Україна

Уже более шести тысяч человек потребовали от «АэроСвита» вернуть деньги

8:30 — 23 січня 2013 eye 3562

В сложную ситуацию вокруг «АэроСвита», одного из самых крупных авиаперевозчиков Украины, оказались вовлечены не только пассажиры отмененных рейсов, но и люди, купившие авиабилеты заранее, а также турфирмы.

Как получить компенсацию пассажирам «АэроСвита»? Стоит ли судиться с авиакомпанией? Можно ли сдать билет «АэроСвита», купленный заранее через турфирму? Отразилась ли ситуация вокруг банкротства авиакомпании на работе турфирм и пострадают ли от этого клиенты? Все эти вопросы «ФАКТЫ» задали юристам, представителям туроператоров и Госавиаслужбы.

— Мы оказались даже в более печальном положении, нежели люди, купившие авиабилеты в кассе, — рассказывает руководитель столичной турфирмы Яна Трегубова. — Ведь, с одной стороны, мы тоже понесли материальные убытки, связанные с приобретением билетов для клиентов. С другой — нам нанесен еще и моральный ущерб. Пострадала наша репутация надежных туристических агентов. Как мне теперь смотреть в глаза людям, которые много лет ездят в отпуск с нашей фирмой, а в этом году, просидев в аэропорту 17 часов, вернулись домой? А ведь все было сделано правильно, заранее. Мы три месяца назад спланировали их отдых, подобрали отели, выкупили билеты на самолет, рассчитались за трансфер…

Теперь «АэроСвит» банкрот. Чтобы улететь отдыхать, моим клиентам придется договориться на работе об отпуске, купить места в отеле и билеты на рейсы другой авиакомпании. Это новые расходы для людей, да и нам убытки никто не компенсировал.

Для некоторых клиентов мы приобрели у «АэроСвита» билеты на рейс Киев — Нью-Йорк на июнь 2013 года. Пока рейс якобы не отменен, но нет уверенности, что до лета ситуация не изменится в худшую сторону. Естественно, люди хотят сдать имеющиеся билеты и купить новые у другой компании. Однако «АэроСвит», ссылаясь на форс-мажор, отказывается делать возвраты.

Почему туроператоры и несостоявшиеся туристы попали в такую ситуацию, пояснила пресс-секретарь Госавиаслужбы Украины Людмила Петрив:

— В январе «АэроСвит» отменил 200 рейсов. Пока авиакомпания утверждает, что в этом месяце больше не будет отменять полеты. В Госнавиаслужбу обратилось более шести тысяч человек с заявками на выплату компенсации. Сейчас, к сожалению, невозможно сказать точно, сколько проданных билетов у людей на руках. От прямых продаж авиакомпания уже вернула свыше 400 тысяч гривен.

А вот те, кому билеты приобретали турфирмы, столкнулись с трудностями. Туроператоры обычно закупают билеты через международную систему расчетов BSP IATA, но «АэроСвит» уже исключили из этой системы. Кроме того, BSP арестовала около семи миллионов долларов за продажу аэросвитовских билетов и прекратила дальнейшее обслуживание авиакомпании, чтобы уменьшить свои риски, если «АэроСвит» не обеспечит перевозку пассажиров в дальнейшем. Вот почему люди, купившие билеты на рейсы «АэроСвита» через систему BSP (а в основном это клиенты туркомпаний), не могут их сдать.

По словам Людмилы Петрив, сейчас продолжается формирование реестра заявок от пассажиров, следующим этапом будет проверка данных. На базе этой информации составят график возврата средств авиакомпанией. В Госавиаслужбе работает круглосуточный телефон горячей линии (044) 351−55−10, позвонив по которому, пассажиры могут получить информацию о времени вылета борта на текущие или следующие сутки, а в случае отмены либо длительной задержки рейса — оставить свои пожелания по возврату средств или изменению маршрута.

Некоторые турфирмы уже отказались от покупки и бронирования билетов для клиентов, хотя представители крупных туристических компаний утверждают, что пока это единичные случаи. Ведь солидная компания продает туристу пакетный тур, в который включены несколько услуг: перелет, размещение в отеле, трансфер, страховка. А чтобы не нести убытки в случае форс-мажора, туркомпания страхует свою финансовую ответственность. Но турбизнес в Украине организован таким образом, что люди покупают путевки не напрямую в туркомпании, а через посредника — туроператора. Как правило, это небольшие фирмы, которым не под силу выплата компенсации. Они честно работают до тех пор, пока все хорошо. Но при кризисных ситуациях попросту «лопаются».

И все же компенсацию турист получить может. Как это сделать, сайту «Центр транспортных стратегий» рассказала юрист Наталия Гук. Прежде всего, необходимо получить подтверждение, что рейса не было, — для этого следует обратиться в администрацию аэропорта или в Госавиаслужбу. Заявление надо подать не позднее 30 дней после окончания срока действия билета. Необходимо сохранить также чеки о расходах (квитанции об оплате проживания в гостинице, питания, билет на другой рейс).

Авиакомпания возвращает стоимость билета без сервисного сбора и процентов платежных систем в течение срока действия билета. Вид валюты и форма оплаты стоимости билета сохраняются.

Пассажирам, прибывшим в Украину, выплачивается компенсация за вред, причиненный при перевозке. Для этого необходимо подать письменную претензию с требованием о компенсации, приложив копии платежных документов, подтверждающих понесенные расходы в связи с невыполнением рейса, билет и документ о невыполнении рейса. Срок подачи претензии — 21 сутки после даты прибытия пассажира (или дня, когда он должен был вылететь) в пункт назначения.

Авиакомпания в течение трех месяцев обязана уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензий. Срок рассмотрения претензий по рейсам, в которых принимали участие другие перевозчики, может быть продлен до шести месяцев.

Кстати, на выплату компенсации в случае задержки или отмены рейса могут претендовать пассажиры не только «АэроСвита», но и любой другой авиакомпании. Как разъяснил «ФАКТАМ» адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Арсений Герасимов, Воздушный кодекс Украины предусматривает, в частности, компенсацию в размере 250 евро в случае задержки или отмены рейсов дальностью до 1500 километров, 400аевро — для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров и 600 евроа- от 3500 километров.

Если рейс задерживается до двух часов (при дальности до 1500 километров) или до трех часов (от 1500 до 3500 километров), авиаперевозчик должен обеспечить пассажиров питанием и прохладительными напитками, а также предоставить возможность сделать два телефонных звонка или передать факс-сообщения. В любых ситуациях, если пассажир считает, что ему был причинен ущерб, надо сразу же обращаться с письменным заявлением в авиакомпанию. Но компенсация ущерба, причиненного в результате задержки рейса (регулируется Конвенцией об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок), не должна превышать 2800адолларов США.

По поводу ситуации с «АэроСвитом» важно учитывать, что «выбить» компенсацию непросто, ведь по авиакомпании началась процедура банкротства.

— Перспективы получить выплату тогда минимальные, потому что процедура банкротства, к тому же такой крупной авиакомпании, как «АэроСвит», будет длиться годами, — пояснил Арсений Герасимов. — Пассажиру придется выступить кредитором по отношению к должнику и, если его признают кредитором, надо будет являться на заседания суда, а то и на собрания комитета кредиторов. К тому же раздел средств компании-банкрота осуществляют уже в самом конце процедуры — после утверждения планов ликвидации предприятия… Потому, к сожалению, размер компенсации вряд ли будет стоить затраченных усилий и времени на ее получение.

— Что делать людям, у которых сейчас на руках билеты «АэроСвита», купленные заранее? Ведь за несколько месяцев до поездки авиабилеты можно приобрести гораздо дешевле. Смогут ли клиенты «обменять» эти билеты на равноценные в других авиакомпаниях?

— Перерегистрировать свой билет на билет другой авиакомпании, конечно же, не удастся. Надо сдавать эти билеты в «АэроСвит» и получать частичную компенсацию, хотя бы процентов 50 от стоимости билета.

— То есть соглашаться на то, что дают, иначе вообще есть риск остаться ни с чем? Кроме потерь, связанных со стоимостью билета, многие пострадали из-за того, что не смогли вовремя вылететь: кто-то потерял работу, у кого-то сорвалось свадебное путешествие или крупная бизнес-сделка. Эти люди могут выдвигать к «АэроСвиту» какие-то требования моральной компенсации?

— Ответственность на авиатранспорте ограничивается международными конвенциями. То есть четко определены границы ответственности за потерю багажа, задержку рейса, смерть пассажира. Моральные убытки и упущенные выгоды не возмещаются. Эта практика обусловлена особенностями авиатранспорта, связанного с повышенным риском. Рейс может не состояться из-за погодных условий или других обстоятельств. Если бы ответственность не была ограничена, авиатранспорт попросту не существовал бы, разорившись на подобных выплатах.

Как только стало понятно, что авиакомпания, на долю которой приходилось 60 процентов авиаперевозок в Украине, уже не может выполнять свои обязательства, появились панические пророчества, что вместе с «АэроСвитом» разорятся многие туристические компании.

— Влияние ситуации вокруг компании «АэроСвит» на туристическую отрасль не критично, — убеждена руководитель пресс-службы Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Юлия Олейник. — Глобально ничего не поменяется. Например, если «АэроСвит» не будет выполнять прямые рейсы в Бангкок, это станут делать другие авиаперевозчики. Ведь Таиланд очень востребован у украинских туристов. Да и отмена прямых рейсов в Хошимин отнюдь не означает, что Вьетнам закроется для наших туристов. Там по-прежнему можно будет отдохнуть, только добираться придется с пересадкой, воспользовавшись самолетами других авиаперевозчиков.

— Что нужно сделать, чтобы в случае повтора такой ситуации туристы и другие пассажиры не остались брошенными на произвол судьбы?

— Необходимо на государственном уровне разработать и утвердить четкий алгоритм действий на случай непредвиденных ситуаций. Еще в 2010агоду после извержения вулкана в Исландии и приостановки деятельности туроператоров было предложено создать постоянную рабочую группу при Кабмине Украины с привлечением представителей Министерства иностранных дел, Министерства инфраструктуры, Торгово-промышленной палаты, объединений отельеров, туроператоров, предпринимателей в сфере транспорта и страхования.

В таком составе рабочая группа могла бы выработать механизм защиты туристов от последствий непредвиденных обстоятельств, порядок оказания им оперативной помощи и последующей выплаты компенсаций — как туристам, так и участникам туристического рынка. Ведь не секрет, что и расходы туроператоров, которые постоянно участвуют в мероприятиях по эвакуации наших туристов, тоже не компенсируются.

В Украине необходимо создать конкуренцию в сфере авиаперевозок и развивать внутренние направления. Такого мнения придерживается коммерческий директор Tez Tour Ukraine Аркадий Маслов. И при этом всячески способствовать формированию нормального ценообразования, а не накручивать сборы.

— Ведь это ненормально, когда за час лета из Киева в Донецк нужно заплатить 600 долларов, — возмущается бизнесмен. — То, что произошло с «АэроСвитом», — результат монополизации рынка авиаперевозок. «Открытое небо» не торопятся ввести, пытаясь использовать этот вопрос как разменную монету в переговорах с Европой о безвизовом режиме для украинцев. А отсутствие конкуренции породило безнаказанность, толкнувшую перевозчика на действия, которые при нормальной конкуренции он никогда бы себе не позволил, боясь потерять клиентов.

P.S. Когда материал сдавался в печать, стало известно, что в ближайшее время вступят в силу новые Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа. Они будут гармонизированы с европейскими, поэтому те, кто летает в пределах Украины, также смогут требовать выплаты за причиненные неудобства. Сейчас компенсации (о которых мы писали выше) положены только тем, кто летит или возвращается из Европы, и пассажирам трансконтинентальных полетов. А согласно новым правилам, при отмене рейса Киев — Донецк пассажиру обязаны будут выплатить 250 евро. Кроме того, за плохой сервис вводятся ощутимые штрафы для авиаперевозчиков. Так что есть надежда, что летать станет комфортнее.