В Украине вступили в силу новые Правила авиаперевозок пассажиров и багажа, которые распространяются на все международные и внутренние перелеты
Скандал с авиакомпанией «АэроСвит» показал, что от ситуаций с массовыми отменами рейсов в нашей стране никто не застрахован. Поэтому «ФАКТЫ» решили разобраться, что предусматривают новые правила воздушных перевозок. Например, теперь в случае отмены рейса пассажиры внутренних линий могут получить компенсацию наравне с теми, кто летает международными рейсами. А отправляясь из Украины самолетами любых авиалиний, можно бесплатно провозить багаж весом до 23 килограммов.
Новые правила воздушных перевозок пассажиров и багажа соответствуют европейским нормам как при выполнении международных, так и внутренних перевозок. Как сообщили в пресс-службе Министерства инфраструктуры, правила распространяются также на иностранных перевозчиков, осуществляющих продажу авиабилетов на территории Украины. Вступившие в силу правила детализируют Воздушный кодекс, который действует в нашей стране уже полтора года и в котором, в частности, определена ответственность авиаперевозчиков.
Начнем с самого интересного — компенсаций пассажирам в случае отказа авиакомпанией в перевозке, отмене или задержке рейса. Министр инфраструктуры Украины Владимир Козак сообщил, что новыми правилами установлены единые «гармонизированные с европейскими» размеры компенсаций.
— Согласно этим правилам ежедневно в 10:00 каждый перевозчик должен сообщать авиаслужбе о задержках рейсов, о том, какие мероприятия проведены для разрешения ситуации, — объясняет Владимир Козак. — Отныне Госавиаслужба сможет налагать на компанию штрафные санкции.
Итак, компенсация за неудобства в случае задержки рейса будет выражаться в предоставлении пассажирам питания и напитков, двух бесплатных звонков, возможности отправить факсовое или электронное сообщение. Если рейс задержали на день и больше, пассажиру положен бесплатный номер в отеле, питание и трансфер в аэропорт из гостиницы.
В случае отмены рейса предусмотрена компенсация для пассажиров рейсов дальностью до 1500 километров. Так, не улетев в Донецк или Львов, теперь можно получить «в утешение» 250 евро. 400 евро получат те, кто не смог улететь в Европу или страны СНГ (на расстояние от 1500 до 3500 километров), а 600 евро компенсируют за отмененный перелет дальностью свыше 3500 километров.
Но право на компенсацию имеют лишь те пассажиры задержанных или отмененных регулярных и чартерных рейсов, которые подтвердили бронирование на этот рейс и присутствуют для прохождения регистрации во время, предусмотренное правилами перевозчика. Деньги не выплатят путешествующим бесплатно или по сниженной стоимости (исключение составляют пассажиры, купившие авиабилет со скидкой «часто летающих»).
Согласно новым правилам, при отмене рейса и продолжения полета другим рейсом или по другому маршруту, авиаперевозчик обязан бесплатно предоставить пассажиру питание и прохладительные напитки. Учитывая цены в кафе в наших аэропортах, это немаловажный плюс при многочасовом ожидании.
Авиаперевозчик в случае задержки рейса должен каждые 30 минут информировать пассажиров (с помощью громкой связи или табло) о приблизительном времени задержки и ожидаемом времени отправления. Причем правила устанавливают, что все объявления в аэропортах должны звучать на украинском языке, а в международных аэропортах — дополнительно на английском или языке страны, из (в) которой выполняется рейс.
Пассажирам бизнес-класса предоставляется, на усмотрение авиакомпании, возможность проходить регистрацию в аэропорту у отдельной стойки либо же в первую очередь. Помимо того, такие пассажиры могут быть доставлены в самолет на отдельном автобусе и имеют право по прилету первыми покинуть борт.
Горячие обеды авиапассажирам должны давать спустя час после начала полета. Мало кто знает, но отныне все перевозчики обязаны бесплатно предоставлять прохладительные напитки — 100 миллилитров на каждый час полета. А с 15 апреля по 14 октября норма выдачи увеличивается до 150 миллилитров. Регламент предусматривает, что прохладительные напитки предлагаются за 20 минут до предоставления услуг питания и спустя 25 минут после. Кстати, лоукост-компании, продающие питьевую воду во время полета, теперь обязаны в Украине подавать воду бесплатно.
Министерство инфраструктуры обязало также всех авиаперевозчиков, выполняющих рейсы из Украины, предоставить пассажирам возможность бесплатно провозить 23 килограмма багажа. От такого новшества, безусловно, выиграют пассажиры бюджетных авиаперевозчиков, обычно взимающих плату за багаж. Теперь, выбирая новый чемодан, учтите, что сумма длины, ширины и высоты отдельного места багажа не должна превышать 158 сантиметров. В таком случае за его перевозку платить не надо. Более габаритный багаж пассажир должен оплатить. А тарифы при этом немилосердные.
Правда, некоторые авиаперевозчики разрешают бесплатно перевозить и более тяжелую поклажу. Так, пассажирам бизнес-класса солидные авиакомпании предоставляют возможность бесплатно перевозить 32 килограмма багажа, в то время как путешествующим эконом-классом — не более 20 килограммов. Каждая авиакомпания устанавливает свои правила, с которыми нелишне ознакомиться перед полетом. Учитывая тенденции последних лет, когда авиаперевозчики вводили жесткие правила экономии, к багажу стали относиться весьма придирчиво.
Первыми отслеживать количество багажа и ручной клади у пассажиров стали лоукостеры (бюджетные авиакомпании, которые обычно в интернете выставляют относительно низкую цену билета, умалчивая при этом о предстоящих доплатах: за багаж, ручную кладь, сборы аэропортов). Если в докризисные времена никто не задумывался о количестве чемоданов, то в 2009 году за второй чемодан уже пришлось доплачивать. Некоторые лоукостеры за перебор по ручной клади стали требовать доплату в 20 евро за килограмм, а за спортивное оборудование или музыкальные инструменты — 85 евро.
По новым правилам ребенок до двух лет имеет право бесплатно перевезти одно место багажа весом до 10 килограммов, с размером по сумме трех измерений не превышающим 115 сантиметров. Для детей старшего возраста действуют те же правила, что и для взрослых.
В качестве ручной клади пассажир может взять с собой в салон и бесплатно перевезти дамскую или мужскую сумку, папку для бумаг, пальто или плащ, жакет, зонтик или трость, печатные издания для чтения в полете, питание для ребенка, необходимое во время полета, детскую дорожную люльку (если с вами летит ребенок в возрасте до одного года), прогулочную коляску, сложенную инвалидную коляску или костыли. Общий вес предметов, за исключением детской, инвалидной коляски или костылей, не должен превышать пяти килограммов.
Кстати, на сайте Международных Авиалиний Украины (МАУ) отмечается, что перевозчик не несет ответственности за ломкие, хрупкие, бьющиеся или скоропортящиеся вещи, деньги, ключи, драгоценности, электронное оборудование, фото- и видеотехнику, очки, изделия из драгоценных металлов и серебра, техническую документацию, ценные бумаги, ценные вещи, медикаменты, паспорта и другие идентификационные документы и образцы, сданные в зарегистрированный багаж. Такие вещи пассажиру рекомендуется перевозить в ручной клади.
И еще один нюанс: согласно новым правилам воздушных перевозок за задержку багажа пассажир вправе потребовать выплату компенсации в 50 долларов, а за его утерю — 1700 долларов за место. Но, как утверждается на сайте МАУ, по нормам Варшавской конвенции ответственность за багаж ограничена суммой в 20 долларов США за килограмм зарегистрированного багажа, и до 400 долларов США на каждого пассажира за незарегистрированный багаж. Такие разночтения, скорее всего, можно будет уладить только в суде.
А то, что судебные разбирательства неизбежны, не вызывает сомнения. Как утверждает глава общественной организации «Потребительская стража» Тамара Логвинова, законы в Украине стоят на стороне потребителей, но жизненные реалии вносят свои коррективы. И нет гарантии, что решение суда в пользу потребителя будет тут же выполнено. Хоть мы и привыкли думать, что у нас невозможно через суд отстоять свои права, в Европе или Америке люди тоже не всегда с легкостью получают через суд выплаты и компенсацию морального ущерба.
Когда из-за роста цен на авиатопливо в 2008 году резко подорожали билеты, глава авиаконсалтинговой фирмы Boyd Group Майкл Бойд не постеснялся сказать: «Пассажиры проглотили тарифы, даже не пикнув. Теперь эти платежи никуда не денутся». Действительно, с тех пор топливо подешевело, а цены так и остались заоблачными.
Отчасти это связано со скрытыми платежами. Так, третий по величине в Европе авиаперевозчик British Airways, чтобы компенсировать падение выручки, ввел множество дополнительных услуг. Тем, кто не желает лететь возле туалета или рядом с проходом, предлагается доплатить за смену места — от 16 до 200 долларов. Пассажиров бизнес-класса оставили без шоколада и канапе. Планировалось ввести доплату за провоз горных лыж и клюшек для гольфа.
Американский перевозчик Southwest Airlines не указывает номер места в посадочных талонах и берет дополнительные 10 процентов стоимости билета за раннюю регистрацию, после которой пассажиры могут пройти в самолет и сесть на понравившиеся им места. «Время бесплатных услуг прошло, — заявил агентству Bloomberg председатель совета директоров Hodges Capital Management Дон Ходжес. — Возможно, потребителям придется нелегко, но в конечном итоге, если отрасль выживет и начнется процветание, потребителям тоже будет лучше».
Дошло до того, что в разгар кризиса сразу две авиакомпании заявили, что могут ввести в самолетах… «стоячие» места. Первой до такого «рацпредложения» додумалась китайская Spring Airlines, заявив, что имеющихся самолетов не хватает для перевозки всех желающих, а брать воздушные судна в аренду слишком дорого. Пассажиры могли бы летать стоя, пристегнутыми к высоким барным табуретам для обеспечения безопасности. Почин подхватил ирландский лоукостер Ryanair, своеобразный законодатель мод на введение всевозможных новаций, направленных на так называемую оптимизацию расходов. Глава компании Майкл ОТЛири отличился тем, что заявлял о намерении ввести плату за туалет на борту и налог для тучных пассажиров.
Российский «Аэрофлот» начал взимать плату за предоставление места в ряду с увеличенным пространством перед креслами. Стоимость резервирования такого места составляет 15 евро на среднемагистральных рейсах и 30 евро на дальнемагистральных, сообщает Travel.ru.
Но если от некоторых платных услуг вполне можно отказаться, бывают ситуации, когда пассажирам не оставляют выбора. В московском аэропорту Домодедово в октябре 2012 года авиакомпания Air Berlin не пустила в самолет восьмерых инвалидов-колясочников, планировавших улететь в Германию. Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль в действии» подало иск в суд. Ответчиком выступило министерство транспорта РФ. Но Верховный суд признал законным пункт из приказа российского минтранса от 2007 года, в котором авиаперевозчикам предоставили право не брать на борт лежачих больных и пассажиров в инвалидных креслах, если самолет не оснащен специальными удобствами, сообщил российский «Интерфакс».
Прикрываясь соображениями безопасности пассажира, авиакомпания может также отказать в перевозке маленьких детей в колясках, пожилых людей, беременных женщин. По российским законам перевозчик может затребовать у них медицинскую справку о состоянии здоровья.
По новым украинским правилам воздушных перевозок, авиакомпания должна обеспечить наличие мест для пассажиров с детьми и мест, возле которых можно устанавливать кроватки для новорожденных, а также размещать больных на носилках и инвалидов. Будут ли эти правила соблюдаться, зависит в первую очередь от Госавиаслужбы. Ведь теперь ведомство может финасово наказать авиакомпанию-нарушителя (штрафы доходят до 140 тысяч гривен).
Советы потребителям
Детальнее ознакомиться с новыми правилами воздушных перевозок можно здесь.