Історія сучасності

Стараясь привлечь в дом достаток, на Масленицу мужья своим женам не перечили

8:00 — 12 березня 2013 eye 3326

Началась Сырная неделя — последние семь дней перед Великим постом, когда положено ходить в гости, есть молочные блюда, рыбу и сладости, а также угощаться горячительными напитками

Вот и дождались мы Масленицы. С понедельника, 11 марта, у верующих началась Сыропустная неделя — время, когда, согласно церковным традициям, можно есть молочные и рыбные блюда, а от мяса уже полагается отказаться вплоть до Пасхи. К слову, у православных и греко-католиков в этом году Пасха поздняя: Светлое Христово Воскресение мы будем отмечать аж 5 мая. И поскольку впереди у нас семь недель сурового воздержания (Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая), то сейчас просто необходимо основательно повеселиться, «впрок» наесться вкусных вареников, сырников, блинчиков и немного побаловать себя горячительными напитками.

Главным блюдом Масленицы были вареники с творогом и сметаной

Масленицу наши предки называли по-разному: Масляна, Сиропусний тиждень, Пущення, Загальниця и Колодiй. На этой неделе выделялись три главных дня: Зустрiчний понедiлок, Широкий четвер и Прощена недiля. Каждый имел свой сакральный смысл и свои обряды.

Так, с понедельника по воскресенье ходили друг к другу в гости. Пренебречь этой традицией никак нельзя, ведь, согласно поверью, хто в будинку залишиться, той поховає своє господарство. А потому в дом приглашали родню и кумовьев, которых шедро угощали варениками, молочной кашей, творожными бабками и блинчиками-оладушками.

Масленого вторника особенно ждали молодые люди. Они устраивали веселые игры, снежные бои и катались на санках... Но главное — в этот день парубки присматривали себе невест, а девчата выбирали женихов. Ну а чтобы разглядеть друг друга, молодежь собиралась на вечорницi.

В среду навещали родственников главы семьи. В дом полагалось принести вкусные гостинцы. А вот молодожены отправлялись к теще. Зять преподносил своей второй маме подарки, выражая таким образом уважение, и торжественно приглашал к себе в пятницу на блины и вареники. Традиционно молодая семья должна была трижды принять у себя родственников жены. Первые два случая представлялись зятю сразу после Рождества. Ну а третий визит как раз выпадал на Масленицу. Поэтому в среду, провожая детей, теща отдавала им сковороду, посуду для замешивания теста, ложки, поварешки и лопатки. Тесть, собираясь в гости, закупал продукты: муку, молоко, масло, яйца... Можете представить, как непросто было родителям, выдавшим замуж двух или трех дочерей. Но пренебречь обычаем и не прийти на Масленицу в гости к зятьям означало навлечь на себя осуждение всей сельской громады. Ведь это были не просто застолья, а передача опыта: батьки вчили, як жити слiд.

Правда, в Украине на Сырной неделе ели не столько блины, сколько вареники и другие молочные блюда. Так, на Слобожанщине обязательно готовили кашу и оладьи, в Центральной Украине — гречневые блинчики и вареники с творогом и сметаной, а на Волыни и Галичине делали еще и бануш (кукурузная каша на сметане), а также галушки с брынзой и грибной юшкой.

Считается, что вареники как обрядовое блюдо дошли до нас со времен трипольской культуры. Их форма в виде молодого месяца символизирует женское начало, а начинка — беременную женщину, продолжательницу рода. В старину, увидев на небе месяц, наши предки произносили особую молитву. Ну а чтобы в доме был достаток, хозяйки лепили вареники. Начинка имела свой смысл. Так, пшенная каша в варенике символизировала богатый урожай, начинка из грибов способствовала укреплению мужской силы, а из рыбы — женской. Вареники с маком олицетворяли богатство всего мира, а с вишней вообще считались волшебными. Особое место занимали вареники с творогом, поскольку у наших предков молочные продукты являлись символом достатка. И выражение «Щоб ти жив, як вареник у сметанi!» было магическим пожеланием семье полной гармонии и благополучия. А казацкую шутку: «На Масляну й турки вареники їдять!», видимо, следует понимать так: никто себе не враг, чтобы отказаться от такого магического блюда. Одним словом, именно вареники были главным блюдом на украинском масленичном столе.

Налистники с творогом

Тесто: 300 г муки, 2 яйца, 1 стакан воды, 1 стакан молока, соль и сахар — по 1/2 чайной ложки.

Начинка: 0,5 кг творога, 100 г сахара, 4 яйца, ваниль, 2 столовые ложки вишневого варенья.

Муку развести водой и молоком, добавить яйца, соль, сахар и хорошенько перемешать, чтобы получилась однородная масса. Разогреть сковороду, слегка смазать жиром и наливать тесто тонким слоем. Готовые блины смазать начинкой, свернуть и поджарить на сливочном масле.

Начинку приготовить так: творог растереть с желтками и сахаром, перемешать со взбитыми в пену белками, вареньем и ванилью.

Однако Сырная неделя — это не только богатый стол, но и веселые гулянья, катание на лошадях, шутки и песни. Считалось, что человеку, который проведет Масленицу голодно и скучно, не будет везти в течение всего года.

Пожалуй, самым веселым днем был Широкий четверг. С утра женатые люди устраивали посиделки. Мужчины собирались в шинке, чтобы в кругу друзей хорошенько закусить и выпить.

В нынешнем году на Широкий четверг приходится день памяти преподобной мученицы Евдокии, в народе святую называли Явдохой. Чтобы в семье дети росли спокойными и рассудительными, на рассвете мамы набирали в колодце или на реке «Явдохиної води», в которой потом купали малышей. Кроме того, в старину считалось, что это лучший день, дабы наказать злых и болтливых женщин. В селах тем, кто часто говорит гадости, ночью колючей проволокой завязывали калитки и ворота. Это было большим позором.

На Явдоху угадывали, какой будет погода. Мороз и метели предвещали позднюю весну. Нерастаявший до Явдохи снег обещал пасечникам много меда. А еще люди говорили: «Яка погода на Явдохи, таке й лiто буде».

В субботу в санях возили «старого дiда» — соломенное чучело, символизирующее наступающий пост

Отличительной чертой украинской Масленицы были женские гулянья. Фольклористы рассказывают, что в Украине Сырную неделю чаще называли не Масленицей, а Колодiєм, или Бабським тижнем. В течение семи дней мужчины своим женам не перечили, а всячески способствовали веселощам та розвагам. Предки верили: чем лучше женщины повеселятся, тем богаче и плодовитее будет хозяйство. Ведь в старину Колодiй символизировал плодородие, брак, любовь мужчины к женщине. Поэтому всю неделю замужние жiночки ходили по селу и привязывали к ногам и рукам молодых людей деревянную колодку. Так они наказывали парубков и девчат за то, что те в течение года не нашли себе пару и не вступили в законный брак: «усе живе повинно бути в парi».

«Справляти колодку» начинали в понедельник в шинке. Женщины собирались за столом, на который незаметно выкладывали полено и восклицали: «Колодка народилася!» За чаркой горилки подруги заворачивали деревяшку в пеленки и пели: «Вже наше дитя народилося, а вже дитя на свiт Божий та й зТявилося!» Во вторник праздновали крестины, а потом свадьбу... Были также похороны и поминки колодки, на которых все пели песни, выпивали и закусывали. В Широкий четверг с колодкой ходили по дворам, привязывая ее не только холостякам, но и их родителям, а также мужьям, желавшим присоединиться к женским гуляньям. А вот мужчин, у которых родились внебрачные дети, женщины не жалели: снять полено непутевые мужички могли только после того, как дадут необходимую сумму на содержание ребенка.

Соленики

Для приготовления потребуется: 200 г брынзы, 180 г сливочного масла, 200 г муки, 1 яйцо.

Натереть на мелкой терке брынзу, перемешать ее с растопленным маслом и желтком, добавить просеянную муку и замесить тесто. Поставить в холодное место. Через четыре часа тесто раскатать, вырезать формочками печенье, смазать белком и выпекать в не очень горячей духовке.

В Широкий четверг колодкувати разрешалось и девчатам. Более того, они могли даже выпить немного вина. Девушки собирались своим кругом, угощались и пели:

«Не пускає мене мати

На вулицю погуляти.

А хоч пустить, то пригрустить:

«Iди, доню, не барися,

У сiнечки та й вернися!

Бо на дворi пiст наступає,

А хто його проскаче,

Той Великодня не побаче!»

На Масленой неделе парни и девчата собирались на вечорницi. Для посиделок у вдов или стариков арендовали хату, рассчитываясь с хозяевами хлебом, мукой и крупами. Парни рубили дрова и носили воду.

С самого утра в пятницу молодежь выходила на веселые игры и катание на санях. Еще в этот день наряжали соломенное чучело, которое называли «стара баба». С ней ходили по дворам, танцевали, катали «бабу» на санях. Существовало поверье, что, чем дальше с горы съедут сани, тем выше в этом году вырастет лен. Поскольку «баба» символизировала зиму, в конце Сырной недели ее сжигали или топили в реке, чтобы таким образом прогнать холода.

В субботу в санях возили «старого дiда» — соломенное чучело, символизирующее наступающий Великий пост. Чучело также сжигали, приговаривая: «Масляна, Масляна, яка ти мала! Якби ж тебе сiм недiль, а посту одна». Вечером опять ходили в гости, поскольку в этот день накрывали стол для сестер мужа — зовиць.

В Прощеное воскресенье нужно было навестить родных и соседей, чтобы попросить прощения за все обиды и, если близкие враждовали, обязательно помириться. Состоятельные люди навещали бедных. У стариков, вдов и сирот просили прощения и приносили им постные продукты: крупы, сухие и соленые грибы, овощи и растительное масло. Все старались сделать до заката солнца, чтобы смиренно и без суеты настроиться на говение.