Благодаря экспертам аукционных домов в последнее время находятся шедевры, следы которых были затеряны еще в прошлых веках. Один из таких раритетов — картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье», которую в июне планируют продать на лондонских торгах в диапазоне от 800 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч долларов.
— Это полотно — первоначальный вариант хранящейся в Русском музее картины 1882 года, — рассказывает директор Аукционного дома MacDougall’s Екатерина МакДугалл. — Она датирована 1879 годом и была хорошо известна любителям искусства по сохранившимся в музеях наброскам и красноречивым отзывам Ивана Крамского и Сергея Дягилева. А главное — по фотографии в каталоге первой выставки «Союза русских художников»
С тех пор все эти годы оно находилось в его семье. Потомки коллекционера недавно решили расстаться с раритетом и были приятно удивлены, как дорого он может сегодня стоить.
К слову, эксперты утверждают, что это первый богатырь, написанный Виктором Васнецовым — автором каждому из нас известных с детства картин «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», которые сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
Вообще же работы Васнецова появляются на аукционах крайне редко.
К сожалению, в столицу Украины в этот раз топ-лот предстоящих торгов не привезут. А жаль, ведь именно Виктор Васнецов в
Виктор Васнецов был человеком глубоко верующим. Происходил он из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств закончил богословский класс духовной семинарии. «Меня сохранил Господь», — рассказывал Виктор Михайлович, вспоминая, как сорвался с лесов во время работы под куполом киевского храма. Чудом он зацепился холщовой курткой, в которой трудился, за металлический крюк. Высота ведь была нешуточная.
На гонорар, полученный за роспись Владимирского собора, Виктор Васнецов смог построить в Москве дом-терем, где сейчас находится его музей. И совершенно неожиданным образом художник получил деньги за эскизы, которые сейчас экспонируются в Третьяковской галерее. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и намеревался выбросить, но грузчики, которые укладывали вещи в сани, прихватили все это с собой. В Москве Васнецов показал эскизы Третьякову, и тот приобрел их за хорошие деньги, на которые художник смог купить имение под Москвой.
После революции Васнецов создавал картины преимущественно на сказочные сюжеты. А над былинными «Богатырями», как рассказала правнучатая племянница художника — доктор химических наук, профессор Ольга Васнецова, Виктор Михайлович начал работать ее еще до приезда в Киев и продолжал работу почти два десятилетия. Первый эскиз создал в Париже, который посетил после окончания Академии художеств. Хотел подарить его Поленову, но тот убедил воплотить замысел в картине. Эскиз к «Богатырям» Васнецов повсюду возил с собой. В том числе и в Киев. А завершил работу уже в Москве, где известный коллекционер Третьяков приобрел шедевр для своей галереи.
Интересен и тот факт, что Павел Третьяков, восхищаясь творчеством Васнецова, покупал работы этого художника прямо с выставок, беспокоясь, чтобы его не опередила царская семья. Поэтому часто заблаговременно просил Виктора Михайловича оставить картины за ним. Оплачивал труд художника всегда достойно. Даже выделил под его работы отдельный зал в своей галерее. Большим ценителем творчества Васнецова был также Савва Мамонтов. Именно он заказал художнику картины «Три царевны подземного царства» и «Ковер-самолет».
Судьба экспонируемого в недавно открывшейся в Москве галерее MacDougall’s «Витязя на распутье» решится в Лондоне пятого июня.