Установка, созданная изобретателем из Умани Николаем Смирновым, превращает в горючее пластиковые бутылки, разовые шприцы, автомобильные шины, изношенную обувь и многие другие отходы
С 65-летним изобретателем Николаем Смирновым заходим в здание жэка № 1 города Умани, где он работает мастером. Прикасаюсь к батарее — она до того горячая, что пришлось сразу отдернуть руку. «У нас свое топливо, вот и можем себе позволить хорошенько греть, — говорит встретивший нас главный инженер жэка Андрей Тенц. — В этом отопительном сезоне мы отказались от централизованного теплоснабжения. Купили небольшую бытовую котельную, выпущенную еще в советские годы, а горючее для нее из мусора вырабатывает установка, созданная Николаем Смирновым. 10-12 литров жидкого топлива достаточно, чтобы сутки обогревать более 250 квадратных метров, которые занимает жэк. Так что экономим на коммунальных услугах».
— Я построил ее в основном из металлолома, — рассказал по дороге Николай Cмирнов. — Присмотрю на пункте приема вторсырья подходящие «железки» и меняю их на другой металлолом, сопоставимый по весу и цене. Впрочем, и своих денег пришлось вложить немало. Скажем, за пару компрессоров отдал 1200 гривен. Опять же, сварщикам, другим рабочим нужно было заплатить. Благо, жена за это не бранит — понимает, что копеечку от семьи отрываю на стоящее дело. Обязательно напишите, что весомую поддержку мне оказали начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства горсовета Умани Станислав Марков (помог деньгами) и начальник нашего жэка Григорий Швец.
Приезжаем на место. Возле установки лежит целая гора мешков с разовыми шприцами, искусственной «хвоей», обрезками целлофана, пластика, каких-то изделий из резины
— Можно перерабатывать и поизносившиеся шины, пластиковые бутылки, другую синтетическую упаковку, — пояснил один из работников, обслуживающих установку. — Причем, если на таре есть остатки, например сметаны, подсолнечного масла, или просто грязь, не страшно: аппарат все переработает. Мы в него загружали даже старую обувь, синтетические куртки — и это превратил в топливо.
— Сырье берем в фирмах и поликлинике, — говорит изобретатель. — Предприятиям выгодно, ведь, чтобы сдать отходы на свалку, нужно платить. А мы берем все это бесплатно. Дробим, засыпаем в установку и получаем три вида топлива: жидкое (по сути дела, нефть), газ, остальное — кокс, остаток, который тоже можно сжигать в топках. Из ста килограммов резины, например изношенных шин, получается до 40 килограммов жидкого горючего. А вот из одноразовых бутылок и другого пластика — до 70. Газа и из резиновых, и из пластиковых отходов получается процентов 12-15.
Примерно четверть этого топлива идет на обеспечение работы установки, остальное можно использовать. Мы пускаем жидкое горючее на обогрев жэка. За рабочий день экспериментальная установка нарабатывает его порядка 60 литров, что хватает на четыре-пять суток работы жэковского котла. Газ используем для резки металла и газосварки. А Михаил Слободяник, один из наших работников, берет газ для себя — он живет в частном доме, где нет централизованного газоснабжения.
— Раньше я тратил на приобретение газа для приготовления пищи 200-250 гривен в месяц, теперь наполняю баллон на работе, — вступает в разговор Михаил Слободяник. — Семья довольна, ведь экономия существенная. А по качеству этот газ не уступает тому, что мы покупали у государства.
— В Украине образуется ведь огромное количество отходов, из которых такие установки, как моя, способны делать горючее, благодаря чему ежегодно страна может экономить многие миллиарды гривен, — продолжает изобретатель. — А пока же получается бесхозяйственность: горы мусора загрязняют природу, а Украина тем временем выкладывает огромные деньги на закупку за рубежом все более дорожающего газа и нефти. Может, хотя бы то, что произошло с поставкой газа из России, заставит государство и предпринимателей вкладывать деньги в альтернативные источники энергоносителей.
— Можно ли делать бензин из вашего жидкого горючего?
— Да, но для этого нужно изготовить так называемую ректификационную колонну, которая позволит получать бензин, дизтопливо и мазут.
— Как вы пришли к идее создать установку по превращению отходов в топливо?
— Сама технология пиролиза не нова. Я изучал ее еще в советские годы на курсах в Москве. Но полученные знания применить было негде — технические новшества у нас внедряются туго. И вот несколько лет назад встретился с изобретателем из Луганска Анатолием Сергеевичем Язевым — он создал подобный агрегат. Это стало для меня толчком: почему бы и мне не попробовать?
Взялся за дело и за пару лет, почитай, из подручных средств создал экспериментальную установку. Получил на нее госпатент. Обкатал технологию и теперь занимаюсь созданием крупной промышленной установки. Задумал ее мобильной: погрузил на два КамАЗа и перевез, куда тебе нужно. Это удобно. Скажем, перерабатываешь отходы, накопившиеся на предприятии, например, где-нибудь на Полтавщине, затем перевозишь на завод в Харьков или Симферополь.
Логично установить такое оборудование на свалках. Туда ведь горы мусора привозят. Сортируй его — и получай из отобранного пластика и резины горючее. Изъятые из мусора металл, бумагу, стекло используй как вторсырье.
Стоимость будущей промышленной установки — примерно 75 тысяч долларов. Окупится она за полтора года. Приобрести ее — все равно что подарить себе скважину по добыче одновременно нефти и газа.
И, что очень важно, установка экологически безопасна. Мы специально обращались в областную санэпидстанцию. Они провели необходимые замеры и выдали нам соответствующий документ.