Киевский художник, автор портретов римских понтификов рассказал «ФАКТАМ» о встрече с Бенедиктом XVI, который недавно оставил папский престол
— Признаться, я не был удивлен, получив несколько лет назад приглашение на аудиенцию к Папе Римскому Бенедикту XVI, — говорит Андрей Кулагин. — У меня есть знакомые среди священников Ватикана, и они сообщили, что я, скорее всего, войду в число живописцев, с кем понтифик пожелает пообщаться. Папа регулярно встречается с политиками, бизнесменами, писателями, музыкантами, художниками... Думаю, меня внесли в этот список благодаря тому, что я написал портрет предыдущего главы католической церкви Иоанна Павла II. Причем мою работу Папа выбрал в качестве своего официального портрета. Сейчас картина находится в одном из залов библиотеки Ватикана среди портретов других понтификов, написанных Тицианом, Рембрандтом... Я с удивлением узнал, что одно из этих полотен принадлежит кисти выдающегося русского художника Карла Брюллова. Православный человек в первой половине ХIХ века написал портрет Папы Римского! Ни в одном альбоме живописи Брюллова, которые изданы в России, я не встречал этой картины.
Друзья из Ватикана говорили, что Иоанн Павел II планирует пригласить меня на аудиенцию, поскольку я изобразил его таким, каким он себя видит. К сожалению, встреча не состоялась из-за кончины понтифика. Аудиенцию мне назначил Бенедикт XVI.
*Этот портрет кисти Андрея Кулагина Папа Иоанн Павел II выбрал в качестве официального
— Вы что-нибудь привезли ему в подарок?
— Да, расписанное мною пасхальное яйцо. Оно размером со страусиное. Я изобразил на нем православную икону Владимирской Божьей Матери и сцену Вознесения Господня. Понтифик вручил мне то, что дарит всем посетителям, — четки в красивой упаковке.
Мне было назначено время под вечер. Ожидая аудиенции в небольшом зале, я рассматривал висевший на стене шедевр Рафаэля «Вознесение Господне». Там же дежурила монахиня. Заглянув в расписание Бенедикта XVI, она начала повторять на итальянском: «Не понимаю! Не понимаю!» Дело в том, что напротив фамилии посетителя, который передо мной встречался с Папой, было написано: «16 минут», а возле моей — «три часа».
Мы с Бенедиктом XVI спустились на лифте в сад. Как раз наступило личное время понтифика, и он шел подышать свежим воздухом. В парке, расположенном во дворе папской резиденции, которая примыкает к собору Святого Петра, много скульптур. Нас сопровождала монахиня — полька украинского происхождения. Она выступила в качестве переводчицы. Говорили об искусстве. Беседа не была оживленной. Папа задавал вопросы — я отвечал, показывал открытки с репродукциями своих картин. Затем понтифик долго шел молча, о чем-то размышляя.
*Андрей Кулагин преподнес Бенедикту XVI пасхальное яйцо, на котором нарисовал икону Владимирской Божьей Матери и сцены Вознесения Господня
— Что вы чувствовали, находясь рядом с ним?
— Трепета не испытывал. Возможно, поэтому затем изобразил Бенедикта XVI сидящим на скамейке, без головного убора (хотя, думаю, от меня ожидали именно парадного портрета). На этой картине он просто пожилой священник. Понятно, что не было смысла отправлять такую работу в Ватикан.
Понтифик встречался еще с несколькими художниками. На их картинах Папа изображен величественным. Эти работы вы можете увидеть в интернете.
*Художник изобразил Бенедикта XVI как пожилого священника
— Интересно, как получилось, что в свое время вы взялись за создание портрета Иоанна Павла II?
— Об этом в 2002 году меня попросил Его Высокопреосвященство монсеньер Антонио Франко, который был первым апостольским нунцием (дипломатический представитель Ватикана) в Украине. Мы с ним познакомились, когда я участвовал в реставрации костела, построенного в 1702 году в Черкасской области. У Антонио, позволю себе так его назвать, интересное с точки зрения живописи лицо. Он эмоционален, энергичен. Мне захотелось написать портрет нунция, который затем подарил ему на день рождения. Франко изобразил в натуральных пропорциях — такого же роста, как и в жизни: когда он стал рядом с полотном, все присутствующие сразу это увидели, зааплодировали.
Через некоторое время Антонио предложил мне создать портрет Иоанна ПавлаII. Я получил для работы целую гору фотографий понтифика. Написал портрет Папы на одном дыхании — всего за два дня.
— Вам заплатили гонорар?
— Нунций настойчиво предлагал мне плату, но я категорически отказался, ведь это подарок.
Кроме парадного портрета маслом я написал еще один — акварелью, на котором в глазах Иоанна Павла II стоят слезы. Ведь этого человека я воспринимаю как олицетворение совести мира. Помните, как он просил прощения за минувшие деяния католиков: у мусульман — за крестовые походы, у евреев — за преследования...
— Как долго вы работали над портретом Бенедикта XVI?
— Тоже написал его легко — всего за час. Использовал технику пастели, которую вместе с художником Валерием Франчуком стараюсь возродить в Украине. На днях завершилась наша совместная выставка работ, выполненных в этой технике. На ней был представлен портрет Бенедикта ХVI. Я записал и разместил в интернете 12 видеоуроков, посвященных технике пастели. Ее несправедливо обходят вниманием современные художники. Достаточно сказать, что швейцарский живописец ХVIII века Жан Этьен Лиотар именно пастелью написал свою знаменитую картину «Шоколадница».