Ежегодно в центрах повышения квалификации «Укрзалiзницi» обучаются около восьми тысяч человек
«Укрзалiзниця» в последнее время активно модернизирует свое хозяйство и систему управления: внедряются новые информационные технологии, вводится в эксплуатацию современная техника повышенной сложности. Однако одновременно с финансовыми и техническими вопросами железной дороге приходится решать еще и кадровый. С одной стороны, отмечают в Администрации железнодорожного транспорта, сейчас есть острая потребность в высококвалифицированных сотрудниках с высшим образованием. С другой — существует необходимость переквалификации работников, специальности которых больше не востребованы на предприятии.
— В преддверии глобальных реформ руководство «Укрзалiзницi» заверило: сокращений не будет, — сообщает пресс-служба предприятия. — Если исчезает спрос на определенные профессии и специальности, людей переучивают, предлагают приобрести другую квалификацию и другую работу.
Так, благодаря усовершенствованию процесса приемки грузов значительно уменьшилась потребность в товарных кассирах и приемосдатчиках (на железной дороге начал действовать электронный документооборот, в результате — отпала необходимость в большом количестве сотрудников, занимавшихся «бумажной работой»). Вместе с тем появилась должность коммерческого агента. Однако эта специальность требует наличия хотя бы неполного высшего образования. А следовательно, желающим ее освоить приходится проходить обучение. К счастью, собственная система профессионального обучения в ведомстве существует испокон веков. И только на коммерческих агентов в прошлом году выучились более четырех тысяч человек.
— Наша система профобразования не только средство для решения кадровых вопросов, — поясняют в «Укрзалiзницi», — но и возможность карьерного и профессионального роста для каждого железнодорожника. Причем обучение может инициировать не только руководство, но и сам сотрудник. Это приветствуется, ведь таким образом отрасль получает солидный кадровый резерв. В течение последних двух лет тем, кто хочет, мы предлагаем получить среднее специальное или высшее образование. Многие бывшие приемосдатчики действительно пошли учиться. Остальных перевели в другие подразделения железной дороги.
В киевском Центре профессионального развития Юго-Западной железной дороги обучают на машинистов локомотивов, электро- и дизель-поездов, моторвагонного подвижного состава. Все специальности — лицензированные.
— Перед нашим центром в процессе реформирования стоит важная задача — дать возможность остаться на железной дороге тем, кто ее любит, кому она близка по духу, — говорит заместитель начальника Центра профессионального развития Лидия Толстикова. — У нас нет ограничений по возрасту — обучаем и переучиваем и молодежь, и сорокалетних. К тому же мы принимаем на контрактной основе студентов, не имеющих отношения к железной дороге (для обучения на проводников или кассиров). Были даже случаи, когда банковские кассиры переходили на железную дорогу, чтобы получать официальную зарплату и впоследствии заработать себе достойную пенсию.
Всего в Украине функционируют 11 отраслевых центров повышения квалификации железнодорожников. Ежегодно в этих образовательных подразделениях обучаются около восьми тысяч работников «Укрзалiзницi»: машинистов локомотивов, моторвагонных секций, их помощников, осмотрщиков вагонов, слесарей по ремонту подвижного состава, монтеров пути, проводников пассажирских вагонов, коммерческих агентов, электромонтеров сигнализации, централизации и блокировки, контактной сети, тяговых подстанций и других специалистов, обеспечивающих устойчивость, безопасность и эффективность перевозочного процесса. В соответствии с требованиями законодательства подготовка, переподготовка и повышение квалификации проводятся за счет предприятий — с предоставлением во время обучения соответствующих социальных гарантий.
— Умения за плечами не носить, в жизни пригодятся, — замечает Эдгар Будник, работник путейской части Черниговской дистанции пути. — Я благодарен железной дороге за то, что она предоставляет мне возможность двигаться вперед: инструктор и главный механик нашей путейской части оформили документы и отправили меня на учебу в Киев. В Центре профразвития я учусь за счет предприятия, кроме того, на время сессии мне предоставляется оплачиваемый отпуск. Кстати, наши машинисты востребованы за рубежом — в России, где заработная плата в несколько раз выше. Но для меня более важен профессиональный рост, а не «быстрые деньги».
Женщины идут в профцентры учиться на проводников, билетных кассиров, коммерческих агентов. Елена Билык, проводник станции Боярка, начинала на железной дороге десять лет назад, последние пять из них проработала проводником электропоезда повышенной комфортности. Сейчас Елена проходит обучение на билетного кассира. Правда, поначалу ее зарплата будет ниже, чем когда она работала проводником. Но, по словам Елены, она сознательно идет на это, чтобы попробовать себя в новой роли — отказаться от жизни на колесах, которая порядком ей надоела.
— Я обратилась к руководству с просьбой записать меня на курсы кассиров — нам постоянно предлагают повышать квалификацию, приобретать новые специальности, — рассказывает женщина. — Учиться предстоит три месяца, все это время я буду получать зарплату и командировочные. Мы изучаем общие дисциплины: информационные технологии, основы экономики и предпринимательства, основы права, осваиваем автоматизированные системы. После производственной практики, как только освободится место, можно идти работать кассиром. «Укрзалiзниця» — госпредприятие, поэтому здесь четко соблюдаются трудовое законодательство, социальные гарантии, есть медицинская страховка, отпуска, декретные отпуска, выплаты на детей. Я постоянно пользуюсь этими льготами и возможностями. По-хорошему, можно сказать, что, работая в «Укрзалiзницi», я чувствую уверенность в завтрашнем дне.