву, Женя ходил к нему в гостиницу.

— И что рассказывал об этой встрече?

— Меня поразила одна бытовая деталь. Зашел Женя в ванную и видит, что там нет ни зубной щетки, ни пасты. Он спрашивает у Мастроянни: «Как это вы обходитесь без самого необходимого?» А Марчелло отвечает: «Вы не видели, там лимон лежит? Я всю жизнь чищу зубы только лимоном». Итальянец тогда признался Жене: «Озвучка, которую вы сделали на меня, лучшее из того, что я слышал».

— Евгений Яковлевич играл врачей в фильмах «Офицеры», «Шырли-мырли», «Чудак из 5-Б». А в жизни к людям в белых халатах хорошо относился? Лечиться не боялся?

— У нас многие друзья были врачами — Женя с актерами практически не дружил. Как-то он заболел, и его наш доктор пристроил в госпиталь. Там у мужа была отдельная палата. В больнице тоже много работал — писал книги, начитывал программы для радио.

— Он же снялся в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Знаю, что многие актеры отказывались от съемок из-за мистики, которая витает вокруг этого произведения.

— Писали в прессе, что некоторых артистов после съемок в фильме не стало. В том числе и Весника. Чушь. Женя ушел из картины, так и не закончив съемки в роли психиатра. Они с Карой из-за чего-то поспорили.

— В церковь Евгений Яковлевич ходил или был атеистом?

— Верил в высший разум и говорил: «Если бога нет, его надо было выдумать». Ну чтобы была дисциплина. Ходили с Женей в церковь. Мама его тайком от папы-коммуниста крестила. Кстати, супруг никогда не был членом партии. Более того, не вступал ни в комсомол, ни в пионеры. И при этом стал народным артистом СССР.

— У него очень много орденов, медалей.

— И трудовых, и военных. В шкафу пиджак висит, весь наградами увешан. На 9 Мая мужа десять лет подряд приглашали в Кремль на встречу с президентом. Весник дарил свои книги и Ельцину, и Путину.

— Слышал, что Весник был заядлым рыбаком.

— О-ой, не то слово! Это было его хобби. На машине мы объездили всю Прибалтику, Украину, Белоруссию. Женя же с 12 лет за баранкой. Говорил: «Я всю войну прошел за рулем». Сперва у нас были две «Лады», потом «Волга», а последние 10 лет — «Форд Сиерра». Едем куда-то, Женя увидит пруд или речку — тут же останавливается порыбачить. Удочки со всякими снастями всегда с собой возил. Женя рыбу ловит, а я машину в это время мою. Отдыхая в санатории, обязательно шел на рыбалку, отдавал улов на кухню, там готовили рыбу и всех угощали. Еще он часто ездил на реку Озерну. Туда на плотину не пускают, это закрытый водоем, пропуск был только у мужа, Всеволода Санаева и Николая Крючкова. На рыбалку Женя ездил и зимой, и летом. И всегда брал меня. Дома у нас всегда была свежая рыба. Много замораживали.

— Правда, что Весник коллекционировал… походки?

— Где-то читала, что в его коллекции их было около 60. Не уверена в количестве, но точно знаю, что, например, для роли учителя математики в фильме «Приключения Электроника» он подсмотрел походку в поликлинике. Размахивая руками сзади, пародировал своего врача Якобсона. А быструю речь позаимствовал у Маршака. Женя придумал походку и для Николая Гриценко, который не мог найти нужную краску для роли Каренина, жаловался: «Женя, ну не могу я! Что делать?» И тогда муж показал ему, как ходят иноходцы — такая походка была у композитора Прокофьева. Одновременно двигаются левая рука и нога, затем — правая рука и нога. Коля мужа очень благодарил: «Бывает, прихожу на съемку рассерженный, несобранный, но как только сделаю несколько таких шагов, сразу вхожу в образ».

Супруг внимательно наблюдал за окружающим миром. В спектакле «Наследники Рабурдена» по Эмилю Золя ему, 29-летнему мужчине, надо было играть 80-летнего. Но как сыграть старика, чтобы это было правдоподобно? И тогда один из Жениных учителей посоветовал: «Сходи в зоопарк, там привезли пингвинчиков. Посмотри на них». И муж пошел. Смотрел, как они ходят, размахивая крылышками, фыркают. Использовал все — даже челку, как у пингвинов. Роль удалась благодаря пингвинам.