Події

Имитируя ДТП, мошенники выманили у «виноватых» водителей почти миллион гривен

6:00 — 12 березня 2013 eye 3566

— Раньше я думал, что на удочку аферистов попадаются только глупцы и простофили, — вздыхает 45-летний киевлянин Олег Козыренко (имя и фамилия изменены). — Но после того, как сам пострадал от жуликов, понял: одурачить можно даже юриста с многолетним стажем. Я руковожу крупной юридической компанией. Если мои клиенты узнают, как лихо меня развели на деньги, станут смеяться. А то и вовсе откажутся от моих услуг. Поэтому очень прошу вас не называть мое настоящее имя.

«Увидев царапины на машинах, я обомлел: откуда? Почему их раньше не было?»

— В семь часов утра я сел за руль своего автомобиля «Кадиллак Эскалейд», — рассказывает Олег Козыренко. — Я живу в Киеве на левом берегу, а важная встреча была назначена на правом. Дороги были еще свободными, я быстро пересек Днепр по мосту Патона. В туннеле новой развязки включил поворотник и попытался перестроиться в правый ряд. И вдруг сзади раздался глухой звук. Будто из бутылки шампанского вылетела пробка. Но удара в кузов я не ощутил. На всякий случай остановил машину, вышел, осмотрел автомобиль — все было в порядке.

Снова сел за руль, проехал буквально сто метров, смотрю: на обочине стоит шикарный, отполированный до блеска БМВ X6. Из машины вышел водитель, машет мне: мол, тормози. Ну, я остановился, вышел. Со стороны пассажирского сиденья опустилось окно. Сидевший там мужчина приветливо мне улыбнулся. Я обратил внимание на его элегантный костюм с депутатским значком, отполированные ногти и дорогие запонки.

Водитель БМВ объяснил: мол, я слишком резко въезжал в ряд, он не успел притормозить, и наши автомобили столкнулись. «У вас все нормально?» — спросил он. «Слава Богу, — говорю. — А у вас?» Водитель улыбнулся: «Вроде пронесло. Но в следующий раз будьте аккуратнее». Мы попрощались, и я поехал дальше. Неожиданно передо мной снова возник тот же БМВ. Автомобиль стоял на обочине, а вокруг него с озабоченным лицом ходил хозяин. Я проехал дальше и вдруг слышу: позади кто-то сигналит. Глянул в зеркало: за мной ехал, моргая фарами, БМВ. Я остановился, подошел к машине: «Ребята, что не так?» «Вы нам машину побили», — говорят. «Вы что, шутите?» «Осмотрите наше авто, — вежливо предложил водитель. — Вот здесь, слева».

Я обошел их автомобиль и на переднем крыле увидел несколько свежих царапин. Перевел взгляд на свою машину и обомлел: на заднем крыле были такие же повреждения. Откуда? Почему я сразу их не заметил? Но заподозрить парней в мошенничестве даже мысли не возникло. Они вели себя очень спокойно, доброжелательно, явно сочувствовали мне. «Машина застрахована? — спросил хозяин БМВ. — Автоцивилка? Разрешите взглянуть». Я достал из внутреннего кармана пиджака страховой полис. «Вы не могли бы вытащить его из файла? А то я без очков плохо вижу», — попросил мужчина.

Он стал внимательно изучать страховой полис, а я сел в свою машину. Через несколько мгновений хозяин БМВ подсел на пассажирское сиденье, протянул мне автоцивилку: «Здесь есть телефон. Звоните». На полисе возле реквизитов страховой компании была нанесенная штемпелем надпись: «В случае ДТП звоните по такому телефону». Я набрал номер со своего мобильного. «Страховая компания. Слушаю вас», — ответил мужской голос. Я объяснил ситуацию. Сотрудник страховой компании спросил номер моего автомобиля. В трубке послышались щелкающие звуки, будто кто-то работает на компьютере. Страховщик назвал номер и марку моего автомобиля, потом сказал: «По закону, я должен вызывать работников ГАИ».

Пока мы ждали звонка гаишников, хозяин БМВ назвал свое имя: «Я Александр Васильев, депутат Киевского городского совета от фракции Партии регионов». Однако толком поговорить мы не могли: у Васильева без конца звонили телефоны. Он отвечал в одну трубку: «Я попал в ДТП, опаздываю на заседание. Не волнуйтесь, документы передаст мой помощник». По другому телефону он, как я понял, отдавал указания своим помощникам. В паузах между разговорами Васильев пытался успокаивать меня: «Да не расстраивайтесь вы так! Это ведь железо. Главное, что руки-ноги целы».

«Сейчас, вспоминая подробности, отдаю должное артистизму аферистов. Ведь как играли! Продумали все до мелочей»

— Тут на мой мобильный, — продолжает Олег Козыренко, — позвонили с городского номера: «ГАИ Киева. Что у вас случилось?.. Где это произошло? На развязке перед мостом Патона? Очень хорошо. У нас там камера стоит. Значит, ДТП зафиксировано. Сейчас просмотрю запись... Ага, вижу. Автомобиль „Кадиллак Эскалайд“ подрезал БМВ X6. Вы грубо нарушили правила дорожного движения, это карается штрафом. Вы находитесь на месте ДТП? Отъехали? Это еще одно грубое нарушение. У вас точно заберут права». У меня голова пошла кругом. А сотрудник ГАИ продолжал: «Вам известно, что страховая компания не возмещает убытки, если участники ДТП уехали с места происшествия? Уточните у своего страховщика».

Ровно через минуту мне перезвонили из страховой компании: «Вам уже звонили из милиции? И что сказали? Вы съехали с места ДТП? Ну, тогда придется решать вопрос в судебном порядке. А сумма ущерба значительная? Если нет, попытайтесь договориться с водителем». Я спросил Васильева, во сколько он оценивает ремонт автомобиля. Тот пожал плечами: «Откуда я знаю?.. Машина новая, дорогая. Надо связаться с автосалоном, поговорить с экспертом. Ладно, звоните в страховую. Обойдемся без них».

Как только я закончил разговор с представителем страховой компании, мне снова позвонили из ГАИ: «Ну что, отменяете вызов?» «Да, — говорю, — мы сами разберемся». Чтобы не создавать трудностей другим водителям, Васильев предложил отъехать в близлежащий парк. Там я пересел в машину депутата и увидел на заднем сиденье третьего мужчину. Он работал на ноутбуке. «Это Михаил, мой помощник», — объяснил Васильев и, включив громкую связь, стал звонить в автосалон. Перед этим водитель сфотографировал на мобильный телефон царапины на крыле и переслал mms-сообщение эксперту.

«Так, пришла картинка, смотрю, — докладывал по телефону сотрудник автосалона. — Вы помните, что мы работаем в евро, да? Разборка, сборка, покраска... Не меньше трех тысяч евро. А вы проверяли, не повреждено ли крепление фар?» Депутат Васильев вышел из машины, стал дергать фару, а я не мог пошевелиться. В голове стучала мысль: «Где взять деньги?» Тут вернулся Васильев и сказал эксперту: «У нас фара шатается». Подробностей их дальнейшего разговора я не помню — все поплыло перед глазами. Когда Васильев озвучил мне стоимость ремонта — более 18 тысяч евро! — я на время лишился дара речи.

«Извините, но у меня таких денег нет», — растерянно произнес я. Депутат Васильев развел руками: «Ну, так не пойдет... Мы взрослые, солидные люди. Надо решать вопрос».

Я позвонил жене и все ей рассказал. Супруга сразу заподозрила неладное: «Может, это аферисты?» «Исключено, — говорю ей. — Это очень приличные люди». «Ты еще раз проверь, — убеждала жена. — Что-то здесь не так». Однако я, на свою беду, отмахнулся от совета супруги. И после этого позвонил другу, попросив его одолжить 18 тысяч евро. Товарищ сказал: мол, сегодня он занят, поэтому деньги привезет его жена. Договорились, что она приедет ко мне в офис.

Депутат Васильев заявил, что больше ждать не может. Дескать, в Киевском городском совете сейчас решается очень важный вопрос. «С вами поедет мой помощник и заберет деньги, — сказал он. — Вы сможете потом отвезти Михаила в Борисполь? Там у него назначена встреча». Конечно, я согласился и принес извинения, что так сильно задержал их.

Сейчас, вспоминая все подробности, я отдаю должное артистизму аферистов. Ведь как играли! Продумали все до мелочей. По дороге помощник депутата Михаил рассказывал мне о своей личной жизни: мол, недавно развелся и тяжело переживает разлуку с маленьким сыном. Убеждал меня, что депутат Васильев влиятельный человек, и это знакомство принесет мне немалую пользу. В общем, заговаривал мне зубы, не давал собраться с мыслями. А как он держался! Ровная осанка, грамотная речь, приятные манеры...

Мы подъехали к моему офису, я оставил помощника депутата в машине, а сам зашел внутрь за деньгами. Когда вернулся, Михаил почему-то стоял на улице, в арке дома. Это сейчас я понимаю, что он продумал худший вариант развития событий и приготовился (если что-то пойдет не так) убегать. Мы сели в мою машину, я передал ему конверт, где лежали 24 тысячи 100 долларов. По тогдашнему курсу — 18 тысяч 200 евро. Ровно столько, как убедил меня депутат Васильев, стоил ремонт его машины.

После этого я повез Михаила в Борисполь. По дороге он неожиданно попросил меня остановить возле метро: «По городу пробки, так быстрее будет». Помню, он вышел возле метро «Печерская», я отъехал сто метров и вдруг «проснулся». Словно пелена с глаз упала. Что я натворил?! Схватил телефон, стал звонить депутату Васильеву. Телефон был отключен. Набрал его помощника, потом номер страховой компании, гаишника — все телефоны отключены! Я позвонил своему секретарю, чтобы она нашла в интернете информацию о Васильеве. «Такого депутата в Киевском городском совете нет», — сообщила помощница.

Тогда я попросил начальника охраны, отставного полковника милиции, проверить номера всех телефонов. Он обратился к бывшим коллегам и через десять минут дал ответ: «Эти номера работали только сегодня утром. Судя по всему, карточки купили для одного случая, а потом выбросили». В тот момент я почувствовал себя изнасилованной женщиной. Было так стыдно обращаться в милицию. Меня переубедил знакомый начальник одного из райуправлений милиции Киева: «Думаешь, ты один такой? У нас уже шесть похожих заявлений».

«Жуликов интересовали владельцы дорогих автомобилей с нетонированными стеклами. Так было легче выбрать момент, когда хозяин авто ехал один»

Сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью столичной милиции приложили немало усилий, чтобы поймать автомошенников. Их задержали в мае 2012 года, когда ловкачи пытались одурачить очередную жертву. Как выяснилось, преступную группу организовали... два успешных столичных бизнесмена. Один из них случайно прочитал в прессе статью о проделках автомошенников. И его озарило: вот она, беспроигрышная бизнес-схема! Бизнесмен поделился соображениями с товарищем. Вместе они изучили имевшуюся в интернете информацию о трюках автомошенников, проштудировали газетные публикации. И решили: надо работать.

Для «охоты на лохов» бизнесмены специально купили два дорогих автомобиля (БМВ X6 и «Порше Кайен»), подключили к делу личного водителя и двух безработных друзей. Жертвами аферистов стали как минимум восемь водителей. Они отдали мошенникам более 700 тысяч гривен. Некоторые приносили по 80, по 100 тысяч гривен. Однако следствие считает, что потерпевших было намного больше, ведь преступная группа орудовала в Киеве почти два года. Скорее всего, многие водители постыдились обращаться в милицию.

— Аферистов интересовали владельцы дорогих автомобилей с нетонированными стеклами, — говорит прокурор Сергей Кравчук, представляющий гособвинение по этому делу в Святошинском районном суде столицы. — Так было легче выбрать момент, когда хозяин автомобиля ехал один. «Нападали» на жертву утром, между семью и восемью часами. Обычно вели «цель» на двух машинах. Один автомобиль ехал впереди и специально создавал ситуацию, чтобы водитель повернул в нужный аферистам ряд. А там позади жертвы пристраивался второй автомобиль. Один из мошенников бросал брусок хозяйственного мыла в едущий впереди автомобиль, имитируя столкновение.

Ничего не понимающий водитель останавливался и бежал осматривать свою и чужую машины. Пока один член преступной группы отвлекал внимание жертвы, второй быстро наносил наждачной бумагой царапины на двух автомобилях. И тут из салона БМВ или «Порше» выходил «хозяин авто». В одних случаях аферист представлялся депутатом Киевского городского совета, в других — сотрудником Генеральной прокуратуры Украины. И даже соответствующее удостоверение показывал (разумеется, фальшивое).

Как правило, статус депутата или сотрудника Генпрокуратуры вызывал уважение. Когда «депутат Васильев» или «прокурор Петров» просили показать страховой полис, жертва, не подозревая ничего дурного, выполняла просьбу. Тем временем мошенник незаметно ставил на полисе печать с помощью заранее изготовленного штампа с номером телефона сообщника. В случае Олега Козыренко аферист проделал это, пока жертва садилась в машину. Никто из водителей не заподозрил фальсификации. Ведь кто помнит, есть ли на их страховом полисе печать с номером телефона на случай ДТП?

Когда потерпевший звонил по указанному на печати номеру, с ним беседовал один из аферистов. Другой мошенник представлялся сотрудником ГАИ. Надо сказать, они тщательно готовились к каждому «спектаклю». В их распоряжении были украденные ранее с других автомобилей государственные номера, переносные мобильные радиостанции (чтобы поддерживать связь друг с другом), карточки сотовой связи и мобильные телефоны (от них сразу же избавлялись) и даже компакт-диски с записью разговоров настоящих сотрудников милиции (лжегаишник включал фрагмент записи, чтобы создать видимость своего пребывания в Управлении ГАИ).

Пяти участникам преступной группы предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупных размерах, использовании заведомо поддельных документов и самовольном присвоении властных полномочий или звания должностного лица. За это предусмотрено от 5 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Все члены преступной группы находятся под стражей. На их имущество наложен арест. Подсудимые отказываются от дачи показаний. Куда подевали полученные от водителей деньги, не признаются.

— Я долго работаю юристом и понимаю: у нас, пострадавших, мало шансов получить свои деньги обратно, — вздыхает Олег Козыренко. — Я до сих пор отдаю долг. Мне еще долго придется отрабатывать собственную доверчивость. Но с другой стороны, как было не поверить «депутату Васильеву» и его «помощнику»? У этих аферистов криминальный талант, не иначе.

Советы экспертов, как не стать жертвой автомошенников