Татьяна и Йосиф — единственная в Украине пара, которая своими силами ремонтирует средневековый замок
Чинадиевский замок Сент-Миклош (или замок Святого Николая) непостижимым образом привлек к себе, а затем связал воедино судьбы Татьяны и Йосифа Бартош. Например, Йосиф до сих пор не может объяснить, что позвало его, успешного и признанного в Европе художника, уехавшего за рубеж работать, обратно в Украину. В 1999 году он вдруг отказался от выгодных заказов и вернулся в Мукачево. А буквально через несколько дней встретил свою будущую жену Татьяну.
Первое свидание девушка назначила кавалеру в родном селе Чинадиево, что в 12 километрах от Мукачево. Не зная, чем поразить воображение избалованного заграничного гостя, Татьяна показала ему руины местного замка и призналась, что давно мечтает восстановить его. Йосиф обвел взглядом изъеденные временем и дождями каменные стены. «Теперь это будет нашей общей целью», — улыбнулся мужчина.
— В 1999 году, когда я впервые увидел Сент-Миклош, там находился склад автобазы, — говорит
Мы забрались на второй этаж, в комнату, из окна которой открывался удивительный вид. У меня аж дух захватило! Начал расспрашивать Татьяну об истории замка: кто его построил? кто здесь жил?
— А я ничего не знала, — вступает в беседу
— Для начала мы с Татьяной создали проект восстановления замка, — продолжает Йосиф. — Однако во всех инстанциях, куда обращались, нас откровенно высмеивали. В Закарпатском областном совете меня испытывали на прочность года полтора. Я ходил туда по нескольку раз в неделю: убеждал, просил, требовал... Наконец, в 2001 году нам позволили взять замок в аренду. И тут же появилась новая головная боль: где найти средства на восстановление? Я очень переживал: справлюсь ли с этой задачей? Но однажды во сне мне явилась старушка-монахиня и сказала: «Ничего не бойся. Деньги будут».
Так и вышло: деньги нашлись! Точнее, я придумал способ, как их зарабатывать. Стал организовывать международные благотворительные пленэры (от фр. en plein air — «на открытом воздухе», живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. — Авт.), а деньги, вырученные от продажи художественных работ, тратил на восстановление замка. Если раньше я держал в руках только кисть для рисования, то теперь осваивал новые профессии: инженер, каменщик, столяр, маляр... Сначала своими руками отремонтировал крышу, потом занялся восстановлением первого этажа.
Параллельно мы с Татьяной по крупице собирали сведения о нашем замке. Перечитывали исторические хроники, летописи, дневники вельмож. И неожиданно выяснили: стены замка хранят память об одной из самых драматических историй любви в средневековой Европе!
— Сент-Миклош был построен в 1403 году венгерским бароном Питером Тереньи как форпост на случай нападения турок, — рассказывает Йосиф Бартош. — В этом месте пересекались сразу несколько важных путей, включая торговый и паломнический. Замок также служил местом сбора налогов за пользование окрестными дорогами.
В течение полутора веков Сент-Миклош сменил множество хозяев: это были известные в те времена трансильванские, словацкие, австрийские аристократы. Рядом с замком построили часовню и гробницу, под ним — развитую систему подземных ходов. Один из ходов протяженностью более десяти километров выводил обитателей замка в лес, где можно было легко укрыться от врагов. В середине XVII века Сент-Миклош стал собственностью венгерской княгини Илоны Зрини, вдовы наследного правителя Трансильвании Ференца Ракоци. Эта женщина владела большим состоянием и, кроме Сент-Миклоша, еще 24 замками.
В то время венгерский народ мечтал освободиться от власти правящей австрийской династии Габсбургов и постоянных нападений турок. А для этого нужны были хороший полководец и, как сейчас говорят, спонсор восстания. С этой целью в Сент-Миклоше организовали встречу
Однако стоило заговорщикам увидеть друг друга, все предосторожности были забыты. Бесстрашный лидер венгерских повстанцев мгновенно потерял голову. Его можно понять: о красоте Илоны слагали легенды.
*Многие правители того времени были влюблены в Илону Зрини и называли ее самой красивой и самой храброй женщиной в Европе
Через месяц влюбленные снова встретились в замке и решили пожениться. Однако против их брака выступила София Батори, мать ее покойного мужа. Женщина понимала, что этот брачный союз может привести к победе протестантов. Пожилая графиня изо всех сил пыталась разорить невестку. К счастью для влюбленных, вскоре свекровь Илоны скончалась. Пара немедленно повенчалась в Мукачевском замке «Паланок», который тоже принадлежал Зрини. Был устроен грандиозный свадебный пир, длившийся восемь дней. Жить супруги остались там же.
Едва австрийский король Леопольд узнал об этой свадьбе, он объявил Илону Зрини вне закона. В ответ Имре Тёкёли начал собирать войска для похода против Австрии. Он также хотел заручиться поддержкой турок, но те потребовали оставить им залог — любимого сына Илоны. Естественно, граф не мог выполнить подобное требование, и турки заточили его в тюрьму в Измире.
Перед поездкой на переговоры к возможным союзникам Имре Тёкёли велел жене беречь замок. Илона привезла сюда 140 пушек и три года успешно отбивала атаки австрийцев на Паланок. Это была необыкновенная женщина! Она досконально знала 15 языков, искусство, медицину, фортификацию. Французский король Людовик XVI был влюблен в нее до безумия и называл Илону «самой красивой и самой храброй женщиной в Европе».
Тем временем Имре Тёкёли нашел способ посылать любимой из темницы зашифрованные письма. Прочесть их мог лишь специально обученный слуга, которого граф, предчувствуя беду, приставил к Илоне. Узнав об этом, австрийский генерал нашел способ подкупить слугу. Однажды женщине передали очередное послание от мужа: «Все кончено. Надежды нет. Сдавай замок». На самом деле граф писал: «Не сдавайся. Держись до последнего».
На следующий день Илона Зрини подписала акт капитуляции и сдала грамоту атнаме — самое высокое признание чести, доблести и мужества в Османской империи. Грамоту Илоне в свое время вручил султан Махмет IV. Это первый и единственный случай в мировой истории, когда женщина получила подобную награду. Опекуном детей Илоны, а значит, и хозяином ее несметных богатств стал король Леопольд. Княгиню сослали в монастырь. Лишь через много лет она получила разрешение переехать к своему мужу в Измир. Они прожили вместе меньше года: летом
— Может быть, в образе монахини вам во сне явилась сама княгиня Илона?
— Я не верю в мистику, — решительно заявляет Йосиф Бартош. — Но сон видел, это факт. Наш замок хранит чье-то присутствие. Так утверждают все посетители Сент-Миклоша, особенно женщины. К слову, это повлияло и на наши с Татьяной отношения. По мере того как мы сантиметр за сантиметром восстанавливали стены, менялись и наши чувства друг к другу.
*Йосиф и Татьяна Бартош уже 12 лет реставрируют уникальный замок, в который влюблены. Их усилиями сейчас полностью восстановлен первый этаж. Фото из семейного альбома
— А можно я расскажу, как все было? — включается в разговор Татьяна, глядя с улыбкой на мужа. — Когда мы встретились, мне было уже за тридцать. Но я не спешила с выбором спутника жизни. Все ждала Его, единственного. Помню, первый раз увидела Йосифа, и мое сердце на долю секунды остановилось. Через несколько дней мы встретились на пленэре. Йосиф галантно, как джентльмен, уступил мне дорогу, поздоровался: «Добрый день!» Он произнес эту фразу с такой любовью, что у меня мурашки по спине забегали. И... до сих пор бегают.
Супруги Бартош уже не могут подсчитать, сколько денег, времени и сил они вложили в свое детище. Но результат налицо: за 12 лет полностью отремонтировали первый этаж замка, воссоздали до мельчайших деталей комнату княгини Илоны (благо подробное описание сохранилось в исторических хрониках), открыли в замке музей древностей. Сейчас в Чинадиево приезжают туристы со всего мира. Йосиф лично проводит экскурсии по замку для всех желающих. В последнее время сюда зачастили... влюбленные пары. Они едут со всех уголков Украины, чтобы обвенчаться или провести церемонию регистрации брака в комнате княгини Илоны Зрини.
— Начало этой традиции положили нынешние хозяева замка, — улыбается Йосиф Бартош. — В 2006 году мы с Татьяной обвенчались в комнате княгини Илоны. Через какое-то время приехала пара из Харькова и попросила разрешения обвенчаться в нашем замке. Жена и я были только рады устроить влюбленным праздник. После этого случая как начали звонить нам молодожены! Мы, наверное, уже около двухсот пар поженили.
*За массивными стенами этого строения в романском феодальном стиле — шесть веков исторических перипетий
— А одна пара нашла свою любовь прямо в стенах нашего замка, — с гордостью говорит Татьяна. — Парень и девушка приехали из разных городов Украины на экскурсию в Чинадиево, встретились в замке и тут же влюбились друг в друга!
— Да-да, хорошо помню тот случай, — поддерживает жену Йосиф. — Я как раз экскурсию закончил, смотрю: парень с девушкой чуть отстали от группы, беседуют о чем-то, смущаются. Ну я экскурсантов поскорее из зала выпроводил, чтобы не мешали влюбленным. Через год эта пара приехала к нам венчаться. Значит, все-таки есть что-то такое в атмосфере замка. Называйте его, как хотите. Но оно «работает», притягивая сюда влюбленных.
Я только удивляюсь: откуда молодожены узнают о нашей доброй традиции? Какая реклама?! У нас даже сайта своего нет! Правда, сейчас я занялся решением этого вопроса. Недавно сюда приезжали журналисты телеканала «1+1», сняли о нас сюжет для социального проекта «Твоя страна». Они и подсказали, что у замка должен быть свой сайт. Надо популяризировать его историю, привлекать сюда туристов.
Супруги Бартош отличаются редкой скромностью. Только после беседы с ними я узнала, что, кроме восстановления замка, оба успешно занимаются творчеством. Йосиф по-прежнему пишет удивительные картины, а также стихи и музыку. Татьяна довела до совершенства давнюю технику росписи писанок. С помощью лезвия она создает на поверхности яйца настоящие шедевры: копии произведений известных художников и даже... портреты политических деятелей. Супруги признаются, что счастливая семейная жизнь очень положительно влияет на их творчество.
— Я всегда желаю терпения и понимания тем парам, что венчаются в нашем замке, — говорит Татьяна. — Если это будет в семье, можно вместе горы свернуть! Не то что замок заново отстроить.