Україна

Загрузка придунайских портов вырастет за счет снижения тарифов и сборов, а также сотрудничества портовиков и железнодорожников

8:45 — 5 березня 2013 eye 527

Мининфраструктуры готовится к стратегическому развитию отрасли, решая проблему изменения привычных грузовых потоков

В связи с мировым и европейским экономическим кризисом придунайские порты Украины теряют свои традиционные грузопотоки. Например, из-за спада в металлургической отрасли снизили объемы поставок через Измаил металлургические комбинаты в Австрии, сербском Смедерево, румынском Галаце. Полностью прекратил работу крупнейший меткомбинат Болгарии «Кремиковцы».

Но для придунайского региона, не имеющего другой промышленности, порты — это фактически единственная возможность давать людям работу и развивать социальную сферу. К сожалению, быстро найти замену исторически сложившимся потокам непросто. Однако и руководство портов, и Мининфраструктуры работают над этим. Активно ведутся переговоры с иностранными грузовладельцами. Один из намеченных шагов — снижение тарифов и сборов, что сделает поставки через украинские порты более выгодными, а значит, и конкурентоспособными. Обсуждению этой темы как раз и было посвящено четвертое заседание Координационного совета Мининфраструктуры в Измаиле (Совет был создан в августе 2012 года для решения вопросов стабилизации и развития морехозяйственного комплекса Придунавья: в его состав вошли заместитель министра инфраструктуры Дмитрий Демидович, а также представители Одесской обладминистрации во главе с первым вице-губернатором Натальей Чегодарь).

Как отметил в ходе заседания директор Департамента морского и речного транспорта Мининфраструктуры Владимир Севрюков, «нам надо оживить Дунай». И, желательно, без оглядки на Европу. А это предполагает, в первую очередь, снижение аккордных ставок и портовых сборов, предоставление преференций Украинскому дунайскому пароходству, а также уменьшение на 10 процентов железнодорожных тарифов при перевозке экспортно-импортных грузов на порты Измаил и Рени. По словам председателя правления пароходства Александра Долгова, снижение железнодорожных тарифов даст возможность перенаправить в придунайские порты белорусские и российские грузы.

В «Укрзалiзницi» предложения министерства поддержали — железная дорога готова предоставить скидки при гарантированных объемах грузопотоков.

Кстати, Мининфраструктуры еще в прошлом году приступило к конкретным мерам по поддержке портовой отрасли. По словам начальника Измаильского морского порта Андрея Ерохина, в конце декабря прошлого года принято решение о введении для экспорта/импорта через Измаил понижающего коэффициента 0,85 на металл, химию, тарно-штучный груз.

— Сейчас документ находится в стадии согласования и в начале марта должен вступить в силу, что привлечет в Измаильский порт дополнительные объемы грузов, — подчеркнул Андрей Ерохин. — Также ведется работа по снижению портовых сборов и платежей, это позволит порту конкурировать с портами Румынии. Вместе с тем порт старается привлечь нетрадиционные грузы, в том числе и доставляемые автотранспортом.

В целом в министерстве видят перспективу развития портов Придунавья в комплексных решениях, предполагающих сотрудничество всех транспортных отраслей (портовой, железнодорожной и автомобильной). Собрав воедино предложения от Дунайского пароходства, портов Измаила, Рени, Усть-Дунайска и местных органов власти, рабочая группа ведомства разработала проект программы «Приоритетное развитие Придунавья», в котором делается акцент на объединении активов предприятий для более эффективного их использования.

Прогресс в развитии отрасли обещает и новый закон «О морских портах», вступающий в силу 14 июня 2013 года. Благодаря принятым новшествам порты смогут сосредоточиться на коммерческой деятельности, работе с грузоотправителями и частными инвесторами. Между тем все стратегическое имущество в виде акваторий, гидротехнических сооружений и так далее перейдет в государственную Администрацию морских портов.

— Перейдет не просто имущество, перейдет и финансирование, — говорит Дмитрий Демидович. — Грубо говоря, все портовые сборы, которые на сегодняшний день получают наши государственные предприятия в соответствии со ставками, утвержденными постановлениями Кабмина (а это в пределах 2,5 миллиарда гривен).

Привлекаемые средства позволят администрациям портов не только на должном уровне эксплуатировать портовое имущество, но и централизованно концентрировать необходимые ресурсы для реализации глобальных проектов по развитию портовой инфраструктуры.

— Я уверен, что реформа — это новая жизнь, это глоток свежего воздуха для всей нашей морской отрасли, — подчеркнул Дмитрий Демидович.