Інтерв'ю

Сергей Юрский: «На роль Бендера претендовал Высоцкий. Мою кандидатуру утвердили в последний момент»

8:15 — 22 лютого 2013 eye 4408

Знаменитый актер опроверг слухи о своем уходе со сцены и поделился воспоминаниями о фильме «Золотой теленок», снятому ровно 45 лет назад

78-летний Сергей Юрский по-прежнему много работает. Он ставит спектакли, выходит на театральную сцену и снимается в кино. Правда, к созданию новых образов относится избирательно. Последними его работами стали роли российского писателя Бориса Пастернака в фильме «Фурцева» (2011 год) и Сталина («Товарищ Сталин»). В Театре «Школа современной пьесы» Сергей Юрский в 2004 году поставил спектакль «Ужин у товарища Сталина» и сам сыграл главную роль, показав зрителям свою версию событий, описанных в пьесе Иона Друцэ. Автор пьесы и режиссер спектакля изобразили один зимний вечер Иосифа Виссарионовича на Ближней даче, ужин с юной солисткой Большого театра Надеждой Блаженной, которую сыграла актриса Татьяна Фасюра.

Спектакль с неизменным успехом шел почти девять лет. 16 февраля нынешнего года зал был, как всегда, переполнен. В финале, выйдя на поклон под аплодисменты зрителей, Сергей Юрьевич неожиданно обратился к залу: «Спасибо всем, кто пришел сегодня, приходил раньше. Спасибо актерам, которые со мной играли, мои слова благодарности за многолетнюю преданность и поддержку. Это был последний спектакль». После этих слов актриса Татьяна Фасюра не смогла сдержать слез. Зрители были в недоумении. Российская пресса тут же подхватила новость и сообщила: «Сергей Юрский навсегда уходит со сцены». Чтобы выяснить, так ли это, «ФАКТЫ» позвонили актеру.

«Перед спектаклем обязательно сплю пару часов. У меня в гримерке даже диванчик есть»

— Сергей Юрьевич, неужели вы решили уйти со сцены?!

— Что за чушь?! Как всегда, все перекрутили. Я просто закрыл спектакль «Ужин у товарища Сталина». Кстати, его я и в Киеве показывал. По-моему, вашим зрителям понравилось. Девять лет назад мне казалось, что это необходимо, и я взял на себя огромную ответственность — поработать над фигурой такого масштаба. Исследовал не проблему политическую, хорош Сталин был или плох. Сталин как одна из грозных личностей истории, человек, достигший немыслимых и, вообще говоря, недопустимых для человека высот, сопоставим с очень малым числом фигур. И я предлагаю увидеть в нем психологическое явление, до сих пор живущее в нас и с годами проявляющееся все больше и больше.

По сути, он ведь был очень одиноким. Семьи как таковой у него не было. Сталин у меня существует наедине с самим собой, накануне смерти, которую он предчувствует. Перед высшим судом, когда у каждого человека возникает мысль, прав или не прав он был, допустимо или недопустимо поступал. Его страх переходит в манию преследования — ему постоянно кажется, что за окном, на каком бы этаже он ни находился, кто-то стоит. Для меня Сталин — прежде всего фигура трагическая, принесшая несчастье миллионам людей.

— Почему же вы закрыли такой успешный спектакль?

— Закрыл и все. Не хочу об этом говорить. Сейчас я работаю над другими проектами. Вот завтра уезжаю на гастроли. У меня шесть спектаклей идет. Даже книги в настоящее время не пишу. Нет времени.

*Спектакль «Ужин у товарища Сталина», главную роль в котором играет Юрский, с неизменным успехом шел почти девять лет

— А силы есть?

— Я их рационально использую. Не трачусь на лишнее. Стараюсь правильно питаться, не держать в голове дурных мыслей. Занимаюсь любимым делом. И вовремя отдыхаю. Перед спектаклем обязательно сплю пару часов. У меня в гримерке даже диванчик есть.

«На съемочной площадке „Золотого теленка“ режиссер Михаил Швейцер был очень требовательным, мы снимали десятки дублей»

— 45-летний юбилей «Золотого теленка», в котором вы сыграли Остапа Бендера, отмечать будете?

— Этот фильм уже столько юбилеев отпраздновал. Даже не верится, что прошло так много лет. Я счастлив, что «Золотой теленок» стал народным фильмом. Он был интересен тогда, и сейчас молодежь его с удовольствием смотрит.

— Во многом благодаря вам. Ведь вашего Остапа называют лучшим Бендером в истории кинематографа.

— Прежде всего это заслуга режиссера Михаила Швейцера и замечательных актеров, которые снимались в фильме. К сожалению, многих из них уже нет в живых. Фильм Швейцера стал первой экранизацией знаменитого романа Ильфа и Петрова. В 1969 году картина заняла в прокате 17-е место по посещаемости — ее посмотрели почти 30 миллионов зрителей. Съемки были сложными. Группа моталась из одного конца Советского Союза в другой. Снимали в павильонах «Мосфильма», в городе Юрьев-Польский Владимирской области и его окрестностях (сцены в Арбатове и автопробег), в Одессе и Каракумах (эпизоды в пустыне).

В картине вместо Зиновия Гердта, Евгения Евстигнеева, Леонида Куравлева могли сыграть совсем другие актеры. Например, на роль Бендера претендовали Владимир Высоцкий, Владимир Басов, Александр Пороховщиков, Арчил Гомиашвили (позже он сыграл Бендера в «12 стульях» Леонида Гайдая). Но роль досталась мне. Что интересно, чуть было не отказался от нее. Тогда я жил в Ленинграде. Мне позвонила жена Швейцера и пригласила в Москву на пробы. Я что-то начал объяснять о своей занятости. Но она так убедительно сказала: «Сережа, вас вызывает на пробы Швейцер. Швейцер! Вы поймите!» И я поехал и прошел пробы.

— За два года работы вы стали друзьями с режиссером, актерами?

— Это вряд ли можно назвать дружбой. У творческих людей чаще всего бывают сложные отношения. Но с Михаилом Швейцером, я считаю, мы дружили. Общались до последних дней его жизни. Он так и не смог поправиться после тяжелой аварии. Слишком любил скорость. Это его и сгубило.

На съемочной площадке режиссер был очень требовательным. Снимали десятки дублей. Швейцеру постоянно казалось, что где-то что-то не так. Там можно было лучше, здесь недотянул актер. И начинали сначала. Процесс длился слишком медленно. Но все замечания режиссера принимались безоговорочно. Никто не спорил с ним.

«Зиновий Гердт был идеальным Паниковским благодаря хромоте и необыкновенному чувству юмора»

— Даже Зиновий Гердт?

— Конечно! Гердт был старше меня на 20 лет. На Зиновия Ефимовича я смотрел с восторгом и почтением. Он стал идеальным Паниковским благодаря хромоте и необыкновенному чувству юмора. Гердт всегда и везде говорил: рассказывал анекдоты, шутил, читал забавные коротенькие стихи.

Кстати, на роль Паниковского претендовали Георгий Вицин и Ролан Быков, который даже был утвержден на эту роль. Но все решил случай. Как-то Швейцер пригласил своего друга Гердта вместе посмотреть снятый материал, чтобы Зиновий Ефимович поделился своими впечатлениями и, возможно, подкинул какую-то идею. Гердт так увлекся, что начал тут же импровизировать, показывать, что да как можно сыграть. «Ну-ка, давай мы и твою пробу сделаем», — сказал Швейцер. Кончилось тем, что Паниковского сыграл Гердт. Импровизация сопровождала все съемки. Режиссер лишь ставил перед актером определенную задачу, а мы уже старались, как могли.

— Признайтесь, сколько раз пересматривали картину?

— Не помню. Давно не смотрел. Это точно. Нет времени. Я же не являюсь актером только этой роли и не хотел бы остаться в ней навсегда. Хотя Бендер — один из моих любимых образов. Ведь он принес мне известность и любовь зрителей. Я и сам был влюблен в произведение Ильфа и Петрова, в режиссера и актеров.

После «Золотого теленка» у меня появилось хобби — стал собирать игрушечных телят и коров. У нас с женой (актрисой Натальей Теняковой. — Авт.) уже целая коллекция собралась. Хотя в коллекционировании я не вижу смысла. Все ведь можно купить скопом. Были бы деньги. А мне вкладывать во что-либо не хочется.

— Правда, что вы мечтали о цирковой карьере?

— Меня поражало все, что происходило в цирке. Наблюдал за артистами и так хотел сам оказаться на их месте. Начал заниматься: и жонглировал, и на голове стоял, и на лошади скакал... Но оказалось, для того, чтобы стать артистом цирка, нужны изнурительные репетиции. Каждый день до седьмого пота. Меня на это не хватило. И мечта не сбылась.

— А сейчас о чем мечтаете?

— Только о здоровье. Чтобы были силы играть, ставить спектакли, писать книги, отстаивать свою точку зрения. А больше мне ничего не нужно. Привык жить скромно.