Высший специализированный суд Украины удовлетворил просьбу Юрия Нестерова, одного из осужденных по нашумевшему (одному из первых) делу «милицейских оборотней», о предоставлении ему дополнительной охраны в местах лишения свободы. Именно показания Нестерова в значительной степени помогли следствию раскрыть преступления банды подполковника МВД Игоря Гончарова.
Во время расследования одного из самых резонансных дел в новейшей уголовной истории Украины Юрий Нестеров находился под защитой программы охраны свидетелей. С 2002 года он состоял на подписке о невыезде. Его тщательно охраняли, ведь бывший член банды согласился дать показания против своих подельников, занимающихся похищениями и убийствами людей.
Согласно постановлению Генеральной прокуратуры, рядом с ним постоянно, днем и ночью, находились офицеры УБОПа, однако даже в условиях круглосуточной охраны жизнь свидетеля подвергалась опасности. Ночью 28 февраля 2005 года неизвестные бросили гранату в подъезд дома, куда Нестеров заходил вместе с охраняющим его майором Владиславом Кошмяковым, а затем попытались добить раненых из огнестрельного оружия. К счастью, преступникам это не удалось. По факту покушения было возбуждено уголовное дело.
— Ко мне то и дело подходили оставшиеся на свободе члены банды, предлагали солидную сумму за молчание, — рассказывал тогда «ФАКТАМ» Юрий Нестеров. — Когда я отказался, угрожали, что заставят меня замолчать другим способом. Чтобы припугнуть меня как следует, неизвестные похитили мою жену — прямо на улице затолкали в машину, избили и выбросили на обочине.
Но летом 2009 года Киевский апелляционный суд совершенно неожиданно изменил Нестерову меру пресечения с подписки о невыезде на содержание под стражей. На него тут же надели наручники и затолкали в клетку к другим подсудимым. Те не скрывали злорадства. Не стесняясь, они во всеуслышание заявляли, что «кроту» придется ответить за сотрудничество со следствием. Несмотря на угрозы, Нестеров не изменил своих показаний.
Приговор Киевского апелляционного суда оказался достаточно жестким, но справедливым. Двое членов банды, которые считались основными помощниками главаря (один из них — подполковник милиции, следователь угрозыска Гайдай, второй — личность с богатым криминальным прошлым Мельников), получили пожизненные сроки. Бывшему кадровику МВД, также подполковнику милиции Лысенко, исполнявшему в банде обязанности бухгалтера, дали 15 лет.
А вот главного свидетеля обвинения ожидал неприятный сюрприз. Председательствующий судья Дзюбин приговорил Юрия Нестерова (несмотря на ходатайство ГПУ о применении к нему условного наказания) к 10 с половиной годам лишения свободы. И при этом не забыл упомянуть, что именно благодаря сотрудничеству Нестерова со следствием была разоблачена и обезврежена эта милицейская группировка. Причем срок заключения Нестерова исчисляется не как у остальных — с 2002 года, когда взяли банду, а с
Сейчас «дело оборотней» находится в Высшем специализированном суде. Пока что Юрий Нестеров содержится в изоляторе СБУ, который можно считать относительно безопасным местом для арестантов, остальные члены банды — в Лукьяновском СИЗО. Однако после окончательного оглашения приговора, которое состоится 23 апреля, их этапируют к местам лишения свободы. Экс-милиционеров направят в Менскую колонию для бывших правоохранителей, остальных — по обычным зонам.
Юрию Нестерову тоже «светит» обычная колония с казармами на 200 коек, где мстителям легко будет до него добраться. Поэтому осужденный уже в который раз обратился к суду с ходатайством обеспечить ему меры личной безопасности. Наконец-то Высший специализированный суд удовлетворил его просьбу. На практике это означает, что и сейчас, в вип-изоляторе, и в будущем, в колонии, ему обязаны предоставить дополнительную личную круглосуточную охрану. Причем оберегать его будут не только от других заключенных, но и от сотрудников спецучреждений. Мало ли что…