В июле 2011 года «ФАКТЫ» сообщали о задержании международной преступной группировки, поставлявшей в Украину дорогие автомобили, угнанные в Западной Европе. Группировка специализировалась исключительно на автомобилях марки «Тойота Ленд Крузер Прадо» и имела хорошие связи с «коллегами» за рубежом.
Оперативники диву давались: как злоумышленникам удалось вывезти из стран Евросоюза более пяти десятков краденых авто, а затем продать их в Украине? Следствие по этому уголовному делу длилось около полутора лет. Сейчас пятеро подозреваемых знакомятся с материалами уголовного дела (оно насчитывает почти сто томов). На днях обвинительный акт против похитителей «Тойот» был передан в суд.
— Летом
Проверить эту информацию взялись сотрудники главка по борьбе с организованной преступностью МВД Украины. И выяснили: преступная группа угоняла автомобили не только в Испании, но еще в Италии и Германии. С
Чтобы переправить краденую машину на территорию нашей страны,
Пограничники не замечали подмены, потому что, кроме заводской маркировки, Саранкин менял на раме автомобиля идентификационный номер (ставил металлические накладки и шпаклевал их). Все делалось столь мастерски, что махинации с маркировкой смогла обнаружить только кропотливая криминологическая экспертиза.
Наши милиционеры разоблачили преступников следующим образом. Проверив данные иммиграционной службы, они обнаружили: Саранкин въезжает в какую-либо из стран Евросоюза на автомобиле с определенной маркировкой один раз, а выезжает — дважды! Как выяснилось, преступник на время оставлял личное авто у заграничных сообщников, затем возвращался и перегонял машину обратно в Украину.
— Оперативники начали следить за Саранкиным, — продолжает старший следователь по особо важным делам Евгений Костицкий. — Установили круг его связей, вышли на подельников. В преступную группу входили еще четверо жителей Украины. Кроме Саранкина, несколько раз перегонял из Европы краденые автомобили «Тойота Прадо»
Во время спецоперации по задержанию злоумышленников одновременно было проведено более 20 обысков в шести регионах Украины. Оперативники изъяли средства связи и спецоборудование, которые использовали в работе автоворы: сканеры сигнализации, устройства для глушения сигналов GPS и определения местонахождения авто. Сотрудники милиции владели достоверными данными, что Саранкин и Бондар ввезли в Украину более 50 краденых машин. Однако в ходе обысков изъяли только 12 «Тойот Прадо».
— Саранкин нашел способ легализировать краденые автомобили в Украине, наладив прибыльный бизнес, — рассказывает начальник Управления расследования преступлений, совершенных организованными группами и преступными организациями, МВД Украины Игорь Цюприк. — Он убеждал людей приобретать у него поврежденные «Тойоты», обещая восстановить их за сравнительно небольшие деньги.
Клиенты покупали у Саранкина по-настоящему битое авто с гарантией последующего ремонта за 35 тысяч долларов. Сергей, делая вид, что занимается ремонтом автомобиля, даже сетовал иногда: мол, тяжело приходится, много повреждений. А через какое-то время пригонял клиенту новенькую машину в отличном состоянии. «Вот это мастер!» — удивлялись покупатели, не подозревая, что стали владельцами угнанного в Испании или Германии джипа.
На каждой машине Саранкин зарабатывал около 20 тысяч долларов. Битое авто он покупал за
Милиционеры изъяли якобы отреставрированные джипы «Тойота Прадо» у бывших клиентов Саранкина. Теперь, чтобы вернуть машины, людям придется обращаться в суд и отстаивать свои права на владение транспортным средством. Что касается иностранных граждан, у которых были похищены машины, то они сразу же получили выплаты от страховых компаний. В свою очередь три иностранные страховые компании (одна немецкая и две испанские) обратились к нам с просьбой решить вопрос о возмещении причиненного им материального ущерба.
Однако вряд ли зарубежные компании получат денежные компенсации, на которые рассчитывают. Как выяснило следствие, у Саранкина есть только частный дом в Николаеве и автомобиль «Тойота Прадо». Куда он подевал деньги, вырученные от продажи похищенных джипов, осталось загадкой.
— Незадолго до задержания Саранкин взял взаймы у друзей и знакомых почти 25 тысяч долларов, — говорит Евгений Костицкий. — Можно предположить, что он вложил средства в какой-то бизнес. Но я все-таки думаю, что деньги за реализацию краденых автомобилей Саранкин тратил на жизнь. Он ведь нигде не работал, а надо было содержать жену и двоих детей.
Сергею Саранкину и его подельникам предъявили обвинение в незаконном завладении транспортным средством, легализации угнанных автомобилей на территории Украины и мошенничестве в особо крупных размерах. До вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса Украины Саранкин и его подельники находились под стражей, а в декабре прошлого года их выпустили на свободу — до решения суда. Злоумышленникам грозит от 7 до 15 лет лишения свободы.
— Обидно, что не удалось привлечь к ответственности всех участников преступной группы, — сетует начальник Главного следственного управления МВД Украины Василий Фаринник. — Сотрудники правоохранительных органов Испании и Италии почему-то не захотели помочь нам в расследовании этого уголовного дела. Мы несколько раз отправляли за границу международные поручения, однако они не выполнялись, и это привело к затягиванию сроков расследования. Из-за пассивности испанских и итальянских полицейских тамошние сообщники Саранкина так и не понесут должного наказания.