Культура та мистецтво

Наталья Варлей: «Внешне серьезный и неулыбчивый, Гайдай обладал удивительным чувством юмора»

9:00 — 2 лютого 2013 eye 7770

30 января знаменитому советскому режиссеру исполнилось бы 90 лет

Свой первый фильм «Долгий путь» Леонид Гайдай снял в 1956 году, а после комедии «Пес Барбос и необычный кросс» (1961) он стал одним из самых популярных советских режиссеров. Последующие комедии — «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» — только укрепили любовь зрителей. Попадая в прокат, картины били все рекорды. По американским меркам Гайдай давно был бы мультимиллионером. Последней работой мастера стала вышедшая в 1992 году комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В ноябре 1993-го Леонид Иович попал в больницу и оттуда уже не вышел...

Нина Гребешкова: «Наш гость-режиссер сидел с отвисшей челюстью: «А что, ваша собака читать умеет?»

В честь юбилея Гайдая на телевидении и в кинотеатрах демонстрировали его комедии, показывали документальные фильмы. Даже известный поисковый сайт Google изменил логотип — на нем изображен портрет Леонида Иовича с его киношными героями Трусом, Балбесом и Бывалым. В день рождения мастера в Москве в Доме кино состоялся вечер памяти режиссера, на котором своими воспоминаниями поделились актеры, работавшие с Гайдаем: Наталья Варлей, Леонид Куравлев, Владимир Этуш, Александр Ширвиндт, Эммануил Виторган, сценарист Аркадий Инин, а также вдова Леонида Иовича актриса Нина Гребешкова. Ее он снимал во многих своих фильмах: в «Кавказской пленнице» она сыграла доктора, в «Спортлото-82» — тетю Клаву, в «Бриллиантовой руке» — жену главного героя Семена Горбункова, роль которого исполнил Юрий Никулин. О том, как режиссер жил и работал, близкие люди рассказали зрителям.

— Он пришел во Всесоюзный государственный институт кинематографии после фронта, длинный, худой, переживший тяжелое ранение. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась, — вспоминала Нина Павловна, прожившая с режиссером сорок лет. — Я его стеснялась, боялась сказать какую-нибудь глупость. Он был старше на восемь лет, а мне-то всего 17... Леня не был красавцем: худой, вид какой-то поношенный. Но спустя четыре месяца мы поженились. Хотя фамилию я оставила свою — Гребешкова. Ведь тогда уже снялась в нескольких фильмах и думала, что смена фамилии может навредить карьере. А Гайдай звучит непонятно — то ли мужчина, то ли женщина.

В жизни, как и большинство комиков, Леня был очень серьезным и даже грустным. Изредка мог подшутить, если был в настроении. Как-то к нам в гости приехал режиссер из Киева. Разговаривают они, значит, и тут Леня спрашивает: «А ты читал потрясающую статью в „Правде“?» Газеты «Правда», «Литературка», «Экран и сцена», «Вечерка» у Гайдая всегда находились в определенном порядке, и наш фокстерьер Ричи усвоила, где какая газета лежит. «Ричи, принеси «Правду», — попросил Леня, и собака притащила в зубах нужную газету. Гайдай открыл ее: «Ой, этой статьи здесь нет. Ричи, а, ну-ка, дай «Известия». Собака выполнила и эту просьбу. Восемь разных газет принесла. Наш гость сидел с отвисшей челюстью: «А что, она у вас читать умеет?» Леня откровенно потешался.

— Актеров на площадке разыгрывал?

— Об этом больше байки сочиняют, чем было на самом деле. Одна из них о том, будто на съемках «Бриллиантовой руки» за каждую придуманную актерами шутку Леня расплачивался с ними бутылкой шампанского. Об этом мы узнали случайно с экрана телевизора. Леня был расстроен, что из картины многое вырезали, и не пошел на программу. Вместо него пригласили Юру Никулина. И тут он такое озвучил на всю страну! Я аж в кресле подскочила: «Леня, что он говорит?» Вечером они с Никулиным созвонились, и муж возмутился: «Юр, что ты там наплел, какие бутылки?» На что Никулин ответил: «Но ведь так интереснее».

— Кажется, Никулин был любимчиком Гайдая?

— Безусловно. Специально для Юры Леня писал сценарий к фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Хотел, чтобы он сыграл управдома Буншу и царя Ивана Грозного. Но Юру сценарий не впечатлил, и он отказался. «Ты понимаешь, это Булгаков, картину запретят, она попадет на полку. Зачем же мне сниматься, если фильм не выйдет», — сказал тогда Никулин. Гайдай пытался уговаривать Юру, но бесполезно. Вот Леня и обиделся.

Вообще троица Трус, Балбес и Бывалый здорово помотала нервы супругу. Гайдай был сильно обижен на Евгения Моргунова, который, придя на просмотр очередной картины, заявил: «Ну ты, Гайдай, совсем мышей не ловишь!» Женя был пьяный, злился. Ему постоянно казалось, что Леня больше снимает Вицина и Никулина. Тогда-то муж и заявил: «Все, больше этой троицы не будет». Спустя время Никулин предложил: «Мы сейчас с Моргуновым и Вициным на пенсии, все живы, давай снимем „Трус, Балбес и Бывалый — пенсионеры“, люди ведь так любят этих героев». Но Леня отказался.

*В жизни, как и большинство комиков, Леонид Гайдай был очень серьезным человеком. Но в кругу друзей и близких с удовольствием шутил и рассказывал веселые истории (на фото — с женой Ниной Гребешковой и артистом Юрием Никулиным)

Леонид Куравлев: «Я сыграл трех воров — и всех их любит зритель, даже не знаю почему»

— Правда, что Леонид Иович был заядлым картежником?

— Не только он, но и я тоже, — соглашается Нина Павловна. — И вся наша компания: Коля Рыбников, Алла Ларионова, Володя Наумов, Элла Леждей, Леня и я. Мы были будто зависимы от покера, могли играть ночи напролет. Месяцами никуда не выходили: ни в кино, ни в театр, даже книг не читали... Все время занимались только игрой. Леня постоянно проигрывал, причем немалые суммы. Порой ставки были по тысяче рублей. Самым нервным среди нас был Рыбников. Чуть что, сразу карты бросал, вскакивал: «Я больше не играю!» Совершенно не умел блефовать. В какой-то период я дала себе слово, что карты теперь и в руки не возьму, а Леня играл всю жизнь.

— В быту режиссер был неприхотлив?

— Он был вообще беспомощным в этом деле. Ну просто анекдот. Ни гвоздь не мог забить, ни лампочку вкрутить. Когда у него на рабочем столе гас свет, он кричал мне: «Нинок! Там что-то с лампой случилось — не работает». Когда у нас появилась первая машина, года три всюду его возила я. Обожала водить. Бывало, спущусь во двор и кручусь возле машины. Пельтцер выйдет, я ей: «Татьяна Ивановна, вы куда? Давайте я вас подвезу». Соседей подвозила, кого на репетицию, кого в булочную. Отсюда, кстати, и пошла фраза: «Наши люди на такси в булочную не ездят!» Леня ее потом в «Бриллиантовую руку» вставил. Сам Леня тоже неплохо водил, но абсолютно не разбирался в устройстве машины.

— Я обожаю своего героя князя Милославского в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», — признавался Леонид Куравлев. — Я сыграл трех воров — Жорж Милославский, Шура Балаганов в «Золотом теленке» Швейцера и Копченый в фильме «Место встречи изменить нельзя». Три вора — и всех их любит зритель, я не понимаю почему, но считаю, что мне очень повезло. На роль Милославского пробовались многие актеры. Помню, тогда я снимался в фильме Говорухина «Робинзон Крузо». В Сухуми, где проходили съемки, пришла телеграмма с вызовом в Москву на кинопробы. Я сразу загорелся: это же Булгаков! Отпросился у Говорухина на один день и поехал. Как видите, прошел. Мы хорошо сработались, много импровизировали на площадке. В «Иване Васильевиче...» есть сцена, когда я вхожу в квартиру Шпака, которого граблю, случайно открываю бар, беру пачку денег и говорю: «Храните деньги в сберегательной кассе!» Я спросил Гайдая: «Можно добавить: „Если они у вас, конечно, есть“?» Он говорит: «Замечательно. Импровизация тебя разогревает, это важно». Еще придумал, чтобы мой герой появился в кадре с пачкой сигарет «Мальборо». Это любимые сигареты Гайдая, и режиссеру было приятно. А вот петь в фильме я не мог. Пришлось записать фонограмму на песню «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь» с голосом Валеры Золотухина. И в эпизоде, где Милославский звонит Шпаку (Владимир Этуш) по телефону и говорит женским голосом, тоже был не я. Это голос Натальи Кустинской, героиня которой собиралась поехать с режиссером Якиным в Гагры.

Наталья Варлей: «Когда Гайдай спросил: „Наташа, а вы можете в купальнике выйти на съемочную площадку?“, я не раздумывая сделала это»

Не менее популярной была комедия Гайдая «Кавказская пленница», в которой блестяще сыграла знаменитая троица Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов. К сожалению, этих актеров, как и Александра Демьяненко, нет в живых. О режиссере рассказала исполнительница роли Нины Наталья Варлей.

— На съемках на Одесской киностудии меня заметила ассистент Леонида Гайдая Татьяна Семенова, — вспоминает Наталья Владимировна. — Я получила приглашение на пробы на «Мосфильм». Очень переживала, ведь на роль Нины претендовали Настя и Марьяна Вертинские, Вика Федорова, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева... Наверное, Гайдая покорила моя раскованность. Когда он спросил: «Наташа, а вы можете в купальнике выйти на съемочную площадку?», я не раздумывая сделала это. Ведь что такое для меня купальник? Я же гимнастка, и купальник — моя рабочая форма.

В картине я очень хотела выполнять все трюки сама, но Гайдай был категорически против: «Если бы это был финальный кадр картины, тогда да». Режиссер не собирался рисковать актерами. Поэтому специально для прыжка со скалы пригласили дублершу. Как выяснилось позже, девочка обманула съемочную группу, на самом деле она вообще никогда не прыгала. Просто стремилась попасть на площадку, чтобы увидеть известных артистов. Сиганув в воду, чуть не утонула. В итоге в кадре прыгала я.

Вообще Гайдай производил впечатление человека серьезного, неулыбчивого, без чувства юмора, мстительного и страшно обидчивого. А на самом деле обладал очень тонкой душой и удивительным чувством юмора. Недаром же ему удалось снять столько блистательных комедий, радующих уже не одно поколение. Но Леонид Иович просто мечтал снять драматический фильм о любви. Когда заканчивал работу над картиной «На Дерибасовской хорошая погода...», в которой я озвучивала героиню американской актрисы Келли Макгрил, уже были задумки нового фильма. И вот мы сидим на банкете по случаю окончания съемок, и Леонид Иович говорит: «Чего ж я снимал Келли? Нужно было Наташу взять. В следующем фильме ты будешь играть главную роль!» К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

*Чтобы подобрать исполнительницу роли Нины в «Кавказской пленнице», режиссеру пришлось провести более пятисот кинопроб. В итоге роль досталась молодой эквилибристке Наталье Варлей (кадр из фильма. 1966 год)

— Леня был потрясающим кулинаром! — восхищается кинодраматург Аркадий Инин, который стал ведущим вечера памяти Леонида Гайдая. — Готовил фирменные холодец, борщ, картошечку «по-гайдаевски». Любил собирать грибы, мастерски солил их. Делал изумительный квас с изюмом. Конечно, основным делом его жизни была кинорежиссура. Но он также сыграл главную мужскую роль в фильме «Ляна» у Бориса Барнета, снялся и в «Двенадцати стульях». В последний раз появился на экране в картине «На Дерибасовской...» в роли проигравшегося в пух и прах сумасшедшего игрока. Кстати, у самого Гайдая тоже была эта страсть: мог часами дергать за ручку «однорукого бандита». В то время их было только два на всю Москву. По дороге с «Мосфильма» он заезжал в здание бывшего аэровокзала и на несколько часов зависал у автомата.

Картины Гайдая часто сокращали, вырезали шутки и целые эпизоды. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» персонаж Юрия Яковлева спрашивал: «За чей счет банкет? Кто оплачивать будет?» А Куравлев ему отвечал: «Как всегда, за счет народа». По настоянию начальства реплику пришлось переозвучить на безликое: «Во всяком случае, не мы». А в «Бриллиантовой руке» ужас цензоров вызвала реплика Мордюковой: «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». В окончательный вариант вошло так: «... ваш муж тайно посещает любовницу». Любовница оказалась не так страшна, как синагога...